Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1343

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= Пф – Пусл3 = 19 296 – 21 613 = -2317 тыс. руб.

в том числе за счет:




роста цен на ресурсы

-2317 × 91,4% : 100 % = -2118тыс.

изменения ресурсоемкости

-2317 × 8,6% : 100 % = -199 тыс.




Итого +1396 тыс.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

На анализируемом предприятии сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 тыс. руб., в том числе за счет роста Цен на ресурсы - на 2118 тыс. руб. и повышения ресурсоемкости продукции - на 199 тыс. руб.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. На данном предприятии индекс цен на продукцию составляет 1,034524 (99 935 ∕ 96 600), а на ресурсы - 1,02704 (80 639 - 199) ∕ 78 322). Значит, дефлятор цены положительный. Его величина равна 1,007285 (1,035 ∕ 1,027). Это способствовало увеличению прибыли на 1217 тыс. руб. (3335 – 2118).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРЦi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

Пi = VРПi × (Цi – Сi).(17.2)

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем
способом цепной подстановки:

Ппл = VРП(Ц – С) = 5700 (5000 – 4000) = 5700 тыс. руб.,

Пусл1= VРПф(Цпл – С) = 4850 (5000 – 4000) = 4850 тыс. руб.,

Пусл2= VРПф(Цф – С)= 4850 (5200 – 4000) = 5820 тыс. руб.,

Пф = VРПф(ЦФ – Сф)= 4850 (5200 – 4500) = 3395 тыс. руб.,

Побщ = Пф – П = 3395 – 5700 = -2305 тыс. руб.,

ПVРП = Пуслl П = 4850 – 5700 = -850 тыс. руб.,

Пц= Пусл2 Пуслl = 5820 – 4850 = +970 тыс. руб.,

Пс = Пф - Пусл2= 3395 - 5820 = -2425 тыс. руб.

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

ПVРП=(VРПфVРПпл)(Ц – С)= (4850 – 5700)(5000 - 4000) =-850 тыс. руб.

Пц= (Цф Цпл)VРПф= (5200 – 5000) × 4850 = +970 тыс. руб., .

Пс = -(Сф Спл)VРПф= -(4500 – 4000) × 4850 = -2425 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.

Таблица 17.4

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Вид продукции

Количество реализованной продукции, туб

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость 1 туб, руб.

Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Отклонение от плановой прибыли, тыс. руб.

общее

в том числе за счет

объема реализации

цены

себестоимости

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

А

5700

4850

5000

5200

4000

4500

5700

3395

-2305

-850

+970

-2425

В

5600

5300

6000

6100

5000

5120

5600

5194

-406

-300

+530

-636

С

2700

3050

7000

7350

5700

5560

3510

5459

+1949

+455

+1067

+427

D

1900

2560

7500

7800

5874

5750

3090

5248

+2158

+1073

+768

+317

Итого

15900

15760









17900

19296

+1396

+378

+3335

-2 317


Данные, приведенные в табл. 17.4, показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени. Затем необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
17.4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли

Методика расчета влияния структуры продаж на изменение суммы прибыли в случаях однородной и неоднородной продукции.

Для оценки ассортиментной политики предприятия, как уже указывалось, используется целая система показателей, в том числе и получение максимума прибыли. На анализируемом предприятии изменение структуры реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 тыс. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.

Из табл. 17.5 видно, что более доходными видами продукции являются С и D. Увеличение их доли в общем объеме продаж способствовало увеличению прибыли. Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

,

где Ппл1 - сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час на производство единицы i-го вида продукции;

VРПобщ.ф - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении или в нормо-часах;

Удi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении или в нормо-часах, %.

В связи с увеличением удельного веса изделий С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 34 руб., а сумма прибыли - на 536 тыс. руб. (34 руб. × 15 760 туб), что соответствует расчетам, приведенным в параграфе 17.3.

Таблица 17.5


Расчет влияния структуры продукции на сумму прибыли от ее реализации

Вид продукции

Объем реализации в условно-натуральном измерении, туб

Структура товарной продукции, %

Плановая прибыль на 1 туб, руб.

Изменение прибыли в среднем на 1 туб, руб.

план

факт

план

факт

+, -

А

5700

4850

35,85

30,77

-5,08

1000

-50,8

В

5600

5300

35,22

33,63

-1,59

1000

-15,9

С

2700

3050

16,98

19,35

+2,37

1300

+30,8

D

1900

2560

11,95

16,25

+4,30

1626

+69,9

Итого

15 900

15 760

100,00

100,00



1125,8

+34,0

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этом случае для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель


,

где Riпл - плановая рентабельность i-xвидов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции);

∑(VРП × Сiпл) - стоимость фактического объема продаж в целом по предприятию в оценке по плановой себестоимости продукции.

При этом следует иметь в виду, что результаты расчетов в данном случае будут не совсем точными, так как себестоимость реализованной продукции тоже подвержена влиянию структурного фактора. Согласно расчетам, проведенным по данной методике, за счет изменения структуры продаж прибыль на предприятии увеличилась только на 125 тыс. руб.
17.5. Анализ уровня среднереализационных цен

Зависимость среднего уровня отпускных цен от качества реализуемой продукции, рынков сбыта, сроков реализации, уровня инфляции и др. Методика расчета влияния данных факторов на изменение среднего уровня цен.

Среднереализационная цена единицы продукции — отношение выручки от реализации соответствующего вида продукции к объему его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние такие факторы, как качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливают более высокие цены, и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества можно определить по формуле

,

где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн - объем реализации продукции нового качества;

VРПобш - общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.

В основу первого способа положен принцип цепной подстановки: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции