Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
445
неисправной цистерне или с нарушенными ЗПУ грузоотправителя, груз выдают в присутствии начальника станции или его заместителя. При этом,
когда спирт прибыл в бесколпачной цистерне, количество поступившего в ней груза определяют пропуском через мерники, а в цистерне с колпа- ком замеряют высоту недолива и определяют крепость и температуру спирта. При этом в случае недостачи спирта в цистерне с колпаком в коммерческом акте отражают указанные данные, а также высоту колпа- ка, а количество спирта, содержащегося в цистерне, не указывают.
Если грузополучатель обнаружит понижение крепости спирта, то ко- миссия отбирает две пробы (по 1 л). Одну пробу передают на анализ и экспертизу в лабораторию по указанию отделения дороги, другую хра- нят у грузополучателя в качестве контрольной. Сохранность или недо- стачу спирта по коммерческому акту определяет служба грузовой и коммерческой работы дороги назначения.
39.9. Охрана труда и окружающей среды
при перевозке нефтепродуктов
Места налива и слива должны быть оборудованы освещением (в слу- чае необходимости взрывобезопасным), обеспечивающим выполнением работ круглосуточно, а также снабжены противопожарными средствами.
В местах налива и слива легковоспламеняющихся жидкостей, не оборудованных электрическим освещением, в качестве осветитель- ных приборов разрешается применять только электрические взрыво- безопасные фонари.
Подача под слив и налив и вывод железнодорожных цистерн дол- жен производиться плавно, без толчков и рывков. Движение маневро- вых тепловозов по железнодорожным путям, на которых расположе- ны сливно-наливные устройства, запрещается. Любое перемещение ци- стерн на эстакадах должно быть обязательно согласовано с операто- ром участка налива-слива.
Запрещается спуск промывальщиков-пропарщиков в котел цис- терны: из-под этилированного бензина, не прошедшей обработки и дегазации; с остатками неопределенного груза; остатком любого груза глубиной более 10 см; без постоянной лестницы; без предусмотрен- ной нормами спецодежды и спецобуви, а также без спасательного снаряжения и шлангового дыхательного прибора или других средств
446
защиты органов дыхания; без наличия у колпаков цистерны второго промывальщика-пропарщика; с открытым огнем, с фонарем не во взрывоопасном исполнении.
Перед началом работы промывальщик-пропарщик совместно с бри- гадиром или мастером должны убедиться в исправном состоянии шлан- говых дыхательных приборов или других средств защиты органов ды- хания с активной подачей воздуха, спасательного снаряжения и инстру- мента, а также проверить длину шланга, плотность прилегания маски к лицу, отсутствия повреждения маски и шланга. Проверка дыхания в маске должна продолжаться не менее 3 мин. Наряду с повседневным осмот- ром шланговый дыхательный прибор не реже двух раз в месяц должен подвергаться контрольной проверке на герметичность. Спускаться в ци- стерны из-под едких и ядовитых, а также бензина, сырой нефти и всех других выделяющих вредные пары жидкостей без шлангового и спаса- тельного пояса запрещается. За предохранительный пояс укрепляют ве- ревку, противоположный конец которой выходит наружу через люк цис- терны. Снаружи у люка должен находиться подсобный рабочий, снаб- женный запасным шланговым противогазом на случай необходимости спуска в цистерну для оказания помощи работающему в ней. Подсоб- ный рабочий держит конец веревки, наблюдает за самочувствием про- мывальщика, работающего в цистерне, и следит за положением воз- душного шланга.
При очистке цистерн после слива ядовитых грузов необходимо наде- вать специальную защитную одежду (пневмокостюм), который полнос- тью предохраняет рабочего от проникновения на кожу жидких продук- тов, а также от перегрева и охлаждения организма в связи с резким перепадом температуры, особенно в зимний период.
При внутреннем осмотре для освещения цистерны используют толь- ко взрывобезопасные аккумуляторные фонари шахтерского типа или лампы с герметически закрытыми контактами. Включать и выключать эти приборы разрешается только вне цистерны. Рабочим, спускающим- ся внутрь цистерны, запрещается надевать обувь, подбитую железными гвоздями, шпильками, подковками. При работе внутри цистерны не раз- решается применять железные или стальные лопаты, щетки, ведра и по- добный инструмент. Все это должно быть изготовлено из неискрящихся металлов (алюминия, меди) или дерева.
447
При наливе и сливе цистерн рабочие должны стоять с наветренной стороны. Открывают и закрывают люки и крышки колпака неискрооб- разующим инструментом.
Рабочие, производящие налив и слив этилированного бензина, дол- жны быть перед началом работ ознакомлены с его свойствами, проинст- руктированы по вопросам техники безопасности при работах с этилиро- ванным бензином и снабжены соответствующей спецодеждой.
Для обеспечения безопасности при перевозке нефтепродуктов в цистернах, недопущения в них вакуума при транспортировке, наливе и сливе на крышке колпака цистерны установлены предохранитель- но-впускные клапаны для регулирования давления в котле.
448
Р а з д е л X
ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 42
Глава 40. Транспортная характеристика опасных
грузов и подготовка их к перевозке
40.1. Классификация опасных грузов по характеру
и степени опасности
Опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, по- грузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва,
пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения тех- нических средств, устройств, оборудования и других объектов желез- нодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (ст. 2 Устава). Вслед- ствие этого при перевозке и хранении таких веществ, материалов, изде- лий и отходов необходимо соблюдать меры предосторожности и особые условия перевозок.
Эти условия и меры определены в Правилах перевозок железнодо- рожным транспортом опасных грузов и в Правилах безопасности и по- рядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевоз- ке их по железным дорогам. Государственное регулирование и надзор в области обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов на ма- гистральном и промышленном железнодорожном транспорте осуществ- ляет Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортех- надзор России) и его региональные инспекции по надзору на железнодо- рожном транспорте. Основным нормативным документом Госгортехнад- зора России являются Правила безопасности при перевозке опасных гру- зов железнодорожным транспортом.
Руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта неза- висимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных гру- зов, должны сдавать экзамены на знание этих правил не реже одного раза в три года. Грузоотправители и грузополучатели представляют на станцию приказы по предприятию о назначении ответственных за работу с вагонами и перевозочными документами на опасные грузы.
449
Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные.
Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:
– Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);
– Класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
– Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
– Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
– самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие вос- пламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
– Класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические перок- сиды (ОП);
– Класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
– Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);
– Класс 8 — едкие и (или) коррозийные вещества (ЕК);
– Класс 9 — прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-хими- ческими свойствами, видами и степенью опасности при транспортиро- вании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в При- ложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов.
Каждому наименованию опасного груза присвоен классификационный шифр из четырех цифр: первая обозначает класс, вторая — подкласс, третья —
категорию опасности, четвертая — степень опасности.
Например, сера имеет классификационный шифр 4133. Это означает,
что она относится к легковоспламеняющимся твердым веществам пер- вого подкласса, третьей категории (слабо ядовитые), третьей степени опас- ности. Классификационный шифр— это численный код опасного гру- за, характеризующий его транспортную опасность.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свой- ствами и видами опасности при транспортировании разделяют соглас- но ГОСТ 19433-88 на подклассы (всего 24 подкласса). Первая и вто- рые цифры классификационного шифра обозначают подкласс (в при- веденном выше примере сера относится к подклассу 4.1).
Взрывчатые материалы в каждом подклассе (шесть подклассов)
в зависимости от их свойств, назначения и возможности совмест- ной перевозки разделяются на группы совместимости, обозначен- ные буквами от А до N, а также S. Для опасных грузов класса 1
классификационный шифр состоит из номера класса, подкласса и группы совместимости.
450
Например, для пороха бездымного классификационный шифр по
ГОСТ 19433-88 1.3 С, что обозначает: первый класс, третий подкласс
(ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой), группа совмести- мости С.
Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, ка- тегории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19443-88. Класс
(подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опас- ности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опас- ности. Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписан- ные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополни- тельной опасности.
40.2. Алфавитный указатель опасных грузов,
допущенных к перевозке по железным дорогам
К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы,
поименованные в Алфавитном указателе (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (Приложение 10) Правил перевозок опас- ных грузов.
В Алфавитном указателе опасных грузов, фрагмент которого дан в таблице 40.1, указаны номер ООН и наименование груза, номер аварийной карточки, классификационный шифр, род вагона, вид отправки, номер знака опасности и штемпеля на перевозочных документах.
Номер ООН —это порядковый номер, присвоенный опасному грузу или группе сходных по свойствам опасных грузов на основе Рекомен- даций Комитета экспертов Организации объединенных наций по пере- возке опасных грузов.
В Алфавитном указателе приняты следующие условные обозначения.
В графе «Род вагона»: 2.1 — крытые вагоны общего парка МПС России,
2.2 — крытые вагоны, специализированные, грузоотправителей (грузо- получателей); 2.3 — специально выделенные крытые вагоны парка МПС
России, арендованные грузоотправителями (грузополучателями); 4 —
полувагоны, платформы.
В графе «Вид отправок»: П — повагонные отправки; М — мелкие отправки, К — универсальные контейнеры МПС России; СК — спе- циализированные контейнеры (грузополучателей), СКЦ — специали- зированные контейнеры-цистерны, Н — допускается также перевозка наливом;
451
Таблица 40.1
Номер ООН и наимено- вание груза
Но мер авар ийно й кар то чки
Классиф ик ацио нный ши фр
Род ваг она
Вид отп рав ки
Но мер зн ак а оп ас нос ти
(см
. ри с.
П
6.1,
П
6.2)
Штемпеля на перевозочных документах
1066
Азот сжатый
201 2111 2.1 П, М, К 2
«Сжатый газ»,
«Спускать с горки осторожно», «При- крытие 0-0-1-0»
2927
Акванит
**
(см. п. 42.1)
611 6141 2.2
П
СК
6а; 8
«Ядовито», «Едкое»,
«Не спускать с гор- ки», «Прикрытие
1/0-1-3-1»
** Разрешается перевозить только в сопровождении проводников грузоот- правителя (грузополучателя).
В графе «Знак опасности» приведены номера знаков опасности со- гласно Приложению 6 (рис. П6.1. на форзаце) Правил перевозок опас- ных грузов.
При обозначении прикрытия (минимального числа физических ва- гонов прикрытия) в графе «Штемпеля на перевозочных документах»
приняты следующие обозначения: первая цифра — от ведущего локо- мотива (если дробь, то числитель — от паровоза на твердом топливе,
знаменатель — от электровоза, тепловоза или паровоза на нефтяном топливе); вторая цифра — от подталкивающего локомотива на твердом топливе (со знаком «*» — от всех подталкивающих локомотивов); тре- тья цифра — от вагонов с людьми; четвертая цифра — от локомотивов на твердом топливе при маневрах. Если прикрытия не требуется, то ставится «0», если прикрытие необходимо — «1».
Знак «Х» — при перевозке грузов в стеклянной таре должен быть проставлен штемпель «Спускать с горки осторожно».
Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе, но сход- ные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами,
перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузо- отправителем. При этом грузоотправитель должен в графе накладной
452
«Наименование груза» указать наименование перевозимого груза с со- ответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: «Груз перевозится на условиях … (указывается наименование груза, к которому приравнивают груз, согласно Алфавитному указате- лю), АК приложена» и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля. Перевозка опасных грузов, которые не могут быть приравнены к грузам, поименованным в Алфавитном ука- зателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах или на условиях, не предусмот- ренных Правилами, допускается только по разрешению МПС России,
определяющему условия перевозки на основании ходатайства предпри- ятия-грузоотправителя. Кроме Алфавитного указателя опасных грузов,
имеется Перечень грузов, при подготовке к перевозке которых требу- ется соблюдение положений Правил перевозок опасных грузов (ве- тошь, макулатура, мебель мягкая, изделия текстильные, мех, трикотаж,
щепа, торф и др.), касающихся отбора и подготовки вагонов в проти- вопожарном отношении.
К взрывчатым материалам (ВМ) относятся взрывчатые вещества,
способные к химическому превращению при внешних механических,
электрических, термических и других воздействиях; пиротехнические вещества и составы; изделия, содержащие одно или несколько взрывча- тых или пиротехнических средств. К перевозке по железным дорогам допускаются только те ВМ, которые поименованы в Перечне опасных грузов первого класса в табл. П10.1 и П10.2 Приложения 10 Правил перевозок опасных грузов.
При перевозке перечисленных в указанных таблицах материалов вык- лючать автотормоза вагонов не требуется.
Включение новых ВМ в Перечень и предъявление их к перевозке без разработанных и утвержденных аварийных карточек не допускается.
40.3. Тара, упаковка и маркировка опасных грузов,
перевозимых в крытых вагонах и контейнерах
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к пере- возке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или технически- ми условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные.
Упаковка».
453
Рис. 40.1. Место расположения маркиров- ки, характеризующей транспортную опас- ность груза: 1 — знак опасности; 2 — ма- нипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96;
3 — номер ООН; 4 — классификацион- ный шифр; 5 — транспортное наиме- нование груза
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упа- ковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядови- тые, едкие, коррозийные газы или пары, грузы, которые становятся взрыв- чатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с возду- хом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами,
должны быть упакованы герметично.
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением сво- бодного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше за- купоренных бутылей и банок на 5 см.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.
На грузовые места с опасными грузами должна быть нанесена транспортная маркировка в соответствии с Правилами перевозок гру- зов и ГОСТ 14192-96 «Мар- кировка грузов».
На каждое грузовое место,
кроме транспортной марки- ровки, грузоотправитель обя- зан нанести маркировку, харак- теризующую вид и степень опасности груза (рис. 40.1),
содержащую: знак опасности по ГОСТ 19433-88 в соответ- ствии с Алфавитным указате- лем (знаки опасности помеще- ны на форзацах книги «Прави- ла перевозок железнодорож- ным транспортом опасных гру- зов»); наименование груза со- гласно Алфавитному указате- лю (при совместной упаковке