ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немало примеров осознанного жертвования своим здоровьем и жизнью ради достижения благородных социально-значимых целей содержит и наша повседневная жизнь.
Во многом на реальных событиях построен, например, сюжет одного из лучших советских художественных фильмов «Девять дней одного года» (1961 г., режиссер М. Ромм), рассказывающий о молодых уче- ных-ядерщиках, которые, не щадя своего здоровья, раскрывали тайны атомной энергии.
В советское время была хорошо известна песня «Огромное небо» (слова Р. Рождественского, музыка — О. Фельцмана, исполнительница — Э. Пьеха), сюжетом которой стал реальный поступок экипажа военного самолета в составе капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова, которые 6 апреля 1966 г. увели падающий реактивный самолет от жилых районов, а сами погибли.
Примером осознанного жертвования своей жизнью ради спасения жизни других людей могут служить поступки офицеров современной российской армии, которые во время учений, спасая жизни своих подчиненных, закрывали их своим телом от взрывов боевых гранат. Так, 20 марта 2018 г. ценой своей жизни спас жизнь подчиненного майор Владимир Чупин. Ранее в последние годы так поступили: полковник внутренних войск Серик Султангабиев (25 сентября 2014 г.), майор Сергей Солнечников ( 28 марта 2012 г.)[25].
Место для проявления нравственного долга всегда есть и в работе юриста: судьи, прокурора, адвоката, сотрудников правоохранительных органов и т. д. У каждого из них есть свой строго ограниченный круг обязанностей и установленный их руководителем режим рабочего времени. Однако стремление как можно быстрее и лучше выполнить свою работу побуждает многих из них затрачивать гораздо больше времени, сил и энергии чем это официально от них требуется.
17.Категория «совесть» и проявления её содержания в юридической сфере.
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
В ходе своей профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности
18.Категория «добросовестность» и проявление её содержания в юридической сфере.
Этимология эпитета "недобросовестный" указывает на негативную оценку либо образа действия человека - совершение им незаконного или недостойного поступка без угрызений совести, либо самого человека, не испытывающего угрызений совести при совершении им подобного - противоправного или постыдного - поступка (бессовестного человека). Недобросовестное поведение налогоплательщика можно именовать, следовательно, бессовестным поведением, а самого налогоплательщика - просто бессовестным, или, иначе, негодяем. Думается, что сказанного самого по себе уже вполне достаточно для того, чтобы если и не усомниться в основательности признания юридического значения за подобным поведением, то, по крайней мере, попытаться выяснить, как понятие права совмещается с понятием негодяя. Какое вообще юридическое значение можно было бы придать категории нравственной - т.е. субстанции, по сути своей не имеющей и не могущей иметь никакого юридического значения?
Для ответа на поставленный вопрос логично обратиться к первоисточнику - гражданскому праву. Известно, что понятие о недобросовестном налогоплательщике судьи почерпнули именно оттуда - из института защиты добросовестного приобретателя *(8). В самом деле: если в гражданском праве есть понятие недобросовестности, то почему бы ему не быть и в праве налоговом? Рыжее оно, что ли?
Подобный механистический подход страдает, среди множества прочих пороков (обстоятельное обсуждение каждого из которых могло бы составить главу в книге о методологии науки) и таким дефектом, который сразу и безоговорочно отвергает все его притязания на научность. Этот недостаток - ложность исходной посылки. Как это ни покажется странным, но в ГК РФ не содержится ни слова о недобросовестности как понятии, как правовом институте! Слово (термин, обозначение, наименование) "недобросовестность" - имеется, но одноименного понятия (категории) - нет.
Норм, упоминающих про добросовестность, в Гражданском кодексе РФ довольно много - см. п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 53, абз. 2 п. 1 ст. 220, абз. 2 п. 2 ст. 223, абз. 1 п. 1 ст. 234, ст. 302, 303, п. 3 ст. 602, ч. 2 ст. 662. Количество упоминаний о недобросовестности и недобросовестном поведении в ГК несоизмеримо меньше (см. п. 3 ст. 157, п. 3 ст. 220, ч. 1 и 2 ст. 303, п. 4 ст. 1103, п. 3 ст. 1109, ст. 1222). Ясно, что простое количественное сравнение само по себе еще мало о чем говорит *(9), поэтому, во имя уяснения правильности выставленного тезиса, обратимся к содержанию перечисленных норм.
19.Категория «справедливость» и проявления её содержания в юридической сфере.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
20.Категории «честь» и «достоинство» и проявления их содержания в юридической сфере.
Достоинство – категория этики, в которой фиксируется необходимость признания каждого человека в качестве высокозначимой ценности и соответственно в качестве лица, требующего к себе уважения.
Уровень развития достоинства личности соответствует определенным условиям его общественной жизнедеятельности в ту или иную историческую эпоху. Является своеобразным показателем уровня той высшей меры исторического развития, которого конкретное общество на данный момент достигло. Оценка человеком себя, как некой ценности, формирование на этой основе степени самоуважения является существенным условием повышения требовательности человека к самому себе. Под воздействием факторов (материального положения, отношений к той или иной религии и т.д.) достоинство одних возвышается, а достоинство других принижается. Задача каждого человека состоит в том, чтобы не допускать оскорбления своего достоинства со стороны других людей и самому не совершать действий, дискредитирующих его как личность.
Честь – категория этики, требующая такого отношения к человеку, которое соответствует общественному статусу той социальной общности, к которой данный человек принадлежит.
Подобно категории «достоинство» категория «честь» фиксирует оценку человека как со стороны общества, так и со стороны самого себя. Поскольку желание обладать высоким общественным статусом – естественное желание каждого человека, постольку понятие честь побуждает человека не только поддерживать этот статус, но и защищать его в случаях, когда этот статус кем-то подвергается сомнению и тем более кем-то разрушается. Известно, что в прошлом одной из форм защиты чести был вызов на дуэль. В настоящее время защита чести через физическое воздействие на её оскорбителя в обществе не одобряется, более того, является уголовно наказуемым действием.
Защита чести и достоинства граждан предусмотрена законом: ст.152 ГКРФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации», гл.17 УКРФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности».
Право гражданина РФ на защиту его достоинства и чести закреплено в ч.1 ст.21 Конституции РФ, которая устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». В части 1 ст. 23 Конституции РФ предусмотрено: «Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени».
Категория честь применима и к оценке тех или иных социальных общностей. Например, мы говорим: честь судьи, адвоката, прокурора, следователя, честь сотрудников правоохранительных органов, честь судебной власти, честь страны. В данном отношении категория честь означает соответствие той или иной социальной общности тому статусу, который данная социальная общность имеет в общественном мнении социальной общности более высокого уровня.
21.Категории «мужество» и «отвага» и проявления их содержания в юридической сфере.
Отвага
-и. ж. Смелость, бесстрашие, храбрость. Проявить отвагу. Медаль "3а отвагу" [толковый словарь Ожегова].
Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.
Мужество — обобщенное понятие, характеризующее совершение человеком раз личных подвигов (героизма, стойкости, самоотверженности в труде и т. п.) [8].
Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).
Существует указ президента о награждении орденом мужества:
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента РФ
от 2 марта 1994 г. N 442
СТАТУТ ордена Мужества
Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.
Орден Мужества носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Российской Федерации располагается после ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени [14].
22.Идеи Л.Н. Толстого о недопустимости применения насилия в борьбе со злом.
Наиболее полное отношение Л.Н.Толстого к способам борьбы со злом выражено в его работах «Исповедь» и «В чём моя вера». Суть отношения Л.Н.Толстого к борьбе со злом такова: Злу нужно оказывать сопротивление, не смиряться ним, не потакать ему, но это сопротивление должно осуществляться без применения средств насилия. В борьбе со злом должны использоваться только ненасильственные средства, прежде всего такие, как убеждение и личный положительный пример. Это позиция отражена в целом ряде других его работ: «Религия и нравственность», «Закон насилия и закон любви», «Царствие Божие внутри нас», «Не убий никого», «Любите друг друга».
Исторической предпосылкой позиции Л.Н.Толстого является безуспешный, тысячелетний предыдущий опят борьбы общества со злом посредствам силы. На протяжении всей истории люди следовали ветхозаветному правилу отвечать на зло - злом, однако от этого зла в мире не только не стало меньше, но его количество, наоборот, все увеличивается. Отсюда следует вывод – поскольку применение силы в борьбе со злом неэффективно, то этот способ борьбы с ним не верен, бороться со злом надо по-другому – надо попробовать победить насилие ненасилием, победить зло добром.