Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Старший - у детей насчитывается 7-10 ролей, 2-3 из них любимые. Свою роль в игре дети выполняют с большей выдумкой, изобретательностью, их интересует каждая деталь. Ролевое взаимодействие содержательно. Речь занимает все большее место в реализации роли.

Игровые действия, игровые предметы:

- Младший - хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы- заместители, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

- Старший - Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал.

Правила игры:

- Младший - Правила регулируют последовательность действий

- Старший - Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли
37. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей.

Особенности:

- Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется.

- Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

- В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

- Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. А, Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания.

- В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.


- В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы.

- Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.



38.Ведущая деятельность дошкольника
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Игра - особый вид деятельности человека, это школа социальных отношений, которой моделируются формы поведения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние, одним и тем же словом, отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.



39. Самосознание в дошкольном возрасте
Самосознание - позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделить себя в этом, познать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Специфика развития самосознания дошкольника состоит в следующем:

- Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
- Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;
- Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- Развивается способность мотивировать самооценку;
- Появляется осознание себя во времени, личное сознание.
- Самооценка у дошкольников развивается на основе знаний и мыслей о себе. Оценка зависит от того, как его оценивает взрослый. Основным фактором выступает общение с взрослым. Взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:
- Выражает свое отношение к окружающему.
- Организует деятельность малыша (ставит задачу, показывает способы решения)
- Представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения.
- Организует совместную со сверстниками деятельность

Ошибочная позиция взрослого - невнимательность к его достижениям. Из-за этого возникает 2 формы несамостоятельности - инфантилизм (реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, перестают возникать инициативные намерения) и синдром беспомощности (отсутствие или минимальное внимание к делам и действиям малыша)

Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирован, какова ее форма, содержание.

«Строгие взрослые» - пристальное внимание к поступкам детей, положительное не замечают.
«Восторженные взрослые» - замечают только хорошее, подчеркивают даже самые незначительные достижения
«Безразличные взрослые» - дают случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении
«Справедливые взрослые»
- в разной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают.

Только уравновешенное сочетание положительной я отрицательной оценок создает благоприятные условия для развития личности, самосознания.
40. Семья как фактор развития поведения ребенка
Семья - ведущий фактор развития поведения ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).
41. Продуктивная деятельность в дошкольном возрасте
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.


В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б.Эльконин).
42. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.
43. Психологическая готовность к школьному обучению
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает (он дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он находит себе место в пространстве и времени. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».