Файл: Сборник игр непоседы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сборник игр
«НЕПОСЕДЫ»



(Игры, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в группе продленного дня )

Москва 2021г.

Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………


3

Глава 1. Сюжетно-ролевые игры………………………………………


4

Глава 2. Коммуникативные игры ……………………………………..


14







Список литературы……………………………………………………………….


30


Пояснительная записка
Формирование умения коммуникативных универсальных учебных действий является актуальной проблемой нового века. Существует значительное количество разработок, методик в данном направлении. Мы хотим отметить, что решение данной проблемы очень важно не только на уроках, но и вне урока.

Формирование умений общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы других и высказывать свои версии, разрешать конфликты, правильно задавать вопросы. Именно данные умения составляют универсальные учебные действия и необходимы для освоения каждым школьником. Решение данной проблемы является важной в современной школе. Именно формирование данных умений диктуется Федеральным государственным образовательным стандартом, так как коммуникативные умения подготовят учащихся к самостоятельному взаимодействию с другими людьми во взрослой жизни[1].

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, прежде всего партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[2].

Чтобы учащиеся могли развивать свои коммуникативные умения не только на уроке, нами был разработан сборник игр, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в группе продленного дня под названием «Дружба».


Данный сборник состоит из двух частей. Первая часть содержит перечень коммуникативных игр в команде. А вторая часть содержит перечень коммуникативных игр в парах. Каждая игра содержит описание цели, хода игры, инструкции и комментария. Данные игры направлены на взаимодействие, сотрудничество, распределение ролей, выполнение совместной деятельности.

Использование данных игр позволит развивать имеющийся уровень коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в группе продленного дня.


Глава 1. Сюжетно-ролевые игры



«Мост»
Цель: развитие умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, брать на себя ответственность за себя и за других.
Участники: 3- 4 класс
Оборудование: ватман – 2шт., ножницы –2 , линейка – 1, скотч – 1, клей – 1, любой подручный материал – пустые коробки, стиплеры, цветная бумага, скрепки, самоклеющаяся бумага.
Ход игры: Все участники игры делятся на 2 группы (команды), каждая из которых строит свою половину единого моста. По истечении 40 минут команды встречаются и соединяют свои половины моста. Затем происходит обсуждение
Инструкция для команд: Вы должны строить обе части моста одновременно; - каждая команда строит только ½ часть моста; - вы используете только выданные материалы; - в итоге должен получиться мост шириной не менее 15 см, расстояние над которым будет стоять мост 15 см; - после постройки, половины моста должны сойтись ровно посредине; - мост оценивается по критериям: устойчивость и красота. Так, например, мост должен выдержать ½ стакана воды; - команды не должны видеть работу друг друга; - за время работы должно быть максимум 4 встречи; - встреча длится 1 минуту; - делегаты встречаются на нейтральной территории так, что бы они не могли видеть работу другой команды; - каждая команда будет иметь наблюдателя, который наблюдает действия команды и слушает, как разворачиваются события; - наблюдатель не может вмешиваться в обсуждение и отвечать на вопросы команды; - у вас есть только 50 минут, чтобы построить мост.




Комментарий: При проведении игры учитель должен координировать работу групп, поощрять за умение сотрудничать, также необходимо на протяжении всей игры напоминать , что залог успешной работы- слаженность всей команды


«День рождения»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Участники: 1-3 класс (игровые роли: именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости)
Оборудование: игрушечная посуда, колпаки, шарики
Ход игры: разыгрывается день именин.
Инструкция: Педагог предлагает ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, педагог может навести детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распределяются роли, ребята делятся на группы.

Например, дети, играющие в семью, могут разыграть эпизод утра: все встают, завтракают, затем дети-ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим членам семьи готовиться ко дню рождения.

Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе могут играть в школу. Кого-то выбирают на роль учителя, остальные — ученики. Таким образом, пока дома готовятся ко дню рождения, старшие братья и сестры, именинник и его товарищи учатся в школе.

Когда дома все готово, зовут именинника и гостей. Все остальные игры свертываются, ребята начинают играть в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они заранее договариваются, кто и как будет развлекать гостей, придумывают игры, аттракционы, читают стихи, загадывают загадки и т. д. Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать.
Комментарий : По окончании игры участники делятся своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре. Игра может видоизменяться по ходу.
«Детективное агентство»

Цель: формирование коммуникативной компетенции, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Участники: 3- 4 класс (Детектив ,клиент, помощники детектива, свидетели, полицейский)

Оборудование: каталог с отпечатками следов животных, карта, таблички с надписями животных, подслушивающее устройство, компас, фонарик-ручка, бинокль, секретное досье, лупа, усы для маскировки, очки, ручка-фонарик, чемоданчик для детектива, телефон, набор диких животных, фуражка и т.д.
Ход игры: Учитель принимает на себя роль директора зоопарка, который обращается к детям за помощью в розыске пропавшего животного. В игровом городке открывается детективное агентство, которое начинает вести расследование данного происшествия.
Инструкция: Обогащение содержания игры: - приход сотрудников вневедомственной охраны с требованием установить сигнализацию, видеокамеры.

Проблемные ситуации: - Пропали улики, сломался автомобиль во время слежки, во время слежки помощник детектива подвернул ногу.

Окончание игры 1-й вариант. Удачно проведено расследование, животное возвращено в зоопарк. 2-й вариант. Преступник осознал свою вину и вернул животное в зоопарк.

Комментарий: При подготовке и проведении игры учитель должен учитывать, что все дети хотят выполнять роль детектива, поэтому нужно научить ребят договариваться. Кроме того, после игры необходима рефлексия (что понравилось, а что нет; что планировали, а что получилось, почему так вышло, что надо сделать по-другому?)

«Пиццерия»

Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Участники: 1-4 класс (повар, официанты, посетители кафе, администратор, посудомойщица , ди-джей, промоутер, фасовщик , доставщик пиццы )
Оборудование: скатерти, разносы, полотенца, папки-меню; муляжи из пластмассы и соленого теста пиццы, фруктов, ягод, мороженого, игрушечная посуда; салфетки, колпак и фартук для повара; кошельки, сумки, деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов.
Ход игры: Клиент пиццерии – приходит в пиццерию, выбирает понравившийся столик, выбирает в меню пиццу, делает заказ, соблюдает правила этикета, ждет своего заказа, кушает, благодарит, расплачивается за оказанные ему услуги, делает записи в книгу жалоб и предложений.
Инструкция: Варианты начала игры 1-й вариант. Объявить о том, что в нашем городе открывается пиццерия, в которую требуются сотрудники. 2-й вариант. Принять на себя роль диктора телевидения и пригласить жителей города встретить Новый год и отведать праздничную пиццу. Обогащение содержания игры: – клиент на свой день рождения заказал в пиццерию клоуна из цирка; – администратор делает по телефону заказ менеджеру по доставке продуктов; – приход дизайнера для оформления пиццерии к новогодним праздникам. 2. Создание проблемных ситуаций: вам принесли не то, что вы заказывали; не понравилось качество обслуживания; долго не несут заказ.


Окончание игры 1-й вариант: подходит время закрытия пиццерии, официант просит оплатить счет. Посетители расплачиваются и уходят; 2-й вариант: празднование дня рождения удачно завершено, клиенты довольны.

Комментарий : эта игра даёт огромные возможности для совершенствования коммуникативных УУД(игра может быть в игре, )

Анализ игры: – интервьюирование клиентов пиццерии: почему они посещают именно эту пиццерию, что нравится, что нет?

«Салон сотовой связи»

Цель: формирование коммуникативной компетентности, учить детей самостоятельно распределять роли в соответствии с игровым замыслом.

Участники: 1-4 класс (Клиент, менеджер, оператор-кассир, продавец –консультант, мастер по ремонту и установке)
Оборудование: сотовые телефоны, шнуры, коробки от телефонов, бейджики для сотрудников, игрушечные инструменты для ремонта телефона
Ход игры: проигрывание диалогов в салоне сотовой связи
Инструкция: 1 уровень сложности – короткие диалоги, действия с игровым предметом минимальные.

  • «Приём сломанного телефона»

  • «Пополнение счёта в терминале»

  • «Выбор и покупка телефона»

  • «Выбор оператора и тарифного плана

2 уровень сложности - с двумя ролями:

  • «Рабочий день салона сотовой связи»

  • «Ремонт сотового телефона» (разрешение конфликтной ситуации) Клиент: (с недовольством) Здравствуйте, у меня сломался телефон! Продавец: Здравствуйте, не волнуйтесь, сейчас разберёмся! Что с ним случилось? Клиент: Не знаю, не показывает экран! Продавец: Вы его не роняли? Не попадал под воду?

Комментарий : учитель ,организовывая данную игру, должен учитывать малое количество персонажей, поэтому чтобы дети не заскучали , необходимо по ходу менять сюжет, создавать проблемные ситуации

«Швейное ателье»

Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Участники: 2-4 класс (Заказчики, закройщица, швея, гладильщица, модельер, стилист, манекенщица, фотограф