Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 983

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

541
51.4. Автоматизированная комплексная система фирменного
транспортного обслуживания (АКС ФТО)
АКС ФТО представляет собой информационно-управляющую сис- тему принятия решений по взаимодействию с клиентами при организа- ции грузовых перевозок. Структура АСК ФТО представляет собой ком- плекс автоматизированных функциональных подсистем, использующих общесетевые базы данных и единую нормативно-справочную инфор- мацию. Ее основой является АРМ агента с ФТО, построенный на базе современных программно-технических средств, модернизированной сети передачи данных, унифицированных технологий на всех уровнях управления.
АКС ФТО обеспечивает выполнение всех функций системы фирмен- ного транспортного обслуживания. Она позволяет на современном уровне организовывать работу с клиентами как в агентствах системы ФТО, так и непосредственно на рабочих местах в офисах клиентов.
АКС ФТО ориентирована на комплексный охват всех звеньев рын- ка транспортных услуг и функционирует в среде «грузоотправитель—
перевозчик—грузополучатель» по правилам и нормативным докумен- там, определяющим взаимоотношения участников перевозки в соот- ветствии с договором.
АКС ФТО позволяет до отправления груза проконтролировать все аспекты взаимоотношений с конкретным грузовладельцем: платежеспо- собность клиента, наличие договора с ним на перевозку, финансовые условия осуществления перевозки, наличие или отсутствие каких-либо ограничений или запрещений на перемещение данного вида груза и др.
Система реализует новые принципы взаимодействия с клиентами:
оперативность, доступность, комплексность, гарантии выполнения взя- тых на себя обязательств.
Оформляя перевозку грузоотправитель, минуя многочисленные же- лезнодорожные инстанции, обращается непосредственно к агенту СФТО,
либо лично используя компьютер, телефон, факс и т.д. Весь комплекс транспортных услуг от приема и оформления заказа до организации пере- возок (в том числе перевозки от «двери до двери», экспедирование, дек- ларирование и т.д.) система берет на себя. Процесс согласования и приня- тия решения происходит «невидимым» для клиента образом. АКС ФТО
обеспечивает непрерывный прием заявок на перевозку грузов, их обра- ботку, принятие и доведение в электронном виде до исполнителей.

542
АКС ФТО осуществляет:
– прием электронных накладных из агентств (станций) и АСУ клиен- туры с записью базы данных СФТО для последующей работы;
– контроль за правильностью оформления перевозки;
– формирование электронного разрешения на погрузку и определе- ние времени и даты погрузки;
– учет выданных разрешений и постановку на контроль исполнения;
– передачу электронной визы в агентство (клиенту) и на станцию от- правления;
– оформление накладной и комплекта перевозочных документов на перевозку грузов;
– прием информации со станции погрузки и ее обработку;
– ведение накопительных карточек и других документов для произ- водства расчетов с клиентами;
– начисление дополнительных сборов и платежей;
– проведение маркетинговых исследований;
– оформление переадресовки грузов;
– раскредитование документов на прибывшие грузы и др.
Сформированные базы данных АКС ФТО позволяют подразделени- ям системы ФТО осуществлять безналичные расчеты через учрежде- ния банков за перевозку грузов, за пользование вагонами и контейнера- ми, по сборам, штрафам и осуществлять контроль за полным и своевре- менным поступлением начисленных платежей, суммами платежей за перевозки, расчет по которым производят станции.
АКС ФТО позволяет осуществлять контроль за вагонами и грузами,
перемещаемыми железнодорожным транспортом по территории России,
других стран СНГ и государств Балтии. Она позволяет следить за движе- нием вагонов и грузов на междорожных стыках, пограничных переходах,
сортировочных станциях, контролировать операции отправления и прибы- тия, прогнозировать прибытие груза на станцию назначения.
Таким образом, АКС ФТО облегчает и ускоряет процесс принятия решений, а «электронный агент ФТО» в персональном компьютере кли- ента помогает ему оформить перевозку груза и получить информацию о его продвижении, не выходя из офиса.


543
Р а з д е л X I I I
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ,
ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ГРУЗОВ
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   42

Глава 52. Ответственность по перевозкам
52.1. Условия и виды ответственности, предусмотренные
законодательством
В соответствии с частью первой статьи 793 Гражданского кодекса
Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего ис- полнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, ус- тановленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодек- сами, а также соглашением сторон.
Перевозчик, заключая договор перевозки с грузоотправителем, при- нимает обязательства по перевозке на всем пути следования не только за себя, но и за железные дороги других стран в прямых международных сообщениях, по которым следует груз. Каждый последующий перевоз- чик, принимая груз с накладной, вступает тем самым в договор пере- возки и принимает на себя обязательства по этому договору, а следова- тельно, и ответственность в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств.
Таким образом, перевозчики несут солидарную ответственностьза выполнение перевозки. Солидарную ответственность несут также пере- возчики в прямых смешанных железнодорожно-водных ссообщениях.
Железнодорожное транспортное право — совокупность положе- ний и норм, регулирующих отношения, возникающие при железнодо- рожных перевозках грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Посколь- ку отношения между перевозчиком, грузоотправителями и грузополу- чателями при железнодорожных перевозках являются в основном граж- данско-правовыми отношениями, то железнодорожное транспортное право является составной частью гражданского права.
Если федеральные законы «О Федеральном железнодорожном транс- порте» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

544
не решают какого либо вопроса, то следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.
В большинстве случаев указанные Федеральные законы ограничи- вают ответственность участников точно установленными пределами. Чаще всего они определяют ответственность сторон в виде штрафов, пени или возмещения убытков. Ответственность может быть взаимная (перевоз- чика и грузоотправителя) и односторонняя (только перевозчика, грузо- отправителя, грузополучателя или пассажира).
Основания, освобождающие предприятия железнодорожного транс- порта, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров от ответствен- ности, определяются Уставом, международными договорами Российс- кой Федерации и заключаемыми на их основе Соглашениями.
Статьей 114 Устава предусмотрено, что любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, имеющие целью ограничить либо устранить ответ- ственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, гру- зополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмот- ренные Уставом или иными нормативными правовыми актами Рос- сийской Федерации, не имеют силы.
Порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уста- вом, регулируется Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
52.2. Взаимная ответственность перевозчика
и грузоотправителей за невыполнение принятой заявки
на перевозку грузов
Статьей 94 Устава основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: неисполь- зование поданных вагонов, контейнеров, неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, отказ гру- зоотправителя от предусмотренных заявок вагонов, контейнеров, отсут- ствия собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причи- нам, зависящим от грузоотправителя. Основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки является неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в уста- новленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, непри-


545
годных для перевозки грузов. Ответственность установлена в виде штра- фа, который исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда
(табл. 52.1). Более высокая ответственность установлена по рефри- жераторным вагонам и транспортерам. В случае, если грузоотправи- тель предупредит железнодорожную станцию о неиспользовании ва- гонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки, размер штрафа снижается на одну треть.
Если в соответствии с поданной заявкой на перевозку грузов перевозка грузов должна осуществляться в вагонах и контейнерах, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, грузоотправи- тель за непредъявление грузов к перевозке в таких вагонах и контейнерах несет такую же ответственность в виде штрафа.
Штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, в отношении гру- зов, перевозка которых установлена в вагонах, взыскивается в разме- ре 50 процентов.
Таблица 52.1
В отношении грузов, перевозка которых установлена
Штраф за невы- полнение принятой заявки в размере
МРОТ
(с 01.07.2000 г. базовая сумма)
Сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную стан- цию назначения в размере
МРОТ (базовой суммы)
В вагонах и тоннах
(за каждую тонну)
0,1 0,04
В контейнерах мас- сой брутто до 5 т (за каждый контейнер)
0,5 0,2
В контейнерах массой брутто от 5 до 10 т (за каждый контейнер)
1 0,4
В контейнерах мас- сой брутто свыше 10 т
(за каждый контей- нер)
2 1
В рефрижераторных вагонах и транспор- терах (за каждую тонну)
0,2 0,04

546
Штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов взима- ется независимо от оплаты за пользование вагонами, контейнерами.
Кроме штрафа грузоотправитель несет дополнительные расходы в виде сбора, уплачиваемого перевозчику, за непредъявление грузов на указан- ную в заявке железнодорожную станцию назначения, в том числе, если данная заявка в целом выполнена (см. табл. 52.1).
Статьей 116 Устава установлен исчерпывающий перечень оснований
освобождения уплаты штрафа за невыполнение принятой перевозчи-
ком заявки, задержку подачи вагонов, контейнеров. Грузоотправитель освобождается от такой ответственности вследствие непреодолимой силы,
военных действий. В соответствии со статьей 202 ГК Российской Федера- ции под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвра- тимое при данных условиях обстоятельство. К обстоятельствам непреодо- лимой силы относятся прежде всего явления стихийного характера (на- воднения, землетрясения, пожары, заносы), забастовки и т.п.
Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа вследствие пре- кращения или ограничения погрузки в случаях, предусмотренных стать- ей 29 Устава (см. п. 10.4).
Грузоотправитель освобождается также от уплаты штрафа вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществ- ление его основной производственной деятельности. Факт аварии и срок прекращения основной производственной деятельности должен доказать грузоотправитель.
Если авария грузоотправителя не привела к прекращению основной производственной деятельности, оснований к его освобождению от уп- латы штрафа не имеется.
Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа вследствие неис- пользования вагонов, контейнеров, поданных грузоотправителю сверх принятой заявки на перевозку грузов без предварительного его согласия.
Основанием освобождения грузоотправителя от уплаты штрафа явля- ется также выполнение заявки на перевозку грузов в тоннах в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, если в резуль- тате выполнения заявки по тоннажу груза некоторые вагоны оказались неиспользованными. В случае, если грузоотправитель в результате уплот- ненной загрузки вагонов, контейнеров использует их меньшее количе- ство, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответству- ющего количества вагонов, контейнеров также не взыскивается.


547
Перечень оснований освобождения перевозчика от уплаты штра-
фа за невыполнение принятой заявкина перевозку грузов дан в ста- тье 117 Устава.
Первое основание (непреодолимая сила, военные действия) и вто- рое основание (прекращение или ограничение погрузки грузов в слу- чаях, предусмотренных статьей 29 Устава) по своему содержанию аналогичны основаниям, предусмотренным в статье 116 Устава для грузоотправителя.
Третьим основанием, по которому перевозчик освобождается от уплаты штрафа, является неподача перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за осуществление пере- возки грузов.
Перевозчик освобождается также от ответственности за неподачу того количества вагонов, контейнеров, которое было задержано этим грузоотправителем в связи с их погрузкой, выгрузкой, очисткой и про- мывкой, т.е. сверх сроков, предусмотренных на проведение указанных операций.
Основным юридическим документом для учета выполнения заявок на перевозку грузов и расчетов по штрафам и сборам при их выполне- нии служит учетная карточка формы ГУ-1 (см. п. 10.6).
52.3. Ответственность перевозчика
за несохранность груза и грузобагажа
Несохранность грузаозначает его утрату, недостачу, повреждение
(порчу).
Под утраченным понимается груз, отправленный по соответствую- щей накладной, но не прибывший в пункт назначения по истечении 30
дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении.
Недостача груза — это разница между количеством (массой) груза,
указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (мас- сой) груза, прибывшим в пункт назначения.
Повреждение (порча) груза результат такого воздействия на груз,
которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза от момен- та принятия его для перевозки до выдачи его грузополучателю. Время

548
принятия и выдачи груза указывается в накладной. Если груз утрачен, то время принятия его к перевозке определяется по данным грузовой кви- танции с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза. Пунктом 1 статьи 796 ГК Российской Федерации установлено,
что ответственность перевозчика за несохранность груза наступает толь- ко при наличии его вины.
Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину пе- ревозчика в несохранности.
Для освобождения от ответственности за несохранность груза пере- возчик должен доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча)
груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.
В числе таких обстоятельств (ст. 95 Устава) названы:
– причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя (на- пример, погрузка груза в неподготовленный подвижной состав, непра- вильная погрузка и крепление груза в крытом вагоне при погрузке его средствами грузоотправителя, несвоевременная явка грузополучателя за скоропортящимся грузом, неправильная и неполная транспортная мар- кировка груза и т.д.);
– особые естественные свойства груза, грузобагажа (подверженность металла коррозии, самовозгорание, снижение массы перевозимого ско- та во время перевозки и др.);
– недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме к перевозке,
либо применение тары, упаковки, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;
– сдача для перевозки груза, грузобагажа, влажность которого пре- вышает установленную норму.
Перевозчик может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоя- тельствами, которые он не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ими могут быть скрытые дефекты тары, подвижного состава,
непреодолимая сила, военные действия, блокада и другие обстоятельства.
В статье 118 Устава содержится исчерпывающий перечень обстоя- тельств, предполагающий отсутствие вины перевозчика за утрату, недо- стачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза.
Перевозчик освобождается от ответственности, если груз и грузоба- гаж прибыли в исправном вагоне (контейнере) с исправными ЗПУ, ус-