Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

557
допущенные в процессе перевозки или при хранении на станционных скла- дах и других местах общего пользования: хищения грузов; недосдача мест;
недостача массы грузов; утраты, порчи, повреждения грузов.
Как хищения учитываются недостачи грузов, установленные по срав- нению с документами и выявленные при наложении и срыве ЗПУ; при обнаружении следов повреждения и подделки ЗПУ и перевозочных до- кументов; при обнаружении проломов и прорубов пола, крыши вагона или контейнера, решеток вентиляционного люка, люковых решеток у крытых вагонов, через которые могло быть совершено хищение; при обнаружении следов насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест, транспортных пакетов; при обнаружении проломов стен,
пола, крыши склада, через которые могло быть совершено хищение,
вскрытия замков и срывов пломб складских помещений; при наличии признаков хищения груза, перевозимого в открытом подвижном соста- ве (выемки, нарушение креплений, и т.п.) и др.
Как хищения учитываются также другие случаи несохранности гру- зов, если органами внутренних дел на транспорте, следствием или слу- жебным расследованием будет установлено, что они произошли в ре- зультате хищения.
К недостачам мест относятся:
– недостачи мест груза, принятого к перевозке счетом мест и погру- женного в вагон средствами железной дороги, если материалом рассле- дования установлено, что они являлись результатом недогруза;
– недостачи мест груза, погруженного средствами грузоотправителя и прибывшего в исправном вагоне за исправными ЗПУ пункта погрузки;
– недостачи мест груза, погруженного средствами грузоотправителя и прибывшего в открытом подвижном составе или в неисправном вагоне, или за исправными ЗПУ попутных станций, если расследованием установлено,
что недостача не явилась следствием хищения;
– недостачи, возникшие в результате разъединения груза от перево- зочных документов.
К недостачам массы грузаотносятся недостачи насыпных, навалоч- ных и наливных грузов, а также тарно-штучных грузов при тождествен- ности числа мест указанному в перевозочном документе, если материа- лами расследования установлено, что недостача явилась результатом:
– неправильного взвешивания или неправильного указания грузоот- правителем или перевозчиком массы груза в перевозочных документах;

558
– неисправности упаковки при отсутствии признаков хищения;
– разъединения груза от перевозочных документов.
Какутраты, порчи и повреждения груза учитываются случаи пол- ного или частичного уничтожения, а также полной или частичной порчи и повреждения груза, допущенные в результате неправильной или не- брежной погрузки, выгрузки и сортировки средствами перевозчика; ава- рий, крушений, пожаров, роспуска вагонов с горок и производства ма- невров; несвоевременной доставки или неправильного обслуживания в пути скоропортящихся грузов; утечки (утраты) груза вследствие техни- ческой неисправности подвижного состава, а также коммерческой неис- правности при погрузке средствами перевозчика, кроме перевозки в подвижном составе отправителя или получателя.
Все случаи несохранности в зависимости от стоимости похищенно- го, утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного гру- за делятся на три группы, устанавливаемые МПС России.
Каждый случай несохранной перевозки груза должен быть надлежа- щим образом оформлен и расследован в установленные сроки, по ре- зультатам расследования должны быть приняты соответствующие меры.
53.3. Мероприятия по обеспечению сохранности грузов
От качества выполнения коммерческих операций по приему и выдаче грузов, а также в пути следования в значительной степени зависит со- стояние сохранности перевозимых грузов.
На всех грузовых станциях с учетом местных условий разрабатыва- ется порядок выполнения технологических операций, обеспечивающий строгое соблюдение правил приема, погрузки и выдачи грузов и их со- хранность. Прежде всего устанавливается строгий контроль за соблюде- нием грузоотправителями требований Устава, правил перевозок и стан- дартов, в частности, по подготовке груза к перевозке, его упаковке,
маркировке, транспортированию и хранению.
Важная роль в осуществлении контроля за соблюдением Устава и
Правил перевозок грузов принадлежитработникам грузовых цехов же- лезнодорожных станций. Особое внимание они должны обращать на указание в накладной полного наименования грузополучателя, на за- полнение графы накладной «Способ определения массы груза».
В товарной конторе должны проверить, предусмотрена ли Правилами перевозка данного груза наливом в цистернах, в открытом подвижном составе насыпью и навалом, не превышает ли срок доставки скоропор-


559
тящейся продукции срока транспортабельности, имеются ли штемпеля об особых условиях перевозки, предусмотрена ли Правилами перевоз- ка предъявляемых опасных грузов и т.д.
Для предотвращения разъединения вагонов от документов технологи- ческий процесс работы станции должен обеспечивать обязательную на- турную проверку вагонов в составах, выставляемых в парк отправления.
Разъединение контейнеров и мелких отправок допускается в основном по невнимательности работников и из-за непроверки грузов, остающихся при сортировке, а также неясной транспортной маркировки. На каждой стан- ции, складе, контейнерной площадке не реже одного раза в декаду должны сверять наличие вагонов, контейнеров и грузовых мест с документами с целью выявления бездокументных грузов и принятия мер к установлению их принадлежности и немедленной досылки по назначению.
Чтобы сохранить при перевозке плодоовощи, картофель и бахчевые культуры, необходимо организовать их перевозку на специальных ре- шетчатых поддонах с мест сбора до пункта назначения, установить кон- троль за правильностью закрепления боковых люков крытых вагонов в полуоткрытом положении при перевозке грузов с непрерывным венти- лированием в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (см. п. 8.14).
Сократить утраты от выдувания и просыпания через щели кузовов вагона массовых сыпучих грузов (угля, торфа, руд, рудных концентра- тов и т.д.) позволяют такие мероприятия, как заделка щелей кузова до погрузки, разравнивание и уплотнение поверхности груза, нанесение пленки из водно-мазутной эмульсии или отходов целлюлозно-бумажной промышленности (см. п. 27.6).
Значительно улучшить сохранность транспортируемых грузов позво- ляют контейнерные и пакетные перевозки, так как потери, повреждения и порчи тарно-штучной продукции возникают преимущественно в про- цессе ее перегрузки и перевалки. При доставке же в контейнерах такие грузы во время механизированных перегрузок не подвергаются непос- редственному внешнему воздействию.
Сохранность грузов при пакетировании улучшается благодаря огра- ничению доступа к грузовым местам, объединенным в пакет.
Одним из основных мероприятий, направленных на обеспечение со- хранности перевозимых грузов, является переход на новые формы пере-

560
возочных документов, имеющих защиту от подделки, внедрение машин- ных документов и переход на безбумажную технологию с использова- нием электронной накладной.
Особенно важное значение в обеспечении сохранности грузов имеет надлежащая их охрана (см. главу 54), своевременное расследование слу- чаев несохранности грузов (см. главу 55), повышение действенности кон- трольно-ревизионной работы (см. главу 58).
Для обеспечения сохранности грузов руководящие органы желез- ных дорог должны постоянно проводить профилактическую и воспита- тельную работу в коллективах, связанных с перевозочным процессом.
Глава 54. Охрана грузов
54.1. Общие положения
Организация работы по обеспечению сохранности грузов возлагает- ся на руководителей предприятий железнодорожного транспорта и под- разделения ведомственной охраны МПС России.
Ведомственная охрана представляет собой совокупность создавае- мых МПС России органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств,
проведения противопожарной профилактической работы, осуществле- ния пожарного надзора и тушения пожаров на федеральном железнодо- рожном транспорте.
Руководители предприятия обязаны содержать грузовые районы,
контейнерные пункты, склады, другие места хранения грузов в ис- правном состоянии, обеспечивать их надлежащим ограждением, до- статочным оснащением, средствами связи, охранно-пожарной сиг- нализацией и другими обустройствами, обеспечивающими их сохран- ность. Исходя из местных условий, по согласованию с ведомствен- ной охраной устанавливается порядок охраны и контроля за обеспе- чением сохранности грузов, ограждение объектов грузового хозяй- ства и организация пропускного режима. Перечень станций и других объектов, где дислоцируются подразделения ведомственной охраны и выставляются ее посты, определяется дислокацией, утверждаемой начальником железной дороги.
Посты сторожевой охраны устанавливаются начальником станции, ру- ководителями других подразделений в соответствии с утверждаемым


561
руководством дороги перечнем охраняемых объектов и типовых штат- ных нормативов.
Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязан- ности в форменной одежде, при наличии служебного удостоверения и жетона, образцы которых разрабатываются и утверждаются МПС Рос- сии. Работники ведомственной охраны при исполнении служебных обя- занностей имеют право на использование специальных средств и огне- стрельного оружия.
Порядок охраны грузов регулируется Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте Российской Феде- рации.
54.2. Порядок охраны перевозимых грузов
В соответствии со статьей 17 Устава перечень грузов (за исключени- ем воинских), требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной влас- ти в области железнодорожного транспорта (МПС) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел
(МВД России). Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем,
грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору, в том числе с ведомственной охраной МПС России.
В перечень включены грузы, которые требуют повышенного внима- ния к обеспечению их сохранности (более 50 позиций) и обязательного постоянного сопровождения на весь путь следования одними и теми же проводниками. Например, все наименования изделий трикотажных (код
633), ковров (635), сахара (521), консервов всяких (581) и др. Кроме того, утвержден Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (20 позиций). Например,
бензин (211), прокат цветных металлов (332), опасные грузы (все пози- ции). За последние годы количество охраняемых грузов увеличилось в несколько раз.
Порядок организации сопровождения и охраны грузов, указанных в перечне, устанавливается МПС России и регламентирован в Положении о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте
РФ и в Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.

562
Если сопровождение и охрана осуществляются на основе договора с ведомственной охраной МПС России, в накладной указывается наи- менование ведомственной охраны перевозчика и делается запись «Дог.
от………….№………».
При оформлении перевозки груза с использованием электронной на- кладной станция отправления вносит в накладную отметку о том, что груз перевозится в сопровождении ведомственной охраны МПС России.
По грузам, сопровождение и охрана которых осуществляется на ос- нове договоров, указывается номер и дата заключения договора и код перевозчика, заключившего договор.
В вагонном листе в графе «Примечание» станцией отправления дела- ется отметка «ОХР», а в верхней части лицевой стороны проставляется штемпель «Охрана» с указанием кода станции.
Прием под охрану и сдачу грузополучателю охраняемых вагонов и контейнеров производится по наружному осмотру работниками ве- домственной охраны одновременно с работниками станции, осуще- ствляющими прием (сдачу) вагонов и контейнеров.
Охрана грузов производится нарядами ведомственной охраны,
численный состав которых определяется начальником отряда ведом- ственной охраны. Обязанности старшего наряда определены в Поло- жении о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте РФ.
Наряд — это группа (лицо) караульных (караул), назначенная (назна- ченное) для выполнения поставленной задачи по охране грузов, объектов и других задач, возложенных на подразделения ведомственной охраны
МПС России. В случае выделения для охраны груза наряда в составе двух и более работников, один из них назначается старшим наряда. Для усиления охраны грузов и пресечения их хищений применяются служеб- ные собаки, а также подвижные пикеты, дозоры, постоянно действующие оперативные и специализированные группы. Смена нарядов ведомствен- ной охраны производится в установленных местах на станциях формиро- вания поездов, их технического и коммерческого осмотра и смены локо- мотивных бригад.
На станции погрузки информация о наличии вагонов, платформ с контейнерами, подлежащих сдаче под охрану, передается приемосдат- чиком начальнику караула не позднее, чем за один час до приема ваго- нов под охрану. В ней указывается местонахождение и номера вагонов,


563
коды находящихся в них грузов, фамилия передавшего информацию.
В пути следования информация передается оператором СТЦ не позднее,
чем за 40 минут до отправления поезда с указанием номера поезда, вре- мени отправления, номеров вагонов и кодов грузов, подлежащих охране.
На станции, где нет подразделения ведомственной охраны, информа- ция передается с таким расчетом, чтобы наряд смог прибыть и принять под охрану вагоны, но не менее, чем за один час до отправления поезда.
Сведения о приеме под охрану вагонов с грузами регистрируются в книге учета сдачи и приема вагонов с грузами под охрану формы ХУ-3.
Прием и сдача охраняемых вагонов нарядами на сменных пунктах производится за время стоянки поезда на станции под расписку в марш- руте караула формы ХУ-2.
Вагоны с грузами, подлежащими сопровождению нарядами ведом- ственной охраны, ставятся в поезд одной группой, при этом вагоны,
следующие на одну станцию назначения, не должны разъединяться на всем пути следования.
Наряд ведомственной охраны должен находиться в составе поезда не далее пяти вагонов от охраняемого вагона или группы вагонов. Для про- езда наряда может использоваться переходная площадка, специально выделенный вагон или нерабочая кабина локомотива поезда.
При организации непрерывной охраны отправительских или техни- ческих маршрутов одним караулом от станции отправления до станции назначения может выделяться порожний крытый вагон или пассажир- ский вагон плацкартного типа.
54.3. Особенности охраны взрывчатых материалов (ВМ)
и метанола
Вагоны с ВМ и метанолом на всем пути следования (в движении и на стоянках) должны находиться под непрерывной охраной. ВМ и метанол до 10 вагонов в составе одной группы охраняются одним постом, на каждую последующую группу до 10 вагонов выделяется дополнитель- ный пост. При назначении наряда для охраны ВМ и метанола запрещает- ся сдавать под охрану другие грузы.
При приеме вагонов с ВМ обращается особое внимание на исправ- ность кузова вагона, наличие и исправность ЗПУ. При приеме под охрану цистерн с метанолом наряд ведомственной охраны обязан проверить на-

564
личие и исправность ЗПУ на предохранительном кожухе колпака цистер- ны и клапана избыточного давления.
В случае обнаружения в пути следования неисправной цистерны с мета- нолом, требующей перекачки груза, такая цистерна отцепляется от поезда вместе с другими цистернами с метанолом и отводится на специальный путь, установленный техническо-распорядительным актом станции. Началь- ник станции или его заместитель вызывает наряд ведомственной охраны для дальнейшего сопровождения отцепленной группы цистерн и охраны неисправной цистерны с метанолом. Во время перекачки метанола, вплоть до окончания уничтожения остатков груза, цистерна должна охраняться на- рядом, который обязан не допускать посторонних лиц к месту перекачки и предотвращать возможность хищения груза.
Вагоны с ВМ и метанолом, охраняемые ведомственной охраной МПС
России, по прибытии на станцию назначения охраняются ею до момента приема от перевозчика этих вагонов грузополучателем. После приема вагонов от перевозчика грузополучателем приемосдатчик или другой работник, уполномоченный приказом начальника станции, делает об этом отметку в маршруте караула.
Охрана указанных вагонов с ВМ с момента приема вагонов от перевоз- чика существляется средствами грузополучателя, который должен обеспе- чить непрерывную и надежную охрану этого груза.
Вагоны с ВМ и метанолом должны быть поданы под выгрузку не позднее, чем через два часа после прибытия их на станцию назначения.
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

Глава 55. Оформление и расследование несохранных
перевозок
55.1. Составление и регистрация коммерческих актов
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотп- равителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юриди- ческих лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобага- жа железнодорожным транспортом удостоверяется коммерческими ак- тами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт(форма ГУ-22) является документом, удостове- ряющим обстоятельства, которые служат основанием для ответственно-

565
сти перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, иных организа- ций, пользующихся услугами транспорта, пассажиров при осуществле- нии перевозок по железным дорогам.
Коммерческий акт необходим для предъявления к перевозчику претен- зии и иска в случае недостачи, порчи, повреждения груза или грузобагажа.
Коммерческие акты позволяют перевозчику проводить расследование причин и выявлять виновных в хищениях, недостачах, порчах, поврежде- ниях грузов, принимать меры для предупреждения таких случаев. Ком- мерческий акт является одним из средств борьбы за сохранность грузов.
Бланк коммерческого акта является документом строгой отчетности и имеет типографский номер.
Коммерческий акт при перевозках грузов составляется для удосто- верения следующих обстоятельств:
– несоответствие наименования, массы, количества мест груза дан- ным, указанным в перевозочном документе;
– повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;
– обнаружение груза без перевозочных документов, а также перево- зочных документов без груза;
– возвращение перевозчику похищенного груза;
– непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необще- го пользования в течение 24 часов после оформления документов о вы- даче груза.
Коммерческий акт составляется в день выгрузки груза или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. В соответствующих случаях в местах общего пользования ком- мерческий акт составляется в день выдачи грузов грузополучателю.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и три работника перевозчика, перечень которых ус- танавливается Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте. Правила уполномочивают подписывать коммерческий акт от перевозчика: начальника станции (его заместите- ля), начальника механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (его заместителя), начальника грузово- го района, заведующего пакгаузом, заведующего контейнерной площад- кой, заведующего сортировочной платформой, приемосдатчика станции или приемосдатчика дистанции погрузочно-разгрузочных работ. К про-