Файл: Теоретического знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10.Светские точки зрения на происхождение морали.

С атеистической (материалистической) точки зрения происхождение морали трактуется иначе. Её содержание предопределяется исходным принципом материализма, которого он придерживается при анализе явлений общественной жизни, а именно – общественное бытие определяет общественное сознание. Относительно морали – это значит, что мораль, как одна из форм общественного сознания возникла в ответ на потребности практики общественной жизни в установлении общих для всех членов общества правил поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Таким образом, происхождение морали, по мнению атеистов, являются те отношения, в которых люди состоят в процессе их производственной деятельности. Из атеистической позиции мораль, поскольку она отражает изменяющиеся со временем производственные отношения, также со временем изменяется. «Всякой общественной форме собственности – соответствует своя мораль» Карл Маркс. Существует, точка зрения, согласно которой мораль человеческого общества есть не что иное, как человеческое выражение тех инстинктов животного мира, которые обеспечивают выживание животных в борьбе за существование.

11. Категории этики и их классификация.

Категории этики складывались в ходе развития процесса познания сферы морали. Классифицируют категории этики в зависимости от того, какие стороны морали они отражают. Например, в отдельную группу можно выделить категории, отражающие структуру морали: «моральное сознание»; «моральное поведение», «моральные отношения». Отдельную группу могут составлять категории, отражающие те или иные этические теории: «гедонизм», «эвдемонизм», «эпикуреизм», «утилитаризм». Мы будем изучать группы категорий этики, которые служат для оценки нравственных качеств того или иного субъекта социального действия, в качестве которого может выступать как отдельная личность, так и социальная группа. К числу таких категорий относятся, например, «совесть», «нравственный долг», «справедливость», «добросовестность», «честь», «мужество», «добро», «зло». Данная группа категорий обладает некоторыми очень важными особенностями. Являются оценочными категориями, они весьма субъективны по своему содержанию. Это значит , что то , что одному представляется, например, добром, другому может представляться злом; то за что одного будет мучить чувство вины, другой совершит без всякого зазрения совести.

В отечественной этической науке доминируют три точки зрения на классификацию этических категорий. Одна из них предлагает все категории этики сгруппировать в две группы: структурные и субстанциональные. Такой позиции придерживаются, например, А. М. Архангельский, В. С. Гладенок и др. Сторонники другой точки зрения предлагают в основу классификации взять одну из категорий этики, придав ей значение основополагающей. Например, в качестве такой фундаментальной категории представляются «добро» (В. П. Тугаринов, Ф. А. Селиванов), «долг» (Л. В. Коновалова), «благо» (В. А. Ребрин), «счастье» (Г. Бандзеладзе) и др. Эта идея само по себе не нова. Еще Сократ предлагал брать за основную этическую категорию «благо», Платон выделял в качестве приоритетной «справедливость», а И. Кант основой этической категории считал «долг».


12.Особенность категорий этики, отражающих нравственную оценку человека и отношения между людьми.

Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. К ним относят:

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Справедливость - представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

Долг - категория этики, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к обществу и другим людям ним в конкретных условиях.

Совесть - характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

Достоинство - особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Гуманизм - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

13.Категория «добро» и проявления её содержания в юридической сфере.

В человеке добро может быть, например, классифицировано по степени его проявления в реальной практике человеческого общества. В этой связи характеризуя, слабую степень развитости добра, употребляют понятие «беспорочность», а для характеристики сильной степени развитости добра используют понятие « добродетель».

Добродетель – категория этики, отражающая искреннее, бескорыстное стремление одного субъекта социального действия создавать наиболее благоприятные материальные и духовные условия для существования других субъектов.

Наивысшей формой проявления добра со стороны отдельной личности является альтруизм.

Альтруизм – категория этики, фиксирующая активное стремление субъекта отдавать все свои силы прежде всего служению другим людям, пренебрегая своими собственными интересами.



В системе отношений отдельного человека к обществу и государству добро проявляется в его добросовестном отношении к исполнению служебных и гражданский обязанностей, в его участии в деятельности по совершенствованию политической, духовной, социальной и экономической сфер жизни общества, в готовности, в случае необходимости, принять участие в защите интересов государства и общества. В юридической сфере добро проявляется в качественной работе судебной системы и правоохранительных органов. Это качество, прежде всего, обеспечивается строгим соблюдением юристами всех требований, принципов, кодексов и законов, определяющих порядок их деятельности.

14.Категория «зло» и проявления её содержания в юридической сфере.

Зло – категория этики, отражающая в системе отношений все то, что не соответствует нормам нравственности, общепринятым в данном сообществе.

Зло может быть классифицировано по степени его развитости. В одном случае оно может проявляться в том, что человек просто не делает ничего хорошего для других и заботиться об удовлетворении только своих собственных интересов.

Эгоизм - категория этики, отражающая устремленность субъекта только на удовлетворение своих собственных интересов, не считаясь при этом с интересами других.

В другом случае зло может проявляться в совершении действий, прямо направленных против интересов других людей и даже против их жизни.

Злодейство – категория этики отражающая стремление одного субъекта социального действия умышленно разрушать благоприятные материальные и духовные условия существования других субъектов, предполагая в ряде случаев их уничтожение.

Если говорить о проявлениях зла в системе общественных отношений, то здесь следует указать на такие явления, как, например, бюрократизм, взяточничество, коррупция, деспотическая система власти, национализм, терроризм, война.

Зло имеет место в юридической сфере жизни общества. Здесь оно может проявляться, например, в том же взяточничестве, в недобросовестном отношении к исполнению своих служебных обязанностей. В судебной системе институтами борьбы со злом являются квалификационные коллегии судей, которые избираются на съездах судей Российской Федерации или соответствующих субъектах РФ.

15. Диалектика добра и зла.

Диалектика добра и зла заключается в том, что добро всегда связано с ненавистью ко злу и немыслимо без активной борьбы с ним за подлинное счастье человечества. Если религия рассматривает добро как христианское всепрощение зла, то научный атеизм рассматривает добро как беспощадную борьбу со злом.


Церковные и сектантские проповедники считают, что марксистское понимание критерия добра и нравственности в целом как участия человека в практической, революционно-преобразующей деятельности является по своему содержанию проявлением «утилитаризма», «корысти». Эта точка зрения не выдерживает критики потому, что, во-первых, марксистский критерий не ставит под сомнение добро как ценность, а лишь указывает на то, что степень полезности того или иного конкретного доброго действия может быть большей или меньшей, но от этого само добро не перестает быть социальным благом для общества, и, во- вторых, марксистская этика и научный атеизм считают полезным не всякий индивидуальный добрый поступок, а только такой, который соответствует общественным интересам, свободен от эгоизма и корысти. Добро — это то, что отражает в нравственном сознании и нравственной практике гармонию интересов общества и личности, то, что приносит им действительную пользу, т. е. способствует социально-нравственному прогрессу.

Основным источником социально-нравственного зла в человеческой истории являются частнособственнические отношения, порожденные классовыми противоречиями в антагонистических общественно-экономических формациях и связанные с нищетой, алчностью, эгоизмом, угнетением человека человеком, религией и т. п. Поэтому научный атеизм, как и марксизм в целом, первым и необходимым условием всестороннего и гармоничного развития человека считает уничтожение основного социального источника зла —- частной собственности. Люди, уничтожая этот источник зла, тем самым ликвидируют его разнообразные следствия.

Таким образом, научный атеизм рассматривает добро и зло не как природные, а как социальные явления.

Научный атеизм, опираясь на марксизм-ленинизм, отрицает саму возможность стирания грани между добром и злом. «…Если добро и зло валить в одну кучу, — отмечал Ф. Энгельс, — то исчезает всякая нравственность, и каждый может делать и поступать так, как ему угодно».

В условиях развитого социалистического общества преодоление зла ведет к активному утверждению добра во всех сферах человеческой жизнедеятельности. КПСС и Советское государство воспитывают всех трудящихся, как верующих, так и неверующих, в духе нравственного добра, в духе борьбы за коммунизм. Коммунизм, утверждая невиданную ранее в истории власть человека над природой, создавая изобилие материальных и духовных благ, создавая и постоянно развивая общественные отношения между всесторонне и гармонически развитыми людьми, явится новой общественно-экономической формацией, которая осуществит на практике всеобщее добро.


16.Категория «нравственный долг» и проявления её содержания в

юридической сфере.

Нравственный долг — категория этики, в которой фиксируется способность субъекта самому себе ставить общественно-значимые задачи и выполнять их без расчета на какое-либо вознаграждение.

Более широким по содержанию понятием по отношению к понятию «нравственный долг» является понятие «обязанность». Тот или иной субъект социального действия может быть обязан кому-либо в силу действия ряда факторов.

Во-первых, он может быть обязан делать что-либо для кого-либо в силу не правового принуждения, например, угрозы или фактического применения к нему средств физического насилия.

Во-вторых, он может быть обязан делать что-либо в интересах государства в силу того или иного его закона, а также в силу юридически оформленных договорных обязательств с организациями или лицами.

И, наконец, в-третьих, тот или иной субъект социального действия может сам обязать себя выполнить ту или иную социально-значимую для данного социума задачу. Именно обязанности такого рода и составляют содержание категории «нравственный долг». Если первые два вида обязанностей выполняются субъектом в силу внешних для него побудительных мотивов, то обязанности последнего вида — только по его собственному сугубо внутреннему желанию, продиктованному ему его личным нравственным сознанием.

Примером практического проявления нравственного долга служит добровольчество во всех его разновидностях: добровольное поступление на военную службу в условиях войны тех людей, которые по возрасту или по состоянию здоровья могли бы быть на нее не призванными; эксперименты врачей над собой с целью проверки методики лечения тех или иных заболеваний; оказание помощи кому-либо в условиях, когда эта помощь ухудшает положение того, кто эту помощь оказывает, а может быть даже и угрожает его собственной жизни и т. п.

Высшим проявлением нравственного долга является акт самопожертвования, в ситуациях, когда выполнить какую-то весьма социально-важную задачу иначе невозможно.

Масса примеров такого рода вписана в историю Великой Отечественной войны. Это, например, воздушные тараны, которые начались буквально в первые дни войны (младший лейтенант Виктор Талалихин и др.), тараны нашими горящими падающими самолетами военной техники фашистов (капитан Николай Гастелло и др.), закрытие своим телом огневых точек врага. За годы войны такой подвиг был совершен более 400 раз (один из них — подвиг девятнадцатилетнего рядового Александра Матросова).