Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также не относящиеся к перечисленным ранее, а именно:
официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;
хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;
решения общих собраний коллектива акционеров, пайщиков и т.д.;
торговые и профессиональные журналы, информационные бюллетени, справочники, общие газеты и журналы, рекламные проспекты;
техническая и технологическая документация;
материалы специальных исследований рынка и производства;
устная информация, которая получена от работников своего предприятия, потребителей, поставщиков, конкурентов, на различного рода деловых встречах и совещаниях, от консультантов, из радио- и телепередач;
промышленный шпионаж.
Потоки деловой информации пронизывают предприятие. Среди них можно выделить потоки от внутренней и внешней его среды. Внутренняя среда обусловливает следующие потоки:
производства (каждая структурная единица – цех, служба, стратегическая хозяйственная единица, бизнес-единица – поставляет массу технической, технологической, экономической и другой информации);
системы жизнеобеспечения предприятия;
ресурсообеспечения;
маркетинговой службы;
кадровых служб;
финансовой службы;
бухгалтерии;
сбытовой службы;
научных подразделений.
При этом каждый из этих потоков имеет практически прямую и обратную связь со всеми остальными.
Информационные потоки внешней среды воздействуют на предприятие в целом и его отдельные службы. Это потоки:
поставщиков;
потребителей;
конкурентов;
государства;
состояния политики;
состояния экономики;
научно-технического прогресса;
социально-культурной среды;
международной обстановки.
Каждый из этих потоков связан также с внутренними потоками информации, исходящими от подразделений предприятия.
Таким образом, информационные потоки обрушивают на предприятие лавину фактов хозяйственной жизни. При этом
обработанная информация должна содержать данные, касающиеся только конкретной проблемы, цели и периода времени. Такая информация и будет основой управленческих решений и должна быть по возможности исчерпывающе точной и оптимально объемной.
Обработанная информация о фактах хозяйственной жизни может сообщаться в текстовой форме, таблицах и графиках. В экономическом анализе следует отдавать предпочтение табличной и графической формам (особенно в оперативном анализе) или их сочетанию. Текстовая форма более уместна в анализе исследований за длительные периоды. Однако предприятия, широко используя табличную форму, предпочитают сопровождать ее текстовой в виде объяснительных записок, справок и заключений. Графической форме также уделяется много внимания, применяя иллюстративные графики, диаграммы, рисунки и т.д.
Аналитические графики, в отличие от иллюстративных, постоянно пополняются новыми данными и являются эффективно действующим инструментом аналитической работы. Аналитические графики чаще всего представляют собой хронограммы и номограммы, по которым можно производить сопоставление и расчеты показателей, зачастую за каждые сутки. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления (историю развития), позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых явлений. Построение графиков требует определенных художественных способностей (выбор масштаба, композиции, цвета), что иногда затрудняет их применение.
Табличные формы сообщения хозяйственных фактов весьма разнообразны – от крошечных до занимающих обширную площадь таблиц. Следует заметить, что хорошо читаемой таблицей является таблица, содержащая не более 10–12 граф и 25–30 строк.
Деловая информация для целей анализа обрабатывается различными способами. Каждая таблица – результат того или иного метода бизнес-анализа, от самых простых до чрезвычайно сложных. Часто небольшая по размерам таблица является итогом большого количества расчетных операций и группировок и синтеза первоначальных данных.
В основе методов обработки деловой информации лежат как чисто арифметические приемы, так и арсенал высшей математики. Постоянно возрастает роль электронно-вычислительной техники в обработке деловой информации и особенно роль ЭВМ.
Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный элемент достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк (подлежащего) и вертикальных граф (сказуемого). Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. Каждая таблица должна иметь заголовок, который кратко выражает ее содержание. Заголовок должен быть точным, кратким и выразительным.
Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита или оставляются без номера, а графы, содержащие сказуемое, – арабскими цифрами. В необходимых случаях в графах или у каждой строки надо указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу, как правило, выносят в заголовок таблицы.
Используют три вида таблиц:
1) простые;
2) групповые;
3) комбинированные.
В простых таблицах перечисляются единицы характеризуемого явления, такая таблица дает только перечень информации об изучаемом явлении. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемого явления объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по разным признакам. Эти группировки служат целям установления связей между изучаемыми явлениями.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:
характеристику изучаемого объекта по тем или иным признакам;
порядок расчета показателей;
динамику изучаемых показателей;
структурные изменения в составе показателей;
взаимосвязь показателей по различным признакам;
результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя;
методику подсчета резервов;
сводные результаты анализа.
Перед обработкой информация проверяется на доброкачественность и достоверность, а также приводится в сопоставимый вид. Аналитическая обработка информации часто проводится с точностью до
целых чисел или десятых долей числа, но этот прием подходит далеко не во всех случаях. Часто приходится делать расчеты и с точностью до пяти знаков после запятой.
Обработанная деловая информация служит основой для отчетности предприятия, составляемой по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. Обычно отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Кроме обязательной общегосударственной отчетности предприятие может вести свою внутреннюю отчетность особенно при значительном развитии оперативного анализа.
Особая роль в структуре деловой информации принадлежит правовой информации.
Правовая информация (ПИ) в литературе трактуется как:
массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы профессиональной деятельности;
содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.
Из вышеизложенного следует, что к ПИ относится массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающий все сферы профессиональной деятельности.
Выделяют два способа классификацииправовой информации.
Первый способ классификации предусматривает разделение правовой информации на две группы:
1) Информация, относящаяся к правовой деятельности. В нее входят: правовые акты и другая информация, связанная с правом (законы, указы, постановления, приказы, распоряжения и пр.).
2) Информация, являющаяся объектом правоотношений. Это информация, относящаяся к тайнам (профессиональная, коммерческая, государственная и другие виды тайн), информация, распространяемая средствами массовой информации, информация, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т. д.
Второй способ классификации предусматривает разделение правовой информации в системе юридической деятельности на три группы:
1) официальная;
2) информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение;
3) неофициальная.
Официальная правовая информация— это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К ней относятся сведения и данные о праве или законодательстве, т. е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная правовая информациясоставляет основу правовой информации и представляет совокупность нормативных правовых актов (НПА) во всем их многообразии и динамике.
Характерной чертой системы правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, которая зависит от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на международные и внутригосударственные договоры, законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, локальные нормативно-правовые акты.
Российская Федерация является федеративным государством, поэтому в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ.
ЗаконыРФ– нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), принятая всенародным голосованием. Она является правовой основой законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Подзаконные акты РФ— это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов РФ. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Иная официальная правовая информация включает: акты общего характера; акты официального разъяснения действующих норм; правоприменительные акты.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, а также приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством.
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;
хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;
решения общих собраний коллектива акционеров, пайщиков и т.д.;
торговые и профессиональные журналы, информационные бюллетени, справочники, общие газеты и журналы, рекламные проспекты;
техническая и технологическая документация;
материалы специальных исследований рынка и производства;
устная информация, которая получена от работников своего предприятия, потребителей, поставщиков, конкурентов, на различного рода деловых встречах и совещаниях, от консультантов, из радио- и телепередач;
промышленный шпионаж.
Потоки деловой информации пронизывают предприятие. Среди них можно выделить потоки от внутренней и внешней его среды. Внутренняя среда обусловливает следующие потоки:
производства (каждая структурная единица – цех, служба, стратегическая хозяйственная единица, бизнес-единица – поставляет массу технической, технологической, экономической и другой информации);
системы жизнеобеспечения предприятия;
ресурсообеспечения;
маркетинговой службы;
кадровых служб;
финансовой службы;
бухгалтерии;
сбытовой службы;
научных подразделений.
При этом каждый из этих потоков имеет практически прямую и обратную связь со всеми остальными.
Информационные потоки внешней среды воздействуют на предприятие в целом и его отдельные службы. Это потоки:
поставщиков;
потребителей;
конкурентов;
государства;
состояния политики;
состояния экономики;
научно-технического прогресса;
социально-культурной среды;
международной обстановки.
Каждый из этих потоков связан также с внутренними потоками информации, исходящими от подразделений предприятия.
Таким образом, информационные потоки обрушивают на предприятие лавину фактов хозяйственной жизни. При этом
обработанная информация должна содержать данные, касающиеся только конкретной проблемы, цели и периода времени. Такая информация и будет основой управленческих решений и должна быть по возможности исчерпывающе точной и оптимально объемной.
Обработанная информация о фактах хозяйственной жизни может сообщаться в текстовой форме, таблицах и графиках. В экономическом анализе следует отдавать предпочтение табличной и графической формам (особенно в оперативном анализе) или их сочетанию. Текстовая форма более уместна в анализе исследований за длительные периоды. Однако предприятия, широко используя табличную форму, предпочитают сопровождать ее текстовой в виде объяснительных записок, справок и заключений. Графической форме также уделяется много внимания, применяя иллюстративные графики, диаграммы, рисунки и т.д.
Аналитические графики, в отличие от иллюстративных, постоянно пополняются новыми данными и являются эффективно действующим инструментом аналитической работы. Аналитические графики чаще всего представляют собой хронограммы и номограммы, по которым можно производить сопоставление и расчеты показателей, зачастую за каждые сутки. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления (историю развития), позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых явлений. Построение графиков требует определенных художественных способностей (выбор масштаба, композиции, цвета), что иногда затрудняет их применение.
Табличные формы сообщения хозяйственных фактов весьма разнообразны – от крошечных до занимающих обширную площадь таблиц. Следует заметить, что хорошо читаемой таблицей является таблица, содержащая не более 10–12 граф и 25–30 строк.
Деловая информация для целей анализа обрабатывается различными способами. Каждая таблица – результат того или иного метода бизнес-анализа, от самых простых до чрезвычайно сложных. Часто небольшая по размерам таблица является итогом большого количества расчетных операций и группировок и синтеза первоначальных данных.
В основе методов обработки деловой информации лежат как чисто арифметические приемы, так и арсенал высшей математики. Постоянно возрастает роль электронно-вычислительной техники в обработке деловой информации и особенно роль ЭВМ.
Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный элемент достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк (подлежащего) и вертикальных граф (сказуемого). Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. Каждая таблица должна иметь заголовок, который кратко выражает ее содержание. Заголовок должен быть точным, кратким и выразительным.
Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита или оставляются без номера, а графы, содержащие сказуемое, – арабскими цифрами. В необходимых случаях в графах или у каждой строки надо указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу, как правило, выносят в заголовок таблицы.
Используют три вида таблиц:
1) простые;
2) групповые;
3) комбинированные.
В простых таблицах перечисляются единицы характеризуемого явления, такая таблица дает только перечень информации об изучаемом явлении. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемого явления объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по разным признакам. Эти группировки служат целям установления связей между изучаемыми явлениями.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:
характеристику изучаемого объекта по тем или иным признакам;
порядок расчета показателей;
динамику изучаемых показателей;
структурные изменения в составе показателей;
взаимосвязь показателей по различным признакам;
результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя;
методику подсчета резервов;
сводные результаты анализа.
Перед обработкой информация проверяется на доброкачественность и достоверность, а также приводится в сопоставимый вид. Аналитическая обработка информации часто проводится с точностью до
целых чисел или десятых долей числа, но этот прием подходит далеко не во всех случаях. Часто приходится делать расчеты и с точностью до пяти знаков после запятой.
Обработанная деловая информация служит основой для отчетности предприятия, составляемой по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. Обычно отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Кроме обязательной общегосударственной отчетности предприятие может вести свою внутреннюю отчетность особенно при значительном развитии оперативного анализа.
Особая роль в структуре деловой информации принадлежит правовой информации.
Правовая информация (ПИ) в литературе трактуется как:
массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы профессиональной деятельности;
содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.
Из вышеизложенного следует, что к ПИ относится массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающий все сферы профессиональной деятельности.
Выделяют два способа классификацииправовой информации.
Первый способ классификации предусматривает разделение правовой информации на две группы:
1) Информация, относящаяся к правовой деятельности. В нее входят: правовые акты и другая информация, связанная с правом (законы, указы, постановления, приказы, распоряжения и пр.).
2) Информация, являющаяся объектом правоотношений. Это информация, относящаяся к тайнам (профессиональная, коммерческая, государственная и другие виды тайн), информация, распространяемая средствами массовой информации, информация, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т. д.
Второй способ классификации предусматривает разделение правовой информации в системе юридической деятельности на три группы:
1) официальная;
2) информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение;
3) неофициальная.
Официальная правовая информация— это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К ней относятся сведения и данные о праве или законодательстве, т. е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная правовая информациясоставляет основу правовой информации и представляет совокупность нормативных правовых актов (НПА) во всем их многообразии и динамике.
Характерной чертой системы правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, которая зависит от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на международные и внутригосударственные договоры, законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, локальные нормативно-правовые акты.
Российская Федерация является федеративным государством, поэтому в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ.
ЗаконыРФ– нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), принятая всенародным голосованием. Она является правовой основой законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Подзаконные акты РФ— это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов РФ. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Иная официальная правовая информация включает: акты общего характера; акты официального разъяснения действующих норм; правоприменительные акты.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, а также приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством.
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.