Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.
«Счастье в труде вдохновенном». ГАЙ-1953. 293 5.
«…Как бережно нужно охранять великое природное каче- ство вдохновения. …Следует обратить особое внимание на эту связь с Миром Надземным. Само слово “вдохновение” уже указывает на нечто внешнее и ведущее. Не нужно ду- мать, что такая связь может родиться мгновенно, она тре- бует многих испытаний в жизнях. …Уявление высокого качества в каждом труде уже будет вдохновением». Надз. 789 6.
«Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ве- дёт, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро входит она в любую область. От земли и до дальних миров она успеет соткать крылья Света». Бр. 282 7.
«Созвучие есть первое условие творчества. Все так называ- емые вдохновения не что иное, как созвучия в той или иной области. Математик, ищущий нужную формулу; поэт, пишущий стихи; изобретатель, работающий над открыти- ем, – все они настраиваются созвучно с той сферой про- странства, в которой находится разрешение их проблем.
Искусство в древности называлось служением Музам. Слу- жение есть один из ключей к созвучию». БНА. УС. 32
Возвышенность
1.
«В чём будет заключаться утончённость и возвышенность мышления?.. Неужели в нагромождениях искусственной логики и в ужасающих силлогизмах? Конечно, мышление будет устремляться к оценке лучшего и прекрасного и к изысканию наибольшей полезности». ЗнАЙ. 550 2.
«Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру?» Надз. 850 3.
«…Человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путя- ми Прекрасного». Надз. 783 4.
«И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными». НКР «Небесное зодчество»
109

5.
«Чтобы принять ток высшего напряжения, нужно прежде всего утончить сознание возвышенным мышлением, – так произойдёт расширение сознания и возжжётся огонь серд- ца. …Не нужно никаких условных упражнений, только мысль может возвышать человека. Только во время устремлённого мышления человек может почуять присут- ствие внутреннего огня». Надз. 853 6.
«Крылатая мысль растит крылья духу». ГАЙ-1952. 485 7.
«Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества… Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остаётся единственным ме- рилом его». ПЕИР 10.09.1938 8.
«Чем выше сознание человека, тем тоньше он в своих вы- ражениях». ПЕИР 24.05.1934 9.
«Утончение и возвышение сознания могут идти лишь рука об руку». НКР «Вехи»
10.
«Нелегко человеку установить прекрасный уровень высо- кого мышления среди житейских невзгод. Мало кто подго- товлен понять, что сами трудности должны помочь возвышенному мышлению». Надз. Введение
11.
«Нельзя ни на час погасить в себе пламень возвышенного мышления. …Спросят – не помешает ли мысль о Надземном земной деятельности? Но пусть эта мысль сопутствует че- ловеку даже в час самой напряжённой деятельности.
…Глубокая мысль о Надземном будет не препятствием, но живым мостом к будущему достижению». Надз. 651 12.
«…Человечество так любит панацеи. Между тем панацея лишь одна – возвышенное сознание!» МО-1. 127 13.
«
…Мысль о Надземном даёт целительные вибрации. Много нужно повторять о значении возвышенного мышления.

Помыслы о Надземном есть панацея. Не преувеличение, что люди носят в себе талисман, но нужно прежде всего почуять восхищение, сопряжённое с мыслью о Надземном».
Надз. 735 14.
«…Каждая сила, влекущая дух кверху, есть сила развития».
Иер. 128 15.
«Природа йога огненна. Он возжёг её постоянным углуб- лением и возвышением мысли». Надз. 919 110


Утончённость
1.
«Вся эволюция зиждется на утончении». Беспр. 774 2.
«Эволюция означает утончение и улучшение. Эволюцию ещё можно определить как постепенное превращение плотного в тонкое, чтобы затем стать огненным. Именно утончение всего во всём происходит». ГАЙ-1954. 423 3.
«Жизнь устремляется вверх к разрежению и утончению плотного в тонкое. Всё, что способствует этому, – эволюци- онно, всё, что препятствует и противодействует, – от тьмы.
Так будем различать, где продвижение и где регресс. Нель- зя соединять огрубение с утончением. Утончение и духов- ность неотделимы. Изнеженность и роскошь не есть утончение и духовности не являют собою». ГАЙ-1965. 25 4.
«Духовность есть утончённое устремление к истинной эволюции, которая всегда синтетична, вмещая все поня- тия, всё сущее». ПЕИР
26.04.1939 5.
«Утончённость духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей». ПЕИР 01.10.1935 6.
«Утончение мысли даёт и подход к утончению жизни.
Утончение и есть возвышение и продвижение». Бр. 271 7.
«Без развития и утончения сердца невозможно никакое продвижение, никакой прогресс…» В будущем люди «будут отличаться утончённостью сердца, этого ключа ко всем до- стижениям». ПЕИР 10.10.1934 8.
«Эволюция в утончении, и прежде всего в утончении ощу- щений и чувствования. С утончением внутреннего челове- ка гамма чувств и восприятий мозговых усиляется и растёт неучтимо! Истинное Знание становится уделом утончён- ного человека». ПЕИР
9.11.1952 9.
«Утончённое состояние сердца вызывает особую деятель- ность всех чувств. Обоняние, слух, зрение, вкус действуют беспрерывно. Нет тишины… Нет момента без запаха;.. нет зрительной пустоты... Так, не уходя из мира сего, сердце делает нас соучастниками множества тонких проявлений.
Если же кто-нибудь будет настаивать на существовании абсолютной тишины, не считайте его сердце утончённым».
Сердце. 330.
111

10.
«Утончение сознания и заключается прежде всего во вни- мании к окружающему». МО-2. 27 11.
«В огне любви утончаются все силы человеческого духа.
Именно любовь раскрывает те тончайшие свойства чело- века, которые откроют ему Врата Знания Мира Надземно- го, Мира Высшего». ПЕИР 16.08.1944 12.
«После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата вы- сокой культуры». НКР «Знамя Мира»
13.
«Цивилизация – это одно, а Культура – совершенно другое.
Даже за несколько лет в одном поколении можно стать ци- вилизованными, но культура слагается только величай- шими усилиями и стараниями в царстве высочайших понятий на протяжении веков». ПЕИР 24.03.1941 14.
«Что пользы в образовании, если мозг остался лукав и язык лжив? Можно делить людей по утончению сердца…»
МО-1. 194 15.
«…Образование должно искоренять грубость. …Можно увидеть, что формальное знание не избавляет от грубости, которая не допускает тонкие восприятия. …Грубость есть нарушение всего тонкого. Так люди должны понять, что грубость не излечивается вежливостью. …Нужно принять тонкость понимания, чтобы утончить сознание. …Многие основы [жизни] непроизносимы, но должны быть очув- ствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения бу- дут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так человек, утончённый в чувствах, не будет груб». Надз. 326 16.
«Следует явить силу духа и неустанно стремиться к иско- ренению вековых тяжких накоплений, иначе никакое утончение недостижимо. Лишь утончение всех чувств при- ближает и все лучшие возможности. …Внимательность есть первый подход к утончению восприятий, а мы знаем, что лишь утончённость даёт тонкое сознание и творческая мощь утверждается центрами тонких восприятий. Чем
112

тоньше, тем выше, чем выше, тем сильнее! Ведь ничто так не задерживает эволюцию, как грубость восприятий!»
ПЕИР 3.12.1930 17.
«Самое тонкое сознание имеет самую лучшую восприим- чивость». Беспр. 770 18.
«Пушинка шерсти, опускаясь на ладонь человека, не осяза- ема, но, проникая в глаз, она причиняет боль. Ладонь – это грубый, невежественный человек, глаз – утончённый муд- рец». Из буддийских писаний. Цит. по: ПЕИР 19.08.1937 19.
Познание «Беспредельности не для изысканного понятия, но чтобы внести утончение сознания. Если познанием причин мы расширяем сознание, то утончаем его познава- нием качества. Это свойство и качественность мысли и чувства будет познанием начал созидания». Беспр. 918 20.
«Считайте мерами чести сердечную утончённость. Так не будем забывать, что в самом каждодневном обиходе зало- жены основы мирового величия».
МО-2. 97
Чуткость
1.
«Чуткость есть степень культуры». ЗнАЙ. 457 2.
«Чуткое сердце нужно охранить. Оно бьётся не для себя, но для Общего Блага». Надз. 652 3.
«Явление связи с Миром Высшим даёт чуткость и ясность…»
Аум. 51 4.
«Чуткость есть отрешение от себя и перенос сознания в объект наблюдения. Будет ли это пространство, или чело- век, или книга, или идея – самость повсюду мешает пра- вильному сосредоточению. …Дух и самость антиподы…»
БНА. УС. 132 5.
«Чуткость, применяемая духом, даёт зоркость. Так, прило- жив чуткость сердца, можно достичь высших устремлений».
Беспр. 765 6.
«За окном раздался зов. Один работник отмахнулся: «Не мешай, я занят!» Другой обещал прийти, но забыл. Третий пришёл после работы, но место уже было пусто. Четвёртый
113
при зове затрепетал и, сложив орудия, немедля вышел:
«Я здесь!» Это называется трепетом чуткости.
Только это трепетание…
ведёт к знанию духа, поверх рас- судка открывает врата трепетанием… Если сможете не за- глушить в себе трепет чуткости – благо вам!»
ЛСМ. Озар. Ч. 3, V. 9 7.
«…Наше сердце... должно утончиться до такой степени, чтобы на всякую боль окружающего ответствовать чутко.
Чуткое сердце – символ сострадания. Только оно может вместить боль мира. Велика ноша сердца такого.
…Страдания за близких и дальних, за людей, за весь мир несказанно обостряют восприимчивость сердца».
ГАЙ-1965. 539 8.
«Самое трудное искусство есть искусство творить отноше- ния между людьми. Ни одно искусство не требует развития такого терпения и такой утончённой чуткости. Нужно уметь проникать в сознание, в сердца и настроения всех окружающих и приходящих; нужно уметь почувствовать тот основной тон, на котором возможно объединиться с ними и объединить их с другими». ПЕИР. 29.05.1936 9.
«Нужно очень воспитывать мышление, чтобы достичь чут- кости». Аум. 466 10.
«…Чуткость должна быть воспитываема. …Полагают.., что чуткость есть качество природное и тщетно пытаться раз- вить её. Конечно, чуткость – врождённое качество, но оно зависит от чистоты сознания. Нужно даже в лучших случа- ях развивать или, вернее, вызывать её из глубин созна- ния». Надз. 573 11.
«…Важнее всего воспитание сердца, и притом с самого ран- него возраста. Необходимо заронить семена любви к при- роде и сострадания и чуткости ко всему живому».
ПЕИР 8.06.1944 12.
«Пусть каждый пытается развить в себе чуткость, он может тогда преуспевать стократно». Надз. 543 13.
«В развитии явления чуткости залог расширения созна- ния». Иер. 45 114


14.
«…В человеке существует эта чуткость огненная, но он пы- тается заглушить её рассудком». МО-3. 561 15.
«При существующих условиях земной жизни можно ожи- дать различных болей, но ведь эти страдания происходят не как следствие чуткости, но по причине ненормальности жизни. Если представить себе незаражённую атмосферу, то чуткость явится истинным благом, но люди предпочитают загрязнять планету...» Бр. 208
Свежесть восприятия
1.
«Строение глаза – чудо. Но к этому чуду привыкли, о нём никто не думает. И все стали глазеть, но не смотреть, смот- реть, но не видеть. Так же и способность восприятия… мо- жет утерять неповторяемую свежесть чудесности и, покрывшись налётом обыденности, потерять часть своего пламени. …Сохраним дух необычности во всём и не дадим торжествовать серому дракону [обыденности]. Он всё сде- лает серым». ГАЙ-1953. 424.
2.
«…Замена старого новым часто болезненна; борьба порою трудна, но зато спираль устремляющая ставит сознание в состояние постоянного обновления. Потому свежесть но- визны, бодрости и юности духа отмечается в восходящем устремлении сознания». ГАЙ-1956. 132 3.
«Архат имеет качество не притуплять свои чувства. Только огненным напряжением достигает он этого трудного каче- ства. …Неувядаем[ая] свежесть сердца. Не каким-то особым приёмом, но простым открытием сердца достигается это постоянное обострение. …Но сколько священнослужителей теряли накопленное от притупления каждодневностью.
Каждодневность есть великий пробный камень. Она от- крывает врата Вечности и утверждает Огонь». МО-1. 407 4.
«Мысли о будущем подобны освежающему душу. Сознание вырывается из замкнутого круга обыденности и касается сфер, не ограниченных окружающими условиями. Мысль получает свободу». ГАЙ-1968. 500 115

Чистота. Чистосердечие
1.
«Чистота сердца, чистота мысли и сознания – лучший щит.
Без нравственной чистоты не может быть высокой духов- ности. Чистота есть великая мощь. Сказано – “Чем чище, тем выше”». ПЕИР 12.09.1948 2.
«Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами». Надз. 854 3.
«Чистые сердца увидят Высшее. Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли».
МО-3. 576 4.
«…Каждый человек может приобщиться к высшим чувст- вованиям, но он должен держать дух в чистоте». Надз. 527 5.
«Чистота сердца не есть понятие отвлечённо этическое, но практически жизненное. Чистота есть возможность дости- жений явлений высшего порядка и легчайший вход в об- ласть невидимо сущего». ГАЙ-1962. 16 6.
«Чем чище побуждение, тем выше достижение…» Надз. 799 7.
Необходимо усвоить «первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является
Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направ- ление каждого действия, так же как и понять истинное ка- чество побуждения, стоящего за тем или иным проявле- нием». ПЕИР 04-05.1940 8.
«Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к
Истине». Общ. 27 9.
«Все Учения всего мира постоянно настаивали “на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка”, как на трёх ос- новах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к “богам”. Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя…» ПЕИР 30.06.1934 10.
«…Нравственная чистота – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений. …Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Легенда о том, что целый город был помилован из-за нахождения в
116

нём одного праведника, имеет глубокое основание. Чистое сердце – панацея от всего и для всех». ПЕИР 11.09.1937 11.
«Чистота сердца есть самая нужная собственность. Муд- рость, мужество, самоотверженность не вмещаются в зату- маненном сердце». Сердце. 69 12.
«Самое важное – закалить себя в чистоте побуждений, мыслей и поступков, а сделать это мы можем, лишь нахо- дясь среди людей, среди препятствий…» ПЕИР 24.05.1936 13.
«Кто чисто мыслит, тот на пути сердца». Сердце. 390 14.
«Главное достижение – в очищении и расширении созна- ния, всё остальное приложится». ПЕИР 14.06.1934 15.
«Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?

Что же лучшую улыбку соткёт, нежели сознание видеть самого последнего ребенка смеющимся? …Итак, кратко и незамысловато думайте, как украсить очаг мира».
ЛСМ. Озар. ч. 3, III. 10 16.
«Трудно развить напряжение мысли, но ещё труднее до- стичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе: “Буду мыслить чисто”, но сущность его при- выкла к эгоистическому мышлению. Тогда получается са- мая нежелательная форма мысли. Две птицы летят из разных гнёзд и не могут слиться воедино.
Нужно упражнять мышление не разумом, но огнём духа, пока всякая двойственность мысли не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна, но всякая трещина не только лишает силы, но космически вредна, внося в пространство диссонанс.

Радуемся разнообразию мышления, но каждая мысль должна быть чиста, как алмаз». ЗнАЙ. 345 17.
«При чистосердечии человек почует меру [добра и зла]…
Почуя эту границу, человек отложит задуманное действие, а затем встанут и другие знаки. Главное – воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может по- чуять и тем не дать проснуться аспиду. Лучше быть раз- борчивым в поступках, нежели потом сожалеть о содеян- ном». Надз. 478 117

18.
«Если телу нужна чистота, то около мысли нужна ещё большая опрятность». Надз. 204 19.
«Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца».
Общ. 106
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31