Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.
«Мерою ценности явлений все-таки остаётся их преходи- мость. Истинная ценность и значение лежат в непреходя- щей сущности их». ГАЙ-1955. 283 10.
«Не забудем, что, кроме мер земных, существуют и меры надземные». Надз. 100 11.
«Никто не может считать, что земные меры вчерашнего дня пригодны на завтра». МО-1. 83 12.
«Не следует удивляться, что сильные духи не будут при- знаваемы современниками, так и должно быть, ибо их ме- ры отвечают будущему, когда уложение законов делается на одну часть приближения к следующей ступени жизни».
МО-2. 132
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 31
Самодостаточность духа
1.
«Всё приходит, и всё уходит, но дух пребывает вовеки. По- тому, если дух, пребывающий внутри, принять за неизмен- ное основание и если на него опереться, задача жизни будет решена правильно». ГАЙ-1955. 527 2.
«Поистине, прочен лишь мир духа, ибо неразрушим и несо- крушим!» Иер. 146 3.
«Многие полагают смысл жизни в самой фильме её, но смысл не в ней, но в цели конечной. Вся жизнь корабля приспособлена и утверждена для того лишь, чтобы гавани достигнуть. Бесцельное блуждание по морю было бы неле- по, но люди продолжают смысл её находить в делах дня, конечного смысла лишённых. Получается неуравновесие и бесплодные попытки ухватиться за гребешки волн и удер- жать преходящее. Пока центр средоточия, упора и силы не обретён и не утверждён внутри, жизни в истинном значе- нии этого слова быть не может. …Победен путь утвердив- шихся, и шаток полагающих его в чём-то внешнем. Надо добиться того, чтобы настроение, то есть настроенность арфы духа, не зависело ни от чего, происходящего вне микрокосма, и, не затрагиваемое ничем внешним, было бы явлением самодовлеющим. Человек или управляет собой сам, или управляется извне и людьми, и обстоятельствами.
128
Пусть вовне жизнь течёт, как ей вздумается. От многих причин зависит этот поток, но жизнь внутри регулируется волей, и от неё зависит не превратиться в марионетку или флюгер для внешних воздействий. …Всё внутри человека.
Всё внутренним огнём определяется. Камень основания утвердим в себе прочно». ГАЙ-1953. 589 4.
«Путь лежит по сознанию и через сознание, потому важно состояние сознания и реакция его на внешние воздействия, но не то, что творится вовне. И что бы вовне ни творилось, сознание, решившееся навсегда и бесповоротно, пути свое- го не нарушает. Хорошо и полезно поглубже понять эту возможность независимости путей духа от меняющихся… условий, через которые ему приходится проходить. Зритель в театре и плачет, и смеётся, и переживает происходящее на сцене, и всё же не принимает его за действительность.
…Надо отделить себя от внешнего мира в сознании, не поз- воляя ему захватывать весь горизонт». ГАЙ-1954. 295 5.
«Не может быть свободным тот, кто привязан к Земле.
Прикованный Прометей – символ духа, хотя и нашедшего огонь, но от Земли не освободившегося. А освободиться надо, и именно духом и в духе. И не требуется уходить от жизни, ни затворов, ни отказа, ни убиения плоти – ничего не надо; требуется одно – осознать нерушимую, непрехо- дящую, бессмертную сущность свою, которая уже прошла через множество форм и жизней и будет ещё проходить, восходя к звёздам. Вечное – в духе – должно победить вре- менное и стать над ним. …Центр сознания извне как бы пе- реносится и сосредоточивается внутри, то есть перевес даётся внутреннему над внешним. Надо же, наконец, понять и почувствовать, что все внешнее уйдёт рано или поздно, а внутреннее останется. Которое же важнее? Внешнее имеет значение лишь постольку, поскольку оно может расширить, обогатить и приумножить внутреннее богатство. Внешнее – не цель, но лишь средство к цели. Не самодовлеюще оно.
Потому невозможно на него опереться. Тон задаётся духом, тон, в котором должна прозвучать жизнь». ГАЙ-1955. 438 129
Отрешённость. Непривязанность
1.
«Возьмите всё, но не считайте своим. Простой разум пой- мёт, как невозможно взять с собою земные вещи. Но они созданы при участии духа, и потому не следует пренебре- гать ими. Как можно пройти мимо цветов природы? Но творения труда тоже цветы человечества».
ЛСМ. Озар. Ч. 2, IV. 14 2.
«Нужно отрешиться от всего в духе. Имейте всё, владейте всем, но в духе от всего отрешившись. Это и будет пра- вильным решением». ГАЙ-1954. 643 3.
«Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше отставит его, нежели позволит отравить им своё сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употреб- ляет его, будет благословением своим ближним. …Не жизнь и не богатства и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти».
Изречения Будды. Цит. по: ПЕИР 17.04.1936 4.
«Однажды ученики спросили Благословенного: “Как по- нять исполнение заповеди отказа от собственности?” –
“
Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окруже- нии вещей, но не заслужил упрёка. Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником”. ...Так сказал Благословенный и просил во- обще не думать о собственности, ибо отречение есть омы- тие мысли. Ибо лишь по омытым каналам может пробиться основное устремление [духа]». Общ. 85 5.
«Отказ, как мы знаем, должен быть проявлен в сознании, в духе – и всё остальное приложится. Также и отказ от собственности. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности, так же как находиться сре- ди вещей и не быть привязанным к собственности... Реши- тельно всё измеряется лишь степенью сознания. …Готовый дух с такою лёгкостью отказывается и отрывается от всего земного. Всё для него просто и естественно».
ПЕИР 23.06.1934 130
6.
«Чего бы ни стремился добиться лично для себя человек в земной сфере, это добытое достояние становится его це- пью, ядром на ноге каторжника. Добивается ли он богат- ства – деньги делают его своим рабом. Добивается ли он успеха в сфере личных чувств – объект чувств владеет им.
Добивается ли он власти и славы – он в плену у своих устремлений. И какое бы достояние он ни приобрёл – он пленник страха. Страх потерять достояние – вот жестокий результат всех личных достижений.
Но чего может страшиться отказавшийся от личного и перенёсший свои устремления в сферы космического со- трудничества? Только в отрешении от личного находится та истинная свобода, о которой так мечтают люди. Никто и ничто не властно над таким человеком. Он идёт, творя де- ло общего блага, готовый каждую минуту покинуть землю для высших сфер». БНА. УС. 126 7.
«Победы над миром не может быть без отрешения от него.
Овладеваем тем, от чего отказались и что уже не владеет больше нами. В этом парадоксе вся трудность примирения полюсности этой пары противоположностей. …Тот владеет всем, кто от всего отказался. Тому – всё, кому уже ничего не нужно. Но пока вожделение вещей, условий и обладаний будет владеть человеком, он будет их рабом, испрашиваю- щим подачек со стола благополучия и изобилия благ зем- ных. Но даже и отказ не нужен, нужно вмещение: вместо малого, личного, надо вместить всё неисчерпаемое богат- ство Беспредельности в виде возможностей, лежащих перед человеком». ГАЙ-1955. 426 8.
«Вы правильно поняли требуемое отречение как освобож- дение. Во всём нужен не отказ или насильственное отрече- ние, но радостное освобождение от малого для вмещения
Великого…» ПЕИР 16.08.1944 9.
«Расширение сознания уявляет все эти отречения не как весьма трудное достижение, но как естественное сбрасы- вание изношенной ветоши и замену радостью более утон- чённых чувств. Помните, как сказано в первой книге
131
«Листов Сада Мории»: “Прежний аромат превратится в зловоние. Прежняя песнь – в шум колеса. Прежний щит –
[в] печную заслонку; так растёт дух...”» ПЕИР 31.10.1944 10.
«Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш».
ЛСМ. Озар. Ч. 2, VII. 2 11.
«Истинно, нужно принять символ вершины как восхожде- ние духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление вершины остро, и каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения». МО-3. 22
Бесстрастие
1.
«Бесстрастие не равнодушие, но овладение собою и чувст- вами своими. Помните, что было сказано о серебряной узде духа. Чувствами своими овладеть надо». ГАЙ-1954. 438 2.
«Принцип бесстрастия – в мысли. Огонь сердца не есть… эмоции. Нельзя смешивать антиподы. …Бесстрастие – дитя равновесия. Но его надо понять. В основе его любовь, но не ненависть. …Если раздражившийся человек подобен шелу- хе, то устоявший в равновесии – адаманту. …Пока крепки щит равновесия, броня бесстрастия и спокойствия – ору- жие непобедимо и защита непрободаема». ГАЙ-1952. 271 3.
«…Мысль, заряженная [эгоистическими] эмоциями, бес- сильна перед мыслью бесстрастной, но высшего порядка.
Бесстрастная мысль тушит и нейтрализует пожар страст- ных, эмоциональных мыслей». ГАЙ-1955. 498 4.
«…Что почитается недопустимым? Мужество, спокойствие, сдержанность, бесстрастие, твёрдость? Нет, эти эмоции, или чувства, не только не сдерживаются, но, наоборот, все- мерно утверждаются. Но раздражительность, злоба, огор- чения, страх, трусость, застенчивость, уныние, слёзы, не- терпение и прочие, им подобные, считаются эмоциями, унижающими человеческое достоинство. Достаточно человеку проявить явно и бурно, положим, раздражение,
132
как ему становится и стыдно, и неловко, словно он сделал что-то очень некрасивое или обокрал сам себя и унизил и как бы опозорил. Ощущение совершенно правильное».
ГАЙ-1953. 68 5.
«Бесстрастие не есть бессердечие и безразличие. Когда люди читают исторические хроники, они не раздражаются, ибо эти записи принадлежат далёкому прошлому, но опыт жизни научает, что почти все получаемые сообщения тоже относятся уже к прошлому. Также опыт подсказывает, что будущее может устремлять мысли вне раздражения и по- трясения. Так лишь будущее освобождается от страстей. Из него рождается деятельное бесстрастие. Обычно люди упрекают за это понятие, смешивая его с самостью. Но, скорее, можно отнести его к справедливости, и только бу- дущее, не засорённое мутью недавнего прошлого, может позволить умыслить разумно». Бр. 285 6.
«Бесстрастно воспринимаются далёкие исторические со- бытия, и всё, что не касается нас. Вот эту-то точку зрения следует приобрести и на всё то, что нас яро касается: как бы со стороны, как бы сверху, как бы всё лично нас не каса- ется. И даже на тело своё можно смотреть со стороны, что- бы тем легче им было управить. Ведь надо управить всем, что внутри, и всем, что вовне. Не управить и не овладеть – не отойдя, не став в стороне, не перестав отождествлять себя с преходящими явлениями жизни. Быть в мире, но не от мира сего…» ГАЙ-1957. 110 7.
«Бесстрастная мысль своего породителя не терзает. Овла- дение мыслью и чувством свободу сознанью даёт. Как научиться собою владеть? Только начав с овладения самы- ми малыми чувствами и самыми малыми мыслями. И толь- ко потом можно двигать уже громадами». ГАЙ-1961. 147 8.
«Фотоплёнка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Бесстраст- ное сознание, не отемнённое эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней». ГАЙ-1956. 329 133
ГАЙ-1953. 68 5.
«Бесстрастие не есть бессердечие и безразличие. Когда люди читают исторические хроники, они не раздражаются, ибо эти записи принадлежат далёкому прошлому, но опыт жизни научает, что почти все получаемые сообщения тоже относятся уже к прошлому. Также опыт подсказывает, что будущее может устремлять мысли вне раздражения и по- трясения. Так лишь будущее освобождается от страстей. Из него рождается деятельное бесстрастие. Обычно люди упрекают за это понятие, смешивая его с самостью. Но, скорее, можно отнести его к справедливости, и только бу- дущее, не засорённое мутью недавнего прошлого, может позволить умыслить разумно». Бр. 285 6.
«Бесстрастно воспринимаются далёкие исторические со- бытия, и всё, что не касается нас. Вот эту-то точку зрения следует приобрести и на всё то, что нас яро касается: как бы со стороны, как бы сверху, как бы всё лично нас не каса- ется. И даже на тело своё можно смотреть со стороны, что- бы тем легче им было управить. Ведь надо управить всем, что внутри, и всем, что вовне. Не управить и не овладеть – не отойдя, не став в стороне, не перестав отождествлять себя с преходящими явлениями жизни. Быть в мире, но не от мира сего…» ГАЙ-1957. 110 7.
«Бесстрастная мысль своего породителя не терзает. Овла- дение мыслью и чувством свободу сознанью даёт. Как научиться собою владеть? Только начав с овладения самы- ми малыми чувствами и самыми малыми мыслями. И толь- ко потом можно двигать уже громадами». ГАЙ-1961. 147 8.
«Фотоплёнка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Бесстраст- ное сознание, не отемнённое эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней». ГАЙ-1956. 329 133
Сдержанность. Выдержка
1.
Будда «требовал, чтобы ученики прежде всего научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения».
ПЕИР 11.02.1929 2.
«Сдержанный человек силу имеет, несдержанный и неумеющий владеть собою подобен паровому котлу, все клапаны и вентиля которого открыты до отказа. Сколько ни топи, пар силы не даст. Сдержанность есть метод точ- ный и безошибочный нагнетения огненной энергии. Рас- пущенность есть её безудержное расточение. Владеть собою надо всегда и во всём. Всегда и во всём надо являть какую-то степень обуздания себя: в мыслях, в словах, в действиях. Обузданность мысли не есть безмыслие, но владение мыслью, контроль над нею и умение направ- лять и удерживать её на предмете, утверждённом волею».
ГАЙ-1955. 375 3.
«Сдержанность есть не что иное, как сознательное аккуму- лирование в организме огненной силы». ГАЙ-1969. 90 4.
«Сдержанность, самоконтроль, умение владеть собою, власть над своими чувствами, эмоциями и мыслями явля- ются лучшими достижениями духа на ниве земной… Имен- но охранителями огней можно назвать эти качества. Этим они особенно ценны. …Сдержанность – это постоянная го- товность воли себя утвердить». ГАЙ-1956. 35 5.
«Именно сдержанность будет хорошим оселком для отта- чивания воли. …Всякое внешнее проявление чувств будем считать нежелательным. Оно прямо пропорционально сла- бости человека. Лишь сильный может себя сдерживать. Ес- ли бы люди знали, сколько они теряют в моменты несдержанности! Откройте флакон с благовониями... Чем чаще открываются, тем больше теряют свои свойства, бу- дучи же постоянно открыты, теряют их совершенно. Часто человек полностью открывает себя и всё, что в нём проис- ходит. Можно такого человека уподобить выдыхающемуся флакону с благовониями. Разрядка человеческого аккуму-
134
лятора происходит не столько от контакта с людьми, сколько от несдержанности и нежелания владеть собою.
В конечном результате это приводит к затуханию созна- ния и полной истощённости батареи духа. Сдержанность должна быть постоянно напряжённо живучей. Ни с кем ни- когда нельзя себя распускать». ГАЙ-1956. 100А
6.
«Сила сдержанная, или аккумулированная, или собранная для действия, воздействует мощью своего потенциала да- же тогда, когда действие и не явлено. Не всегда нужно внешнее действие, чтобы проявить мощь воли. Молчали- вое воздействие воли, идущее через мысль, часто сильнее внешних форм её уявления». ГАЙ-1954. 52 7.
«Без сдержанности не может быть ни равновесия, ни спо- койствия. Сдержанность – сила, ибо ею сдерживаются от распыления огненные энергии в человеке. Нельзя нако- пить силы, не сдерживая её. …Кто не владеет собою и не может себя сдерживать, тем владеет кто угодно и что угодно, но только не он сам. Так сдержанность есть лучшая самозащита. …Сила водной стихии может разрушить пло- тину, сметая по пути все запруды, но можно её обуздать, и на работу направить, и заставить служить себе с пользой великой. Энергия духа течёт, как поток. Если её задержать и накопить в организме, волны её можно направить тогда волей на любую работу по любому заданию, но прежде надо её накопить. Сдержанность служит плотиной для задержания и накопления огненного запаса. Аккумулиро- вание потока энергии невозможно без уявления качества сдержанности». ГАЙ-1957. 397 8.
«Самое главное – выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем». ЮНР
9.
«…Советую… не сухость, граничащую с жестокостью, но именно доброжелательную сдержанность». ПЕИР 14.05.1937 10.
«Люди, как малые дети, сотворят зло и сами не понимают того, что сотворили, да и не помнят его. Более мудрым при- ходится считаться с такими привычками, потому так нужна приветливая сдержанность со многими». ПЕИР 13.05.1947 135
В конечном результате это приводит к затуханию созна- ния и полной истощённости батареи духа. Сдержанность должна быть постоянно напряжённо живучей. Ни с кем ни- когда нельзя себя распускать». ГАЙ-1956. 100А
6.
«Сила сдержанная, или аккумулированная, или собранная для действия, воздействует мощью своего потенциала да- же тогда, когда действие и не явлено. Не всегда нужно внешнее действие, чтобы проявить мощь воли. Молчали- вое воздействие воли, идущее через мысль, часто сильнее внешних форм её уявления». ГАЙ-1954. 52 7.
«Без сдержанности не может быть ни равновесия, ни спо- койствия. Сдержанность – сила, ибо ею сдерживаются от распыления огненные энергии в человеке. Нельзя нако- пить силы, не сдерживая её. …Кто не владеет собою и не может себя сдерживать, тем владеет кто угодно и что угодно, но только не он сам. Так сдержанность есть лучшая самозащита. …Сила водной стихии может разрушить пло- тину, сметая по пути все запруды, но можно её обуздать, и на работу направить, и заставить служить себе с пользой великой. Энергия духа течёт, как поток. Если её задержать и накопить в организме, волны её можно направить тогда волей на любую работу по любому заданию, но прежде надо её накопить. Сдержанность служит плотиной для задержания и накопления огненного запаса. Аккумулиро- вание потока энергии невозможно без уявления качества сдержанности». ГАЙ-1957. 397 8.
«Самое главное – выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем». ЮНР
9.
«…Советую… не сухость, граничащую с жестокостью, но именно доброжелательную сдержанность». ПЕИР 14.05.1937 10.
«Люди, как малые дети, сотворят зло и сами не понимают того, что сотворили, да и не помнят его. Более мудрым при- ходится считаться с такими привычками, потому так нужна приветливая сдержанность со многими». ПЕИР 13.05.1947 135