Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИТ базируются на использовании информации, программных продуктов и вычислительной техники. В рамках ИТ реализуются следующие этапы обработки информации:
сбор и регистрация информации;
машинное кодирование информации;
хранение информации;
обработка информации с использованием современных вычислительных методов математического моделирования, статистических и других методов;
выдача информации заказчикам;
анализ полученной информации и др.
Обработка информации с использованием ИТ может производиться как централизованно, так и децентрализовано.
Компонентами ИТ могут являться: техническое, программное, информационное обеспечение и сотрудники.
Основные свойства ИТ:
целесообразность;
наличие компонентов и структуры;
взаимодействие с внешней средой;
целостность;
развитие во времени.
Три основных принципа компьютерной ИТ:
1) интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
2) интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
3) гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать ИТ в различных сферах жизни общества, необходима их предварительная классификация. Она зависит от показателя или совокупности признаков, влияющих на выбор той или иной ИТ.
Выделяют классификационные признаки ИТ по:
назначению и характеру использования;
способу организации взаимодействия;
применению в предметной области;
функциям применения;
типу обрабатываемых данных;
способу объединения;
используемым платформам;
характеру взаимодействия с пользователем.
По назначению и характеру использования выделяют два основных класса информационных технологий: функциональные и обеспечивающие.
Функциональные технологии решают функциональные задачи, например, управленческие, финансовые, юридические, образовательные, автоматизированного проектирования, моделирования и пр. Они реализуют типовые процессы обработки информации в определенной предметной области.
Обеспечивающие технологии поддерживают (обеспечивают) решения функциональных задач. Они используются как инструменты в различных предметных областях для решения функциональных задач и представляют собой способы организации отдельных технологических операций информационных процессов. Обеспечивающие технологии связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации. Они включают обработку текстов, табличные расчеты, работу с базами данных, распознавание символов, создание графических иллюстраций, защиту информации и др.
Функциональные ИТ строятся на основании обеспечивающих ИТ и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов конкретной области.
По способу организации взаимодействия выделяют локальные и сетевые информационные технологии.
Локальные информационные технологии осуществляют обработку информации без использования компьютерных сетей – локальных, корпоративных и глобальных. Для получения, хранения, обработки и передачи информации используются отдельные компьютеры с введёнными данными (информационное обеспечение) и установленными программами (программным обеспечением). Для ввода исходных данных и передачи результатов обработки используются съемные носители информации – дисковые накопители (CD- и DVD-диски, флешки и др.). Очевидно, что в современных условиях такой вид ИТ является устаревшим, хотя в определённых случаях он имеет право на жизнь.
В 1960-х гг. появились первые вычислительные сети ЭВМ или компьютерные сети. Таким образом, была осуществлена попытка объединить технологию сбора, хранения, передачи и обработки информации на ЭВМ с техникой связи. Сетевые информационные технологии основаны на использовании компьютеров, подключенных к локальным, корпоративным или глобальным компьютерным сетям. Понятно, что использование компьютерных сетей открывает практически неограниченные возможности осуществления взаимосвязи отдельных компьютеров, распределенных на ограниченной территории (локальные и корпоративные сети), а также в любом месте земного шара в случае использования всемирной компьютерной сети Интернет. Основное назначение компьютерных сетей – обеспечение коллективного использования общесетевых ресурсов – аппаратных, программных и информационных для получения, хранения, обработки и передачи информации.
По применению в предметной области информационные технологии делятся на предметные и прикладные.
Предметные ИТ основаны на использовании типовых пакетов программ решения конкретных задач, подсистем экономических информационных систем, функциональных информационных систем. Примерами реализации предметных технологий являются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников организации. Автоматизированным рабочим местом называют персональный компьютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение – автоматизация рутинных работ работника.
Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, АРМ юриста, менеджера, работника склада и пр.
Прикладные являются ИТ общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые и табличные процессоры, электронные органайзеры, графические редакторы и т.д. Для их использования не требуется знания предметной области.
По функциям применения можно выделить следующие виды ИТ:
расчеты;
хранение данных;
документооборот;
организация коллективной работы;
помощь в принятии решений.
По типу обрабатываемых данных выделяют технологии:
текстовые – данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией;
табличные – числовые данные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД);
графические – данные обрабатываются двух- и трехмерными графическими процессорами;
мультимедийные;
геоинформационные;
управленческие.
По способу объединения можно выделить отдельные (одиночные) и интегрированные информационные технологии. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, MS Word или MS Excel). Интегрированная ИТ представляет собой совокупность отдельных технологий с развитыми средствами взаимодействия между ними, например, интегрированный пакет MS Office, позволяющий решать задачи комплексом программ, входящих в пакет.
В основе классификации ИТ по используемым платформам лежит собственно понятие платформы. Разнообразие технических и программных средств вынудило разработчиков ИТ ввести это понятие. Различают техническую и программную платформы.
Техническая платформа определяет тип оборудования, на котором можно установить информационную технологию. Это могут быть отдельные персональные компьютеры, клиент-серверные локальные и корпоративные сети, многомашинные комплексы и т.д. Различают следующие виды технических платформ.
Настольная платформа – однопользовательская или для небольшой группы, в которой не используется сервер базы данных.
Корпоративная платформа – для рабочей группы или компании, в которой почти всегда оперируют с одним или несколькими серверами баз данных.
Интернет-платформа – для интернет- или интранет-приложений, которые используют web-сервер.
Главным компонентом программной платформы является операционная система, установленная на том или ином компьютере (Windows, UNIX, MacOS и пр.).
По характеру взаимодействия с пользователем различают ИТ коллективного использования и ИТ индивидуального использования. Последние образуют класс так называемых информационных технологий пользователя, который представляет большой практический интерес.
Вопрос 3. Информационные технологии пользователя.
ИТ общего назначения обеспечивают выполнение различных расчетов и рутинных функций самого широкого спектра и поэтому в той или иной степени нужны каждому пользователю компьютера независимо от его профессии.
Они обеспечивают работу с текстом, таблицами, числовыми, аудио- и видеоданными, графическими образами, пространственными и географическими данными. Они позволяют обмениваться любыми типами данных с удаленными пользователями, хранить и предоставлять пользователю данные в виде, удобном для обработки или принятия управленческих решений.
Информационные технологии электронного офиса.
Такие функции, как работа с текстом, электронными таблицами, накопление и хранение поступившей информации, обеспечивающие быстрый ее поиск и доступ к ней, обработка и манипулирование данными в локальной базе, подготовка отчетов, а также иллюстративного материала, работа с графическими изображениями, обмен данными с удаленными пользователями и создание web-страниц в настоящее время реализуются на основе интегрированных программных пакетов прикладных программ (приложений). Приложение реализует одну или несколько ИТ получения, обработки, хранения и передачи данных.
Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации решения перечисленных выше задач (офисных задач) называется электронным офисом. Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (совещания, телефонные звонки и пр.), а лишь дополнить ее.
Совместно обе эти системы обеспечивают рациональную автоматизацию труда и наилучшее обеспечение информацией пользователей и лиц, принимающих решения. ИТ автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи информации и работы с ней.
Основные функции электронного офиса:
обеспечение жизненного цикла документов (создание, оформление, регистрация, хранение, удаление);
обеспечение совместного доступа к документам;
обеспечение автоматизированного процесса движения документов в соответствии с установленными технологиями их обработки;
ведение индивидуальных расписаний деятельности сотрудников, согласованных в рамках единого плана работы офиса;
служебные функции документооборота (стилистическое и полиграфическое оформление, тиражирование, формирование производных отчетов, служба консультаций и т.д.).
Типовые аппаратные средства офиса:
персональные компьютеры, объединенные в сеть;
печатающие устройства;
web-камеры, микрофоны, динамики;
средства копирования документов;
сканер;
проекционное оборудование для проведения презентаций.
А соответствующие программные пакеты называются офисными пакетами. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач любой предметной области.
В интегрированный пакет для электронного офиса входят программные продукты, взаимодействующие между собой на уровне обмена данными. Известны следующие популярные офисные пакеты:
Corel Office (фирма Corel).
Smart Suite (фирма Lotus).
Open Office (Open Office.org).
MS Office (фирма MicroSoft).
Главной отличительной чертой программ, составляющих интегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять одни и те же приемы работы с различными приложениями пакета. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователей.
В состав наиболее популярного пакета MS Office входит довольно большое количество приложений:
Текстовый процессор MS Word.
Табличный процессор MS Exсel.
Система управления базами данных MS Access.
Редактор презентаций MS PowerPoint.
Редактор деловой графики MS Visio.
Редактор web-страниц MS SharePoint Designer.
Редактор публикаций MS Publisher.
Программа-органайзер MS Outlook.
Программа управления проектами MS Project и др.
Обязательным компонентом любой офисной технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.