Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познавательность
1.
«Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, – оно слагается в обла- сти сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешён от познавания». Аум. 271 2.
«Знание есть неотъемлемое право человека. Свобода по- знания есть участие в эволюции. Каждый препятствующий свободе познавания есть враг эволюции». Надз. 798 3.
«Явление познания есть лучшее приношение эволюции».
Иер. 24 4.
«Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель остаётся и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в Цепи
Вечности. Так же по нисходящей линии и каждый ученик будет Учителем.
Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного Учительства – только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совер- шенствования. Не будем искать предела в Беспредельно- сти. Не будем понимать познавание как нечто законченное, в этом ограничении мы утеряем радость бытия». Аум. 492 5.
«Знание превыше всего. Каждый, кто принёс частицу зна- ния, уже есть благодетель человечества. Каждый собрав- ший искры знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебреже- ние к науке есть погружение во тьму. …Не забудем прине- сти признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание». Аум. 440 6.
«Слишком много рабства в мире, и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия – как день и ночь! Потому не смущайтесь повторять – Иерар- хия сознательная, Иерархия Свободы, Иерархия Знания,
Иерархия Света». Иер. 345 7.
«…Есть Иерархия Знания, Духи Света, стоящие на Лестнице
Жизни, которые людьми почитались богами»
. ГАЙ-1962. 520 8.
«Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется пу- тём приближения к Высшему Миру». Бр. 459 214
9.
«Нужно преобразить всю жизнь, чтобы познавание сдела- лось неотступною потребностью». Надз. 33 10.
«Путь познавания не имеет конца». ГАЙ-1971. 684 11.
«Не огорчайтесь незнанием, но смотрите на него, как на лучшую пашню. Незнание часто лучше кичливого малого знания; от незнания, минуя среднее знание, могут постро- иться мосты к Высшему».
НКР «24 Марта, 1940»
12.
«Познание есть процесс освобождения мысли; следова- тельно, мысль надо освободить от веками закристаллизо- вавшихся неподвижных форм, [созданных] невежеством, узостью и незнанием». ГАЙ-1954. 632 13.
«…Никакие философии не дадут Вам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзий её накопляем мы ча- шу Амриты. …Каждая разбитая иллюзия есть ступень зна- ния. Истинное знание сурово, и духовный путь суров».
ПЕИР 1.10.1935 14.
«Знайте, больше знайте. Люди погибают от незнания. Лю- ди бедствуют от непонимания. …Почему подвиг лишь в сражениях? Добывание знания – тонкий и мужественный труд. Платим за каждую крупицу цену страданий и напря- жений. Но страдания пройдут, а знание останется вечно.
Кто лишит вас его? Знанием поможете, знанием продвине- те, знанием Мир Новый создадите. ...Не ждать Нового Мира, но создавать его надо». БНА. УС. 20 15.
«Можно не знать, но отрицание недопустимо, ибо пресека- ет пути познавания мира». ГАЙ-1957. 603 16.
«Углубляйтесь в познании, ибо невежество есть тяжкое преступление». Надз. 586 17.
«Не будем судить незнание, но сурово осудим невежество.
Надо понять, где граница незнания и невежества. Одно из- лечимо, но другое часто уже неисправимо. Невежда всегда самомнителен и напыщен. Так по признакам обиходным можно ощущать сущность человека». Надз. 726 18.
«Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило. …Невежество не излечивается перелистыва- нием книг, но синтезом вмещения». Общ. 193 215
Любознательность
1.
«Мера понимания есть степень любви. Можно выучить строки дословно и всё-таки остаться мертвецом, если не согреется знание любовью. …Считаю, если необходимость есть двигатель, то любовь есть просветитель». ЗнАЙ. 424 2.
«Любовь есть сущность познания и причина даваемого знания». ГАЙ-1952. 300 3.
«Каждый предмет изучается только при любви. Каждая трудность побеждается силою любви». Аум. 80 4.
«Скажут: “Невозможно быть энциклопедистом при совре- менном развитии наук”. Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию, – так люди могут освобо- диться от отрицаний». Надз. 490 5.
«Сердце понимает, где уклонение, где любопытство и где любознательность, – так различайте приходящих. Но не дайте огонь легкомысленным и не доверяйте счёт листов любопытствующим». Сердце. 468 6.
«Положите в основу единения устремление к истинному знанию, не знающему человеческих разграничений. Но как достичь истинного знания, спросят вас? Скажите – это зна- ние лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбу- дить его. Устремление к Красоте будет ключом к нему.
Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу.
Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававших- ся миру». ПЕИР 13.10.1930 7.
«Знание, знание, знание. Если бы люди больше задумыва- лись над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть со- трудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, против эволюции... Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества». Беспр. 828 8.
«…Люди готовятся к смерти вместо того, чтобы воспиты- вать себя к жизни. …Мы поражаемся различием между идиотом и гением, но обычно не хватает воображения про- должить эту меру в Беспредельность».
МО-1. 597 216
Сознательность
1.
«Венцом Мироздания является Мысль, ибо лишь созна- тельная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озарённый светом духовности, и назван Венцом Мирозда- ния и Творцом». ПЕИР 31.05.1935 2.
«Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всём. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений». Надз. 249 3.
«Нужно воспитывать сердце для усвоения сознательности во всех действиях. Смотрите на это как на закон. Недопу- стимо, чтобы человек клонился, как травинка под мутными волнами Тамаса. Что могло быть не изжито вчера, то долж- но быть сознательно удалено сегодня. Нужно следить за собою…» Сердце. 348 4.
«Сознательность во всём и ответственность за всё неска- занно ускорит восхождение». ГАЙ-1952. 163 5.
«…Все дары совершенствования должны поддерживаться
сознательно, именно, не только “вдохновение, восторг и так называемый энтузиазм, но и терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Дары со- вершенствования не приходят извне, но очаг пламенный живёт в глубине сознания”». ПЕИР 24.03.1942 (Надз. 704)
6.
«Только когда сознание наше останется единой собствен- ностью нашей, тогда мы чувствуем свободу восхождения».
МО-2. 177 7.
«Власть… устанавливается над всем, и прежде всего над жизнью своего сознания. Сознание – значит сознательность, но не муть
…
рефлекторной пассивности».
ГАЙ-1952. 158 8.
«Только устремление осознанное приведёт к цели»
. Надз. 323 9.
«Говорят о необходимости питания ума книгами – это бу- дет внешним проявлением. Но без устремления питание ума будет формальным и бесплодным. Устремление долж- но идти изнутри без внешних причин. Препятствия жизни не могут влиять на качество устремления. …Утратив устремление, человек перестает называться сознательным существом». Общ. 227 217
10.
«Всё осознанное начинает жить усиленным темпом».
ПЕИР 17.11.1953 11.
«Осознание усиливает то, что осознаётся». ГАЙ-1956. 164 12.
«Осознание усиливает явление по степени осознанности».
ГАЙ-1956. 332 13.
«В постоянном сознательном устремлении энергия полу- чает дисциплину. Сознательность труда есть основа рас- крытия сознания, иначе говоря, начало действия психической энергии». Аум. 477 14.
«Сознательность и внимательность приготовляют нам ши- рокое поле для творчества». Сердце. 518 15.
«Служение общему благу может и должно осуществляться во всех условиях. Но, конечно, при сознательном сотрудни- честве такое служение возрастает в неучитываемой про- грессии». ПЕИР 10.09.1938 16.
«Так Владыка Будда говорил: “Из двух людей, совершив- ших ту же ошибку, наиболее плох тот, кто не осознал её”.
Ибо нельзя ожидать от человека, не сознающего себя ви- новным, чтобы он выявил энергию для прекращения своего заблуждения». ПЕИР 26.01.1939 17.
«Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, – чтобы это происходило сознательно». ЮНР
18.
«…Всё, что происходит в микрокосме, всякая реакция на окружающее, всякий ответ на внешнее воздействие повто- рится в той или иной форме по уже заложенному направ- лению. Осознать сущность данной реакции и усмотреть её рецидив в будущем – шаг первый, направить реакцию в должное русло или совсем не дать ей вспыхнуть – второй.
Нужно наложить крепкую печать сознательности на все реакции микрокосма, избегая рефлекторности. …Надо ог- ненным мечом воли упорядочить движение энергий микро- косма. Надо неоформленное, смутное, аморфное состояние сознания заменить чёткими гранями кристалла».
ГАЙ-1952. 194 19.
«Ошибочно думать, что восхождение сознания совершает- ся сверхъестественными восхищениями. Как внизу, так и
218
6.
«Тактика Адверза. Великие Умы, прежде чем начать прово- дить какой-либо План, предусматривают и учитывают все
наихудшие условия и обстоятельства, с которыми придётся встретиться. Конечно, при такой тактике, где учтена каж- дая злая воля, неудачи и не может быть, План осуществля- ется при всех обстоятельствах. И злые.., думая, что строят темницу, слагают Храм». ПЕИР 16.04.1936 7.
«Наблюдаемый хаос мышления во всём мире требует сугу- бой предусмотрительности и осторожности».
ПЕИР 8.06.1948
Осторожность
1.
«Невежды могут предположить, что осторожность есть без- действие или сумрачность боязни. Наоборот, осторожность есть усиление действия, зоркости и мужества». МО-2. 450 2.
«Туча заставляет садовника принимать меры охраны, но он не боится каждого вихря». Бр. 234 3.
«…Осторожность есть лишь знание положения». Бр. 262.
4.
«Смелость сочетается с осторожностью. Иначе смелость будет безумием и осторожность обратится в трусость».
МО-2. 444 5.
«Осторожность и настороженность надо уметь отличать от боязливости и нерешительности. Только опыт даёт твёр- дость руке и умение разобраться в биполярности качеств».
ГАЙ-1961. 431 6.
«…Настаиваем на бдительности и на осторожности, – эти качества принадлежат озарению. Для неразумных нелегко найти границу между различными чувствами. Они назовут мнительность осторожностью, а бдительность наполнят боязнью, – таким образом, лучшие качества будут сведены к позорным свойствам. Но разумные поймут, где необхо- дима осторожность, основанная на прозрении.
…
Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит он так не из боязни, но из мужественной решимости. Он не оставит ехидну у порога, ибо зарождение зла принесет ядовитые плоды. Он не скажет: “Не стоит
220
…
С
казание говорит об окаменелом драконе, который проснулся от маленького камешка, брошенного неразум- ным человеком. Истинно, от малейшего камешка может очнуться аспид. Мыслитель говорил: “Ступайте бережно, может быть, мы идём среди спящих змей”». Надз. 478 4.
«Осмотрительны будьте со словами и крепко подумайте, прежде чем слово сказать». ГАЙ-1957. 477 5.
«Нужно очень осмотрительно решать, где нечто важное, ка- жущееся обиходным. Иногда самое обиходное содержит в себе разрешение чего-то важного. Часто одно слово уже пре- дупреждает нечто существенное. Часто человек бывает пре- дупрежден об опасности одним возгласом. Хорошо, если он и в этом спешном слове услышит предупреждение». Бр. 375 6.
«Истинный победитель остаётся таким, если он не почиет на лаврах, но с удвоенной осмотрительностью продолжает своё светлое продвижение».
ПЕИР 17.03.1938
Справедливость
1.
«Качество добра есть великое насыщение действия спра- ведливостью и сердцем». МО-3. 317 2.
«Девадатта спросил: “С чего начинать каждое действие?”
Благословенный отвечал: “С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это назы- вается справедливостью действия”». ЛСМ. Озар. Ч. 3, II. 5 3.
«Нет бездушной справедливости, но лишь сияющая целе- сообразность. Именно, прекрасная целесообразность не тиранствовать может, но открывать прекрасные Врата. И зов целесообразности наполняет победным чувством про- странство». Общ. 23 4.
«…Все Великие Учения гласят: “За добро – добро, но за зло –
по справедливости”. Если бы было иначе, то волна зла за- топила бы мир». ПЕИР 22.10.1934 5.
«Единый судья ваш дух – в нём Бог». ЛСМ. Зов. 10.03.1922 6.
«Нельзя выразить в слове закона, когда является необхо- димость того или иного действия. Не писаны законы серд- ца, но лишь в нём живёт справедливость, ибо сердце есть
222
1.
«Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, – оно слагается в обла- сти сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешён от познавания». Аум. 271 2.
«Знание есть неотъемлемое право человека. Свобода по- знания есть участие в эволюции. Каждый препятствующий свободе познавания есть враг эволюции». Надз. 798 3.
«Явление познания есть лучшее приношение эволюции».
Иер. 24 4.
«Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель остаётся и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в Цепи
Вечности. Так же по нисходящей линии и каждый ученик будет Учителем.
Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного Учительства – только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совер- шенствования. Не будем искать предела в Беспредельно- сти. Не будем понимать познавание как нечто законченное, в этом ограничении мы утеряем радость бытия». Аум. 492 5.
«Знание превыше всего. Каждый, кто принёс частицу зна- ния, уже есть благодетель человечества. Каждый собрав- ший искры знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебреже- ние к науке есть погружение во тьму. …Не забудем прине- сти признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание». Аум. 440 6.
«Слишком много рабства в мире, и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия – как день и ночь! Потому не смущайтесь повторять – Иерар- хия сознательная, Иерархия Свободы, Иерархия Знания,
Иерархия Света». Иер. 345 7.
«…Есть Иерархия Знания, Духи Света, стоящие на Лестнице
Жизни, которые людьми почитались богами»
. ГАЙ-1962. 520 8.
«Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется пу- тём приближения к Высшему Миру». Бр. 459 214
9.
«Нужно преобразить всю жизнь, чтобы познавание сдела- лось неотступною потребностью». Надз. 33 10.
«Путь познавания не имеет конца». ГАЙ-1971. 684 11.
«Не огорчайтесь незнанием, но смотрите на него, как на лучшую пашню. Незнание часто лучше кичливого малого знания; от незнания, минуя среднее знание, могут постро- иться мосты к Высшему».
НКР «24 Марта, 1940»
12.
«Познание есть процесс освобождения мысли; следова- тельно, мысль надо освободить от веками закристаллизо- вавшихся неподвижных форм, [созданных] невежеством, узостью и незнанием». ГАЙ-1954. 632 13.
«…Никакие философии не дадут Вам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзий её накопляем мы ча- шу Амриты. …Каждая разбитая иллюзия есть ступень зна- ния. Истинное знание сурово, и духовный путь суров».
ПЕИР 1.10.1935 14.
«Знайте, больше знайте. Люди погибают от незнания. Лю- ди бедствуют от непонимания. …Почему подвиг лишь в сражениях? Добывание знания – тонкий и мужественный труд. Платим за каждую крупицу цену страданий и напря- жений. Но страдания пройдут, а знание останется вечно.
Кто лишит вас его? Знанием поможете, знанием продвине- те, знанием Мир Новый создадите. ...Не ждать Нового Мира, но создавать его надо». БНА. УС. 20 15.
«Можно не знать, но отрицание недопустимо, ибо пресека- ет пути познавания мира». ГАЙ-1957. 603 16.
«Углубляйтесь в познании, ибо невежество есть тяжкое преступление». Надз. 586 17.
«Не будем судить незнание, но сурово осудим невежество.
Надо понять, где граница незнания и невежества. Одно из- лечимо, но другое часто уже неисправимо. Невежда всегда самомнителен и напыщен. Так по признакам обиходным можно ощущать сущность человека». Надз. 726 18.
«Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило. …Невежество не излечивается перелистыва- нием книг, но синтезом вмещения». Общ. 193 215
Любознательность
1.
«Мера понимания есть степень любви. Можно выучить строки дословно и всё-таки остаться мертвецом, если не согреется знание любовью. …Считаю, если необходимость есть двигатель, то любовь есть просветитель». ЗнАЙ. 424 2.
«Любовь есть сущность познания и причина даваемого знания». ГАЙ-1952. 300 3.
«Каждый предмет изучается только при любви. Каждая трудность побеждается силою любви». Аум. 80 4.
«Скажут: “Невозможно быть энциклопедистом при совре- менном развитии наук”. Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию, – так люди могут освобо- диться от отрицаний». Надз. 490 5.
«Сердце понимает, где уклонение, где любопытство и где любознательность, – так различайте приходящих. Но не дайте огонь легкомысленным и не доверяйте счёт листов любопытствующим». Сердце. 468 6.
«Положите в основу единения устремление к истинному знанию, не знающему человеческих разграничений. Но как достичь истинного знания, спросят вас? Скажите – это зна- ние лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбу- дить его. Устремление к Красоте будет ключом к нему.
Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу.
Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававших- ся миру». ПЕИР 13.10.1930 7.
«Знание, знание, знание. Если бы люди больше задумыва- лись над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть со- трудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, против эволюции... Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества». Беспр. 828 8.
«…Люди готовятся к смерти вместо того, чтобы воспиты- вать себя к жизни. …Мы поражаемся различием между идиотом и гением, но обычно не хватает воображения про- должить эту меру в Беспредельность».
МО-1. 597 216
Сознательность
1.
«Венцом Мироздания является Мысль, ибо лишь созна- тельная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озарённый светом духовности, и назван Венцом Мирозда- ния и Творцом». ПЕИР 31.05.1935 2.
«Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всём. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений». Надз. 249 3.
«Нужно воспитывать сердце для усвоения сознательности во всех действиях. Смотрите на это как на закон. Недопу- стимо, чтобы человек клонился, как травинка под мутными волнами Тамаса. Что могло быть не изжито вчера, то долж- но быть сознательно удалено сегодня. Нужно следить за собою…» Сердце. 348 4.
«Сознательность во всём и ответственность за всё неска- занно ускорит восхождение». ГАЙ-1952. 163 5.
«…Все дары совершенствования должны поддерживаться
сознательно, именно, не только “вдохновение, восторг и так называемый энтузиазм, но и терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Дары со- вершенствования не приходят извне, но очаг пламенный живёт в глубине сознания”». ПЕИР 24.03.1942 (Надз. 704)
6.
«Только когда сознание наше останется единой собствен- ностью нашей, тогда мы чувствуем свободу восхождения».
МО-2. 177 7.
«Власть… устанавливается над всем, и прежде всего над жизнью своего сознания. Сознание – значит сознательность, но не муть
…
рефлекторной пассивности».
ГАЙ-1952. 158 8.
«Только устремление осознанное приведёт к цели»
. Надз. 323 9.
«Говорят о необходимости питания ума книгами – это бу- дет внешним проявлением. Но без устремления питание ума будет формальным и бесплодным. Устремление долж- но идти изнутри без внешних причин. Препятствия жизни не могут влиять на качество устремления. …Утратив устремление, человек перестает называться сознательным существом». Общ. 227 217
10.
«Всё осознанное начинает жить усиленным темпом».
ПЕИР 17.11.1953 11.
«Осознание усиливает то, что осознаётся». ГАЙ-1956. 164 12.
«Осознание усиливает явление по степени осознанности».
ГАЙ-1956. 332 13.
«В постоянном сознательном устремлении энергия полу- чает дисциплину. Сознательность труда есть основа рас- крытия сознания, иначе говоря, начало действия психической энергии». Аум. 477 14.
«Сознательность и внимательность приготовляют нам ши- рокое поле для творчества». Сердце. 518 15.
«Служение общему благу может и должно осуществляться во всех условиях. Но, конечно, при сознательном сотрудни- честве такое служение возрастает в неучитываемой про- грессии». ПЕИР 10.09.1938 16.
«Так Владыка Будда говорил: “Из двух людей, совершив- ших ту же ошибку, наиболее плох тот, кто не осознал её”.
Ибо нельзя ожидать от человека, не сознающего себя ви- новным, чтобы он выявил энергию для прекращения своего заблуждения». ПЕИР 26.01.1939 17.
«Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, – чтобы это происходило сознательно». ЮНР
18.
«…Всё, что происходит в микрокосме, всякая реакция на окружающее, всякий ответ на внешнее воздействие повто- рится в той или иной форме по уже заложенному направ- лению. Осознать сущность данной реакции и усмотреть её рецидив в будущем – шаг первый, направить реакцию в должное русло или совсем не дать ей вспыхнуть – второй.
Нужно наложить крепкую печать сознательности на все реакции микрокосма, избегая рефлекторности. …Надо ог- ненным мечом воли упорядочить движение энергий микро- косма. Надо неоформленное, смутное, аморфное состояние сознания заменить чёткими гранями кристалла».
ГАЙ-1952. 194 19.
«Ошибочно думать, что восхождение сознания совершает- ся сверхъестественными восхищениями. Как внизу, так и
218
наверху – везде труд и опыт. …Действия йога всегда полны изысканной продуманности. Можно узнавать наблюда- тельность и тщательность в каждом движении йога. Нет в них предрассудков и чужого обычая. Он шагает, как лев, не сокрушая не стоящих внимания растений, но удар его по- ражает без колебания. Так нужно оценивать сущность каждого своего действия. …Садовник изучает каждый но- вый корень, найденный в саду. Для йога каждая нить со- знания будет нитью дальних миров». ЗнАЙ. 225.
Предусмотрительность
1.
«Ничто не закончено, ничто не недвижимо, потому отнесём- ся сознательно к тому, что можно предусмотреть». Общ. 135 2.
«Истинный путник чётко представляет путь прошлый и ясно выражает направление желанное. Он оценит случаи бывшие и предусмотрит возможности лучшие». Общ. 140 3.
«Не простак-счастливец народных сказок, но воин, бодр- ствующий и предусмотревший, – таков облик текущего времени». ЗнАЙ. 132 4.
«“Сумей схватить за хвост самого маленького чёрта, и он укажет, где притаился его наибольший” – эта старая ки- тайская пословица указывает на значение малейших по- дробностей для открытия главного. Действительно, самая заботливая подробность будет лучшим ключом к подвигу великому. Ошибочно думают, что подробности незначи- тельны для пути восхождения. Даже самые прекрасные, героические действия покоились на подробностях, вовре- мя предусмотренных». Сердце. 223 5.
«Когда… обращаем внимание на подробности, значит, именно они могут улучшать положение. Качество работы зависит от предусмотренных соотношений. Лишь одни большие линии будут напоминать работу великанов, от которых давно пришлось отказаться по грубости. Но дух не знает ни великанов, ни карликов, он знает устремление к совершенствованию… Так будем напоминать об условиях совершенствования». Сердце. 224 219
Предусмотрительность
1.
«Ничто не закончено, ничто не недвижимо, потому отнесём- ся сознательно к тому, что можно предусмотреть». Общ. 135 2.
«Истинный путник чётко представляет путь прошлый и ясно выражает направление желанное. Он оценит случаи бывшие и предусмотрит возможности лучшие». Общ. 140 3.
«Не простак-счастливец народных сказок, но воин, бодр- ствующий и предусмотревший, – таков облик текущего времени». ЗнАЙ. 132 4.
«“Сумей схватить за хвост самого маленького чёрта, и он укажет, где притаился его наибольший” – эта старая ки- тайская пословица указывает на значение малейших по- дробностей для открытия главного. Действительно, самая заботливая подробность будет лучшим ключом к подвигу великому. Ошибочно думают, что подробности незначи- тельны для пути восхождения. Даже самые прекрасные, героические действия покоились на подробностях, вовре- мя предусмотренных». Сердце. 223 5.
«Когда… обращаем внимание на подробности, значит, именно они могут улучшать положение. Качество работы зависит от предусмотренных соотношений. Лишь одни большие линии будут напоминать работу великанов, от которых давно пришлось отказаться по грубости. Но дух не знает ни великанов, ни карликов, он знает устремление к совершенствованию… Так будем напоминать об условиях совершенствования». Сердце. 224 219
6.
«Тактика Адверза. Великие Умы, прежде чем начать прово- дить какой-либо План, предусматривают и учитывают все
наихудшие условия и обстоятельства, с которыми придётся встретиться. Конечно, при такой тактике, где учтена каж- дая злая воля, неудачи и не может быть, План осуществля- ется при всех обстоятельствах. И злые.., думая, что строят темницу, слагают Храм». ПЕИР 16.04.1936 7.
«Наблюдаемый хаос мышления во всём мире требует сугу- бой предусмотрительности и осторожности».
ПЕИР 8.06.1948
Осторожность
1.
«Невежды могут предположить, что осторожность есть без- действие или сумрачность боязни. Наоборот, осторожность есть усиление действия, зоркости и мужества». МО-2. 450 2.
«Туча заставляет садовника принимать меры охраны, но он не боится каждого вихря». Бр. 234 3.
«…Осторожность есть лишь знание положения». Бр. 262.
4.
«Смелость сочетается с осторожностью. Иначе смелость будет безумием и осторожность обратится в трусость».
МО-2. 444 5.
«Осторожность и настороженность надо уметь отличать от боязливости и нерешительности. Только опыт даёт твёр- дость руке и умение разобраться в биполярности качеств».
ГАЙ-1961. 431 6.
«…Настаиваем на бдительности и на осторожности, – эти качества принадлежат озарению. Для неразумных нелегко найти границу между различными чувствами. Они назовут мнительность осторожностью, а бдительность наполнят боязнью, – таким образом, лучшие качества будут сведены к позорным свойствам. Но разумные поймут, где необхо- дима осторожность, основанная на прозрении.
…
Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит он так не из боязни, но из мужественной решимости. Он не оставит ехидну у порога, ибо зарождение зла принесет ядовитые плоды. Он не скажет: “Не стоит
220
обращать внимание на малого скорпиона”, – ибо из малого вырастает смертельный укус». Надз. 513 7.
«Когда назначен большой путь, надо осторожно миновать повороты». ЛСМ. Зов. 19.02.1923 8.
«Примитивное воображение чрезвычайно легко строит майю всевозможных видений, но когда сознание расшире- но, выводы становятся более осторожными». Аум. 469 9.
«Осторожно выражайте желания. Каждый знает много притч и сказок, дающих описание уродливых последствий неосторожных желаний. Помните, как раджа желал полу- чить прекрасный дворец и получил его, но, входя, подумал о тигре нападающем – и тигр явился и растерзал его. В символах притч много реальности. Если бы люди осознали мощь воли, то многие явления получили бы практическое объяснение.
…Известен правитель, который говорил преступникам: “Не можете жить более дня”, – и к ночи их находили бездыхан- ными. Ответственность таких посылок велика. И каждый час мы посылаем стрелы по всем направлениям.
Будьте осторожны в выражении желаний».
Общ. 168
Осмотрительность
1.
«Осмотрительность всегда благодетельна».
ПЕИР 29.07.1939 2.
«Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках. То, что хотим, о чём мечтаем, к чему устремляемся, будем иметь в будущем, если в настоящем озаботимся нужные зерна в пространстве и в ауре своей посеять. …Заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбеж- ных и неотвратимых, и благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции».
ГАЙ-1954. 655 3.
«Главное – воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может почуять... Лучше быть разборчи- вым в поступках, нежели потом сожалеть о содеянном.
221
«Когда назначен большой путь, надо осторожно миновать повороты». ЛСМ. Зов. 19.02.1923 8.
«Примитивное воображение чрезвычайно легко строит майю всевозможных видений, но когда сознание расшире- но, выводы становятся более осторожными». Аум. 469 9.
«Осторожно выражайте желания. Каждый знает много притч и сказок, дающих описание уродливых последствий неосторожных желаний. Помните, как раджа желал полу- чить прекрасный дворец и получил его, но, входя, подумал о тигре нападающем – и тигр явился и растерзал его. В символах притч много реальности. Если бы люди осознали мощь воли, то многие явления получили бы практическое объяснение.
…Известен правитель, который говорил преступникам: “Не можете жить более дня”, – и к ночи их находили бездыхан- ными. Ответственность таких посылок велика. И каждый час мы посылаем стрелы по всем направлениям.
Будьте осторожны в выражении желаний».
Общ. 168
Осмотрительность
1.
«Осмотрительность всегда благодетельна».
ПЕИР 29.07.1939 2.
«Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках. То, что хотим, о чём мечтаем, к чему устремляемся, будем иметь в будущем, если в настоящем озаботимся нужные зерна в пространстве и в ауре своей посеять. …Заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбеж- ных и неотвратимых, и благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции».
ГАЙ-1954. 655 3.
«Главное – воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может почуять... Лучше быть разборчи- вым в поступках, нежели потом сожалеть о содеянном.
221
…
С
казание говорит об окаменелом драконе, который проснулся от маленького камешка, брошенного неразум- ным человеком. Истинно, от малейшего камешка может очнуться аспид. Мыслитель говорил: “Ступайте бережно, может быть, мы идём среди спящих змей”». Надз. 478 4.
«Осмотрительны будьте со словами и крепко подумайте, прежде чем слово сказать». ГАЙ-1957. 477 5.
«Нужно очень осмотрительно решать, где нечто важное, ка- жущееся обиходным. Иногда самое обиходное содержит в себе разрешение чего-то важного. Часто одно слово уже пре- дупреждает нечто существенное. Часто человек бывает пре- дупрежден об опасности одним возгласом. Хорошо, если он и в этом спешном слове услышит предупреждение». Бр. 375 6.
«Истинный победитель остаётся таким, если он не почиет на лаврах, но с удвоенной осмотрительностью продолжает своё светлое продвижение».
ПЕИР 17.03.1938
Справедливость
1.
«Качество добра есть великое насыщение действия спра- ведливостью и сердцем». МО-3. 317 2.
«Девадатта спросил: “С чего начинать каждое действие?”
Благословенный отвечал: “С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это назы- вается справедливостью действия”». ЛСМ. Озар. Ч. 3, II. 5 3.
«Нет бездушной справедливости, но лишь сияющая целе- сообразность. Именно, прекрасная целесообразность не тиранствовать может, но открывать прекрасные Врата. И зов целесообразности наполняет победным чувством про- странство». Общ. 23 4.
«…Все Великие Учения гласят: “За добро – добро, но за зло –
по справедливости”. Если бы было иначе, то волна зла за- топила бы мир». ПЕИР 22.10.1934 5.
«Единый судья ваш дух – в нём Бог». ЛСМ. Зов. 10.03.1922 6.
«Нельзя выразить в слове закона, когда является необхо- димость того или иного действия. Не писаны законы серд- ца, но лишь в нём живёт справедливость, ибо сердце есть
222
мост миров. …Меч умения может блеснуть по велению сердца». Бр. 121 7.
«Сознание есть мерило… Сознание есть судья побуждения.
Так много разновидностей жизни, что сознание остаётся судьей. Потому развивайте сознание. Если ограничимся мёртвыми законами, то лучше переехать на кладбище.
…Как точен должен быть резец для начертания справедли- вости. И как тонка бывает изворотливость самооправда- ния». ЗнАЙ. 337 8.
«Невозможно словами передать это качество, которое счи- тается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх закона земного, где правда. В то время, когда закон ведёт ко многим несправедливостям, человек, по- знавший Мир Огненный, знает где истина, – вопреки оче- видности он чует действительность». МО-1. 364 9.
«Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вслед- ствие избытка снисходительности, чем совершать малей- шую несправедливость». ПММ, Письмо 108 10.
«…Нет ничего труднее, как понимание справедливости. Ча- сто именно погоня за справедливостью заглушает голос сердца. В большинстве случаев люди принимают рассу- дочное суждение, основанное на подсчитывании очевид- ностей настоящего дня, за истинную справедливость. …Как сказано в «Письмах Махатм»: «Под претекстом Справедли-
вости точное применение закона часто есть величайший
вред». Так будем помнить это и при оценке происходящего будем прежде всего прислушиваться к шёпоту сердца.
…Чтобы не ошибиться, прежде чем проявлять справедли- вость, научимся являть великое сострадание и призна-
тельность за каждое доброе слово, за каждую добрую мысль и действие, и всё остальное приложится».
ПЕИР
5.06.1935 11.
«Сентиментальность и справедливость – два антипода».
ПЕИР 16.01.1935 12.
«Огненное сердце отлично понимает недопустимость зло- бы. Оно знает о созидании, которое исключает злобу как
223
«Сознание есть мерило… Сознание есть судья побуждения.
Так много разновидностей жизни, что сознание остаётся судьей. Потому развивайте сознание. Если ограничимся мёртвыми законами, то лучше переехать на кладбище.
…Как точен должен быть резец для начертания справедли- вости. И как тонка бывает изворотливость самооправда- ния». ЗнАЙ. 337 8.
«Невозможно словами передать это качество, которое счи- тается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх закона земного, где правда. В то время, когда закон ведёт ко многим несправедливостям, человек, по- знавший Мир Огненный, знает где истина, – вопреки оче- видности он чует действительность». МО-1. 364 9.
«Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вслед- ствие избытка снисходительности, чем совершать малей- шую несправедливость». ПММ, Письмо 108 10.
«…Нет ничего труднее, как понимание справедливости. Ча- сто именно погоня за справедливостью заглушает голос сердца. В большинстве случаев люди принимают рассу- дочное суждение, основанное на подсчитывании очевид- ностей настоящего дня, за истинную справедливость. …Как сказано в «Письмах Махатм»: «Под претекстом Справедли-
вости точное применение закона часто есть величайший
вред». Так будем помнить это и при оценке происходящего будем прежде всего прислушиваться к шёпоту сердца.
…Чтобы не ошибиться, прежде чем проявлять справедли- вость, научимся являть великое сострадание и призна-
тельность за каждое доброе слово, за каждую добрую мысль и действие, и всё остальное приложится».
ПЕИР
5.06.1935 11.
«Сентиментальность и справедливость – два антипода».
ПЕИР 16.01.1935 12.
«Огненное сердце отлично понимает недопустимость зло- бы. Оно знает о созидании, которое исключает злобу как
223