Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также не относящиеся к перечисленным ранее, а именно:

     официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

     хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;

     решения общих собраний коллектива акционеров, пайщиков и т.д.;

     торговые и профессиональные журналы, информационные бюллетени, справочники, общие газеты и журналы, рекламные проспекты;

     техническая и технологическая документация;

     материалы специальных исследований рынка и производства;

     устная информация, которая получена от работников своего предприятия, потребителей, поставщиков, конкурентов, на различного рода деловых встречах и совещаниях, от консультантов, из радио- и телепередач;

     промышленный шпионаж.

 

Потоки деловой информации пронизывают предприятие. Среди них можно выделить потоки от внутренней и внешней его среды. Внутренняя среда обусловливает следующие потоки:

     производства (каждая структурная единица – цех, служба, стратегическая хозяйственная единица, бизнес-единица – поставляет массу технической, технологической, экономической и другой информации);

     системы жизнеобеспечения предприятия;

     ресурсообеспечения;

     маркетинговой службы;

     кадровых служб;

     финансовой службы;

     бухгалтерии;

     сбытовой службы;

     научных подразделений.

 

При этом каждый из этих потоков имеет практически прямую и обратную связь со всеми остальными.

Информационные потоки внешней среды воздействуют на предприятие в целом и его отдельные службы. Это потоки:

     поставщиков;

     потребителей;

     конкурентов;

     государства;

     состояния политики;

     состояния экономики;

     научно-технического прогресса;

     социально-культурной среды;

     международной обстановки.

 

Каждый из этих потоков связан также с внутренними потоками информации, исходящими от подразделений предприятия.

Таким образом, информационные потоки обрушивают на предприятие лавину фактов хозяйственной жизни. При этом
обработанная информация должна содержать данные, касающиеся только конкретной проблемы, цели и периода времени. Такая информация и будет основой управленческих решений и должна быть по возможности исчерпывающе точной и оптимально объемной.

Обработанная информация о фактах хозяйственной жизни может сообщаться в текстовой форме, таблицах и графиках. В экономическом анализе следует отдавать предпочтение табличной и графической формам (особенно в оперативном анализе) или их сочетанию. Текстовая форма более уместна в анализе исследований за длительные периоды. Однако предприятия, широко используя табличную форму, предпочитают сопровождать ее текстовой в виде объяснительных записок, справок и заключений. Графической форме также уделяется много внимания, применяя иллюстративные графики, диаграммы, рисунки и т.д.

Аналитические графики, в отличие от иллюстративных, постоянно пополняются новыми данными и являются эффективно действующим инструментом аналитической работы. Аналитические графики чаще всего представляют собой хронограммы и номограммы, по которым можно производить сопоставление и расчеты показателей, зачастую за каждые сутки. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления (историю развития), позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых явлений. Построение графиков требует определенных художественных способностей (выбор масштаба, композиции, цвета), что иногда затрудняет их применение.

Табличные формы сообщения хозяйственных фактов весьма разнообразны – от крошечных до занимающих обширную площадь таблиц. Следует заметить, что хорошо читаемой таблицей является таблица, содержащая не более 10–12 граф и 25–30 строк.

Деловая информация для целей анализа обрабатывается различными способами. Каждая таблица – результат того или иного метода бизнес-анализа, от самых простых до чрезвычайно сложных. Часто небольшая по размерам таблица является итогом большого количества расчетных операций и группировок и синтеза первоначальных данных.

В основе методов обработки деловой информации лежат как чисто арифметические приемы, так и арсенал высшей математики. Постоянно возрастает роль электронно-вычислительной техники в обработке деловой информации и особенно роль ЭВМ.



Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный элемент достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк (подлежащего) и вертикальных граф (сказуемого). Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. Каждая таблица должна иметь заголовок, который кратко выражает ее содержание. Заголовок должен быть точным, кратким и выразительным.

Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита или оставляются без номера, а графы, содержащие сказуемое, – арабскими цифрами. В необходимых случаях в графах или у каждой строки надо указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу, как правило, выносят в заголовок таблицы.

Используют три вида таблиц:

1)      простые;

2)      групповые;

3)      комбинированные.

 

В простых таблицах перечисляются единицы характеризуемого явления, такая таблица дает только перечень информации об изучаемом явлении. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемого явления объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по разным признакам. Эти группировки служат целям установления связей между изучаемыми явлениями.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:

     характеристику изучаемого объекта по тем или иным признакам;

     порядок расчета показателей;

     динамику изучаемых показателей;

     структурные изменения в составе показателей;

     взаимосвязь показателей по различным признакам;

     результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя;

     методику подсчета резервов;

     сводные результаты анализа.

 

Перед обработкой информация проверяется на доброкачественность и достоверность, а также приводится в сопоставимый вид. Аналитическая обработка информации часто проводится с точностью до
целых чисел или десятых долей числа, но этот прием подходит далеко не во всех случаях. Часто приходится делать расчеты и с точностью до пяти знаков после запятой.

Обработанная деловая информация служит основой для отчетности предприятия, составляемой по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. Обычно отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Кроме обязательной общегосударственной отчетности предприятие может вести свою внутреннюю отчетность особенно при значительном развитии оперативного анализа.

Особая роль в структуре деловой информации принадлежит правовой информации.

Правовая информация (ПИ) в литературе трактуется как:

     массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы профессиональной деятельности;

     содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

 

Из вышеизложенного следует, что к ПИ относится массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающий все сферы профессиональной деятельности.

Выделяют два способа классификацииправовой информации.

Первый способ классификации предусматривает разделение правовой информации на две группы:

1)      Информация, относящаяся к правовой деятельности. В нее входят: правовые акты и другая информация, связанная с правом (законы, указы, постановления, приказы, распоряжения и пр.).

2)      Информация, являющаяся объектом правоотношений. Это информация, относящаяся к тайнам (профессиональная, коммерческая, государственная и другие виды тайн), информация, распространяемая средствами массовой информации, информация, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т. д.

 

Второй способ классификации предусматривает разделение правовой информации в системе юридической деятельности на три группы:

1)      официальная;

2)      информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение;

3)      неофициальная.

 

Официальная правовая информация— это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К ней относятся сведения и данные о праве или законодательстве, т. е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.


Нормативная правовая информациясоставляет основу правовой информации и представляет совокупность нормативных правовых актов (НПА) во всем их многообразии и динамике.

Характерной чертой системы правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, которая зависит от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на международные и внутригосударственные договоры, законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, локальные нормативно-правовые акты.

Российская Федерация является федеративным государством, поэтому в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ.

ЗаконыРФ– нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), принятая всенародным голосованием. Она является правовой основой законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Подзаконные акты РФ— это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов РФ. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Иная официальная правовая информация включает: акты общего характера; акты официального разъяснения действующих норм; правоприменительные акты.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, а также приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.