Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[к будущему] подобно закидыванию якоря, который помо- жет приблизиться к спасительному берегу». Надз. 529 7.
«Явление смелой жажды будущего показывает, что дух го- тов для огненных познаний». МО-1.
425 8.
«…Жизнь есть поток непрерывный. …Жизнь есть полёт в будущее. …Любовь к будущему будет самым мощным двигателем, и она охраняет деятеля от сонливой лени.
…Мыслитель говорил детям: “Любите будущее – крылья вырастут”». Надз. 861 9.
«Величие и высота духа измеряются по его способности осознавать далёкие грани будущего». ГАЙ-1953. 417 10.
«Радиусы сознания будущего и далёкого прошлого дают и круг расширения сознания соответствующий. И только то- гда содержание настоящего даёт правильную перспективу».
ГАЙ-1953. 417 11.
«В будущем – благо. В будущем – магнит. В будущем – ре- альность. Любите прошлое, когда оно вынырнет из нажи- тых глубин, но живите будущим. …Мыслим о будущем не законами, но очарованиями будущих совершенствований».
НКР «Будущее»
12.
«Мысль о будущем есть преображение жизни».
ГАЙ-1951. 38 13.
«Устремление в будущее – лучшее освобождение от земной шелухи. …Не слишком трудно приучиться думать о буду- щем, если усвоили устремление к самому Высшему.
…
Много воспоминаний, сожалений, обид и разных про- шлых ненужных вещей только отталкивают магнетизм грядущего, уже сложенного. Явление магнетизма будущего есть великий двигатель, и нужно его понять совершенно реально». МО-2. 44 14.
«…Меры устремления… нужно претворять в сознании. Не- возможно их приказать рассудком. Можно лишь глазами сердца усмотреть, не осталось ли какой-то возможности ещё усилить устремление? Можно радоваться каждому полно- мерному устремлению. …Особое сгармонизирование воз- никает, когда все струны сердца зазвучат... Именно человек видит [глазами сердца] и слышит ушами сердца... Даже че- рез стремнины можно перейти по радуге света. Но радуга
197
бывает после бури. Так запомним высшие меры устремле- ния». Надз. 91 15.
«Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура». ЮНР
16.
«Построением будущего, утверждаемого в настоящем, по- беждаем несовершенство жизни». ГАЙ-1954. 386 17.
«Будущее принадлежит нам полно и нераздельно. Всё бу- дущее, до крайних границ беспредельности, наше достоя- ние. Его мы можем оформить, его мы можем насыщать своими образами, о нём мечтать, в него верить и строить его так, как хочет наша воля. Будущее принадлежит нам, мысль намечает пути, мысль творит. …В жизни многое не- возможно, но в будущем возможно всё. Всё в нашей власти, всё достижимо, всё осуществимо, и нет преград творческой мощи мысли... Можно мечтать о будущем, можно забрасы- вать самые дальние якоря и творить это будущее согласно своему идеалу. …В прошлом – ничего, в настоящем – так мало, в будущем – всё». БНА. УС. 12 18.
«Будущее – это пластический материал для творческой во- ли». ГАЙ-1953. 427 19.
«Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках».
ГАЙ-1954. 655 20.
«…Будем утверждать будущее мыслями, чувствами и дела- ми настоящего и в настоящем, ибо для утверждения буду- щего дано настоящее». ГАЙ-1952. 322 21.
«Мир настоящего лишь трамплин в будущее». ГАЙ-1952. 327 22.
«Как бы ни было хорошо настоящее, будущее всегда его шире, и глубже, и значительнее. Только разлагающееся со- знание не имеет будущего». ГАЙ-1953. 410 23.
«Для невежества нет будущего».
ГАЙ-1955. 141 24.
«Когда радость будущему живёт в сердце, тогда каждое пре- граждение есть лишь ступень к восхождению». МО-3. 239 25.
«Живущий в будущем всегда движется вперёд. И где пре- делы будущего?!» БНА. УС. 85 198
«Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура». ЮНР
16.
«Построением будущего, утверждаемого в настоящем, по- беждаем несовершенство жизни». ГАЙ-1954. 386 17.
«Будущее принадлежит нам полно и нераздельно. Всё бу- дущее, до крайних границ беспредельности, наше достоя- ние. Его мы можем оформить, его мы можем насыщать своими образами, о нём мечтать, в него верить и строить его так, как хочет наша воля. Будущее принадлежит нам, мысль намечает пути, мысль творит. …В жизни многое не- возможно, но в будущем возможно всё. Всё в нашей власти, всё достижимо, всё осуществимо, и нет преград творческой мощи мысли... Можно мечтать о будущем, можно забрасы- вать самые дальние якоря и творить это будущее согласно своему идеалу. …В прошлом – ничего, в настоящем – так мало, в будущем – всё». БНА. УС. 12 18.
«Будущее – это пластический материал для творческой во- ли». ГАЙ-1953. 427 19.
«Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках».
ГАЙ-1954. 655 20.
«…Будем утверждать будущее мыслями, чувствами и дела- ми настоящего и в настоящем, ибо для утверждения буду- щего дано настоящее». ГАЙ-1952. 322 21.
«Мир настоящего лишь трамплин в будущее». ГАЙ-1952. 327 22.
«Как бы ни было хорошо настоящее, будущее всегда его шире, и глубже, и значительнее. Только разлагающееся со- знание не имеет будущего». ГАЙ-1953. 410 23.
«Для невежества нет будущего».
ГАЙ-1955. 141 24.
«Когда радость будущему живёт в сердце, тогда каждое пре- граждение есть лишь ступень к восхождению». МО-3. 239 25.
«Живущий в будущем всегда движется вперёд. И где пре- делы будущего?!» БНА. УС. 85 198
Духовное воображение
1.
«Творческое воображение есть крылья духу». ГАЙ-1954. 389 2.
«…Воображение нужно образовать. Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения». МО-2. 63 3.
«…Правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления. …Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности, между тем, раз- витое воображение позволяет шире рассмотреть действи- тельность. Не забудем, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении. Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьша- ется невозможное и появляется широкий обзор всего воз- можного. Напрасно называют мечтателями людей, одарён- ных воображением. Мечта ума просвещённого будет реаль- ным провидением». Надз. 568 4.
«…Силою духа, силою творческого воображения можно бу- дущее своё создавать и творить по сияющей спирали духа.
Мало ли что могло быть в прошлом, будущее в руках твор- ческой воли пластически может быть творимо по новым путям и в новых формах, независимых от форм старых».
ГАЙ-1955. 151 5.
«Творческое воображение является одним из величайших атрибутов духа. В той или иной степени им обладают все люди. …Цепь причин и следствий движется в будущее по принятому ранее направлению. И только творческое вооб- ражение может это направление изменить и установить новые причины, рождающие новые следствия вне зависи- мости от старых. …Мир старый идёт исхоженными путями крови, насилий, войн, жестокости… Мир Новый творит но- вые пути. Помогает творить их воображение. И каждого устремлённого к Свету духа тоже ведёт воображение, ведёт к новым нахождениям, поискам и утверждению того, чего нет, но что суждено человеку. …Прозрение в суждённое че- ловечеству светоносное будущее совершается при помощи
199
огненной силы воображения, и достигнуто оно будет силой его. Победа достигается силою духа, но вдохновляется и нагнетается эта сила воображением творческим».
ГАЙ-1971. 383 6.
«…Каждая мечта уже есть самоприказ…» Надз. 838 7.
«Скажем всем сомневающимся – по бедности воображения не обездольте себя!» ПЕИР 16.10.1936 8.
Важно понимать «ценность чистого воображения, около живут воодушевление, восхищение и прочие пособники восхождения. …Нужно напитать воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. Сама Приро- да даёт прекрасные примеры разнообразных достижений, потому так называемые естественные науки должны быть преподаны заботливо. Нужно показать лучшие стороны человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути, и в таком совершенствовании они спросят о Надзем- ном Мире. Люди часто пресекают свои возможности. Они ограничивают свои мысли. …Лишь воображение может спасти человека от преждевременных заключений.
…
Мыслитель говорил: “Люди мечтают о крыльях, но самые быстрые крылья заключены в них самих”». Надз. 742 9.
«Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют ра- доваться небесному зодчеству, а для других оно молчит или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют ра- доваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше – лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга».
НКР «Небесное зодчество»
10.
«…Говорил Мыслитель: “…Пусть каждый расскажет, как он представляет себе дальние миры. Каждый будет прав, напрягая своё воображение, ибо существует всё, реши- тельно всё. Наше воображение может изобрести лишь ма- лую частицу истины. У вас не должно рождаться огорчения от ограниченности воображения. Среди Беспредельности всё будет ограничено. Привыкнем к устремлению среди
Беспредельности”». Надз. 201 200
ГАЙ-1971. 383 6.
«…Каждая мечта уже есть самоприказ…» Надз. 838 7.
«Скажем всем сомневающимся – по бедности воображения не обездольте себя!» ПЕИР 16.10.1936 8.
Важно понимать «ценность чистого воображения, около живут воодушевление, восхищение и прочие пособники восхождения. …Нужно напитать воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. Сама Приро- да даёт прекрасные примеры разнообразных достижений, потому так называемые естественные науки должны быть преподаны заботливо. Нужно показать лучшие стороны человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути, и в таком совершенствовании они спросят о Надзем- ном Мире. Люди часто пресекают свои возможности. Они ограничивают свои мысли. …Лишь воображение может спасти человека от преждевременных заключений.
…
Мыслитель говорил: “Люди мечтают о крыльях, но самые быстрые крылья заключены в них самих”». Надз. 742 9.
«Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют ра- доваться небесному зодчеству, а для других оно молчит или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют ра- доваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше – лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга».
НКР «Небесное зодчество»
10.
«…Говорил Мыслитель: “…Пусть каждый расскажет, как он представляет себе дальние миры. Каждый будет прав, напрягая своё воображение, ибо существует всё, реши- тельно всё. Наше воображение может изобрести лишь ма- лую частицу истины. У вас не должно рождаться огорчения от ограниченности воображения. Среди Беспредельности всё будет ограничено. Привыкнем к устремлению среди
Беспредельности”». Надз. 201 200
Восприимчивость
1.
«Путь эволюции не может идти уплотнением, лишь тонкое понимание и тонкость восприятия Беспредельности дадут человечеству путь». Беспр. 56 2.
«Чуткость восприимчивости способствует эволюции, а инертный дух тормозит».
Беспр. 487 3.
«Творчество духа зависит от чуткости восприимчивости».
Беспр. 710 4.
«Самое тонкое сознание имеет самую лучшую восприим- чивость».
Беспр. 770 5.
«На способности созвучать основано восприятие. И от накопления созвучащих элементов зависит восприимчи- вость. Чем выше дух, тем многоструннее и утончённее его арфа и тем выше её способность звучать на высшие воз- действия». ГАЙ-1953. 535 6.
«Никакое восприятие невозможно без сердечного устрем- ления. Конечно, интеллект воспринимает, но несравнимо тонкое воздействие сердца. Именно когда говорим, что мысль осенила, значит, сердце явило насыщенное воспо- минание и восприятие. Конечно, только тонкие энергии могут приобщаться к тонкому, потому сердцем скорейшее достижение. …Лишь этот сосуд даёт проникновение в Мир
Огненный». МО-3. 111 7.
«Устремление к исполнению Высшей Воли приводит к чуткости восприятия». Иер. 88 8.
«Пусть каждый качеством своего мышления поможет сво- ему восхождению и восприятию Мира Высшего». Аум. 119 9.
«Необходимо приучать себя к тонким восприятиям. Имен- но, нужно прилежно обострять свои чувства. Иногда люди пытаются приучить слух к известным музыкальным ак- кордам на разных расстояниях. …Если даже в таком обыч- ном восприятии могут быть изменения, то как много воздействий происходит при восприятиях тонких! Люди о них даже не помышляют». Бр. 590 10.
«Нужно понять, что для восприятия… нужно обострить ор- ганизм прежде всего мысленным утончением. …Нередко
201
полагают, что расширение сознания заключается в допу- щении всего, но тогда сознание обратилось бы в постоя- лый двор! Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление мо- жет способствовать такому очищению…» Надз. 521 11.
«…Для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным».
Бр. 48 12.
«…Человек подчиняется законам созвучия. Чему созвучит, на то и реагирует. …И мир окружающий воспринимается по созвучию. Поэтому художник, поэт, философ, пьяница, кар- тежник и подвижник – каждый воспринимает мир по- своему. Созвучие зависит от вольной или невольной настроенности сознания. А настроенность или настраива- ние сознания может зависеть от воли. Потому созвучность свою йог устанавливает сам. И тогда арфа духа являет вос- приимчивость уже не к случайным явлениям жизни, но к тому, что избрала и утвердила воля. Избравший путь Красо- ты её утверждает и на неё созвучит. …Так каждый избрав- ший что-либо… созвучит в согласии со сделанным выбором.
И каждый пожинает плоды этого выбора». ГАЙ-1961. 85 13.
«Всё дело в сознании. Его можно закрыть на тысячи застё- жек… Восприимчивость – по созвучию. Настроенность со- знания устанавливается волей. Но нужно постоянство и известная степень стойкости духа». ГАЙ-1966. 1 14.
«Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим про- изведением искусства, ибо тьма в нас». ПЕИР 19.06.1933 15.
«Предвзятость и чуткость восприимчивости в одном гнез- де не живут». ГАЙ-1961. 378 16.
«Ведь не явление бесчувствия может поддерживать Кос- мос! Ведь не мера пассивности может творить! …Только устремление самодеятельности может развить чуткость восприятия. Потому насыщенный исканием дух может вос- ходить. Только вибрация сердца творит, только вибрацией сердца можно создавать. Величайшая мощь лежит в магните сердца. …Им мы находим, им мы притягиваем». Беспр. 558 202
«…Для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным».
Бр. 48 12.
«…Человек подчиняется законам созвучия. Чему созвучит, на то и реагирует. …И мир окружающий воспринимается по созвучию. Поэтому художник, поэт, философ, пьяница, кар- тежник и подвижник – каждый воспринимает мир по- своему. Созвучие зависит от вольной или невольной настроенности сознания. А настроенность или настраива- ние сознания может зависеть от воли. Потому созвучность свою йог устанавливает сам. И тогда арфа духа являет вос- приимчивость уже не к случайным явлениям жизни, но к тому, что избрала и утвердила воля. Избравший путь Красо- ты её утверждает и на неё созвучит. …Так каждый избрав- ший что-либо… созвучит в согласии со сделанным выбором.
И каждый пожинает плоды этого выбора». ГАЙ-1961. 85 13.
«Всё дело в сознании. Его можно закрыть на тысячи застё- жек… Восприимчивость – по созвучию. Настроенность со- знания устанавливается волей. Но нужно постоянство и известная степень стойкости духа». ГАЙ-1966. 1 14.
«Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим про- изведением искусства, ибо тьма в нас». ПЕИР 19.06.1933 15.
«Предвзятость и чуткость восприимчивости в одном гнез- де не живут». ГАЙ-1961. 378 16.
«Ведь не явление бесчувствия может поддерживать Кос- мос! Ведь не мера пассивности может творить! …Только устремление самодеятельности может развить чуткость восприятия. Потому насыщенный исканием дух может вос- ходить. Только вибрация сердца творит, только вибрацией сердца можно создавать. Величайшая мощь лежит в магните сердца. …Им мы находим, им мы притягиваем». Беспр. 558 202
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 31
Духоразумение. Знание духа
1.
«Потому знание духа является таким мощным руководи- телем, ибо оно всегда приведёт к основам Бытия». Иер. 324 2.
«…Чем яснее сознание земное, тем скорее пробуждается знание духа». Надз. 304 3.
«Расширение сознания утвердит знание духа…»
ЛСМ. Озар. Ч. 3, VI. 21 4.
«Самое тонкое восприятие через духоразумение. Сила вос- приятия духоразумения ни с чем не сравнима». МО-3. 38 5.
«Никто не может ограничивать и очертить границу знания духа». МО-2. 269 6.
«Допустите хотение духа. Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя:
“
Как хочет дух?” Ступень знания духа важна. Приступая к ней, кажется, что дух наиболее далёк, но это только кажу- щееся, наоборот, дух стучится сильно. Важно прямо дей- ствовать, ухватить знание духа, – как хочется, так и действовать. Применять можно на деталях – лучше, неже- ли рисковать громадами». ЛСМ. Озар. Ч. 2, III. 13 7.
«Никакое ясновидение не равняется знанию духа. Истина может приходить через это знание. Понимание нужд вре- мени идёт лишь этим путём. …У жрецов знание духа счита- лось высшим проявлением, ибо не могло быть достигнуто никакими телесными упражнениями, но слагалось наслое- ниями прежних жизней». ЛСМ. Озар. Ч. 3, IV. 7 8.
«Действия духа молниеносны и связаны с работой огнен- ной мысли. Можно просто знать, не прибегая к обычным методам познавания». ГАЙ-1956. 329 9.
«Суждение духа сурово и беспристрастно». ГАЙ-1961. 280 10.
«Нужно духопонимание или духоразумение, то есть знание духа… Интеллект… базируется на внешних чувствах. Про- зрение в будущее ему недоступно. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это делала
Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних Ми- рах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на сле- дующую ступень эволюции. А интеллект будет духу
203
служить, как инструмент хорошему мастеру..., чтобы в сли- янии с ним идти дальше к вершинам познания мира».
ГАЙ-1962. 161 11.
«…Знание духа чуждо обычности и при столкновении с нею утрачивает свою ясность и простоту. Отсюда и постоянство борьбы между земным знанием, или земною мудростью, и знанием духа, или прозрением в область действительно сущего». ГАЙ-1962. 114
Чувствознание
1.
«Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утон- чение приведёт к чувствознанию». Беспр. 774 2.
«Чувствознание знает непреложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприкасаться, знает направление эволюции, знает будущее. Чувствозна- ние есть синтез духовности…
И тот легче пробудит в себе это знание, кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу, избрав его руководителем на жизненных путях своих». ПЕИР 19.06.1933 3.
«Чувствознание есть зажжённый огонь сердца…» Иер. 200 4.
«Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений.
Честный человек назовёт сердце; не назовёт он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце, оно наполнено чувствознанием. …Чувствознание [предстаёт] не как какая- то смутная интуиция, но как следствие духовной дисци- плины при понимании значения сердца». Сердце. 334 5.
«Чувствознание раньше называлось интуицией. Чувство- знание слагается из накоплений в прошлых жизнях…
Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо всё знание, получаемое нами, прежде всего основано на чув- стве. Особенно ярко выражено это при всех трансценден- тальных переживаниях». ПЕИР 19.02.1937 6.
«Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувство- знание даст этот синтез земного существования». ЗнАЙ. 549 204
ГАЙ-1962. 161 11.
«…Знание духа чуждо обычности и при столкновении с нею утрачивает свою ясность и простоту. Отсюда и постоянство борьбы между земным знанием, или земною мудростью, и знанием духа, или прозрением в область действительно сущего». ГАЙ-1962. 114
Чувствознание
1.
«Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утон- чение приведёт к чувствознанию». Беспр. 774 2.
«Чувствознание знает непреложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприкасаться, знает направление эволюции, знает будущее. Чувствозна- ние есть синтез духовности…
И тот легче пробудит в себе это знание, кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу, избрав его руководителем на жизненных путях своих». ПЕИР 19.06.1933 3.
«Чувствознание есть зажжённый огонь сердца…» Иер. 200 4.
«Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений.
Честный человек назовёт сердце; не назовёт он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце, оно наполнено чувствознанием. …Чувствознание [предстаёт] не как какая- то смутная интуиция, но как следствие духовной дисци- плины при понимании значения сердца». Сердце. 334 5.
«Чувствознание раньше называлось интуицией. Чувство- знание слагается из накоплений в прошлых жизнях…
Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо всё знание, получаемое нами, прежде всего основано на чув- стве. Особенно ярко выражено это при всех трансценден- тальных переживаниях». ПЕИР 19.02.1937 6.
«Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувство- знание даст этот синтез земного существования». ЗнАЙ. 549 204