Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суровость. Строгость
1.
«Благо и суровость – одно понятие». ЛСМ. Озар. Ч. 3, I. 4 2.
«…Суровость ради справедливости и милосердия. Суро- вость и милосердие в основе своей одно понятие».
ПЕИР 26.05.1934 3.
«…Можно являть видимую суровость и быть сердечным.
Даже сказано: “Благость в суровости”. И я присоединяюсь к этому утверждению особенно сейчас, когда так нужны са- модисциплина и разумное сотрудничество».
ПЕИР 17.08.1934 4.
«Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суро- востью долга. Новая жизнь не устрашится противоположе- ниями». Общ. 112 5.
«Суровость и жестокость – совершенно различные поня- тия. Но люди не умеют отличать гармонию суровости от судорог жестокости. Суровость есть атрибут справедливо- сти, но жестокость есть человеконенавистничество». Бр. 65 6.
«Слишком много сейчас везде жестокости. Нужно много знать, чтобы успешно применять суровость, иначе вместо пользы произойдёт вред жестокости». ПЕИР 26.02.1945 7.
«К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе». Общ. 130 8.
«…Следует помнить завет Учителя – “Суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит”».
ПЕИР 13.10.1929 9.
«Безмерно вырастем явлением суровости к себе!»
ПЕИР 15.01.1930 10.
«Строгость к себе и терпимость к окружающим пусть будет основной линией поведения». ГАЙ-1955. 423 11.
«Открытие сердца, жалость и сострадание к людям есть путь Великого Служения человечеству, путь Подвига.
Но при этом мы должны помнить, что путь сострадания должен быть путём мудрой суровости и действенной по- мощи, но не сентиментальности и потому часто неспра- ведливой оценки». ПЕИР 16.08.1944 12.
«Сурово знать – лучше, чем умиляться». ЛСМ. Зов. 1.04.1922 233

13.
«Известная суровость должна быть явлена. Без мужества и суровости мы впадём в сентиментальность и вместо чёт- ких мыслей и действий присоединимся к хору “небесных” арфистов…» ПЕИР 4.04.1934 14.
«С одной стороны, нужно воспитывать добросердечие, с другой, нужно постичь суровость. Для многих такая задача совершенно неразрешима, только сердце может подска- зать, когда оба качества не будут противоречить друг дру- гу. Сердце укажет, когда нужно броситься на помощь ближнему. Оно же прикажет, когда пресечь безумие ярого животного». Бр. 121 15.
«Суровость будет хорошим лекарством». ГАЙ-1956. 400 16.
«На примере любящей матери видите, как можно любить.
Любить жертвенно и беззаветно, прекрасно зная и досто- инства и недостатки своего ребёнка, как можно, любя, быть всё же строгой и суровой в деле его воспитания. Су- ровость и строгость по отношению к ребёнку не есть осуж- дение, но есть суждение правды и знание его недостатков, которые надо искоренить. Любовь покрывает суровость и строгость справедливостью и успешно двигает развитие маленького человека. Так же в отношении близких по духу людей любовь к ним даёт право и на суждение правды, и на знание, и на понимание их недостатков, и на прочность единения им вопреки. Знать лики друзей – совсем не зна- чит их осуждать. Но явить их лик без осуждения будет уже высокой ступенью духа». ГАЙ-1969. 682 17.
«Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия гла- зом добрым. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуж- дения не родится усовершенствование». Бр. 41 18.
«Суровая целесообразность обязывает охранить истинные сокровища». Общ. 254 19.
«Ненависть непримирима. По этому свойству её можно от- личать от различных проявлений. Иногда её смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих пре-
234

образователей, но, в сущности, такие действия имели в ви- ду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобра- зователя! Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть, но это не свойственно великим дея- телям. …Суровый преобразователь втайне горюет о каж- дом яром поступке, но ненависть ликует о каждой своей жестокости. …Ненависть есть особый вид невежества. Про- свещённый человек знает, что ненависть преградит ему продвижение». Надз. 635 20.
«Суровость нужна там, где упорное нежелание замечать свои недостатки или самооправдание». ГАЙ-1955. 275 21.
«Суровость к себе и мягкость или терпимость к людям.

Но себе прощать не следует ни большого, ни малого. Пе- чать ненужности и нецелесообразности нужно наложить на всё, цели не соответствующее. Разрушаем возможности всем, что цели не соответствует». ГАЙ-1953. 174 22.
«Суровость понимания подвига надо явить, розовые меч- тания не годятся для жизни. Суровость к себе и нелице- приятный анализ в своём внутреннем мире всего, что не созвучно с лучшими устремлениями сердца, помогут оста- вить внизу ненужную поклажу. Без лишнего груза легче идти. Свободный от тяжести груза дойдёт». ГАЙ-1965. 380 23.
«Из суровости – лучшая радость».
Общ. 191
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31

Беспристрастие
1.
«…Хорошо внимательно прислушиваться к тому, что гово- рит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубеж- дённых восприятий и спокойное уравновешенное сердце.
В противном случае зеркало духа искривляется и не даёт правильного отображения». ГАЙ-1956. 329 2.
«Путь Света покажется, когда научно и без предрассудков посмотреть отважитесь». ЛСМ. Озар. Ч. 3, V. 13 235

3.
«Суждение духа сурово и беспристрастно». ГАЙ-1961. 280 4.
«Как значительно осознать побуждение духа беспри- страстно! Три черты помогут сознать потенциал побужде- ния – черта честности, черта явления самоотверженности и черта Служения. Явление каждой черты даст духу меч против самости». Беспр. 570 5.
«Не осуждай, но дай беспристрастный анализ проступка и сделай наглядные выводы. Вдвинь факт в будущее и след- ствия учти, и совершённый проступок без всякого осужде- ния осудит себя сам». ГАЙ-1956. 394 6.
«Благо свободным. Они могут нерушимо сотрудничать, от- давая должную дань каждому, и являть благожелательство беспристрастно. Опыты жизни, правильно понятые, ведут к освобождению. …Как отвязанный воздушный шар неудержимо взлетает наверх, так поднимается сознание, когда все нити прикрепления к земле и личному отвязаны.
Беспристрастие – порождение свободы». БНА. УС. 242 7.
«Если человек безусловно полезен для эволюции и если его сердце горит устремлением, то разве имеет значение, хорошо он относится к нам или нет, понимает нас или нет, признает или отвергает. Научимся относиться к людям сверхлично, вне зависимости от того, как относятся они к нам. Личные чувства и личные отношения редко бывают у людей устойчивыми... Сверхличное отношение будет и беспристрастным. Оно не создаст антагонизма и не вызо- вет осуждения. Признание достоинств в других людях слу- жит показателем высоты сознания». ГАЙ-1969. 365
Непредубеждённость
1.
«Оставьте все предрассудки – мыслите свободно».
ЛСМ. Зов. 24.03.1920 2.
«Как пчёлы собирают мёд, так собирайте знание. Спросят, что нового в таком совете. Новое то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось, и целые области его оказались под запретом, под сомнением и в небрежении. Люди не имели мужества превозмочь
236

предрассудки. Они забывали, что учёный должен быть прежде всего открытым ко всему сущему. Для учёного нет запретных областей. Он не умалит явление природы, ибо понимает, что причина и следствие каждого явления име- ют глубокое значение». Бр. 599 3.
«…Лишь непредубеждённое познание поможет прибли- зиться к истине». Надз. 292 4.
«Обычно каждый хочет по-своему, но замечайте происхо- дящее непредубеждённо. Приложите внимание честно…
Учитесь распознавать. Учитесь лететь к суждённому. Мно- го одежд и покровов, но смысл един». МО-3. 488 5.
«Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений». Надз. 402 6.
«Люди часто смешивают понятие непредубеждённости от- крытого сознания с беспринципностью. Между тем эти два понятия являются антиподами. Непредубеждённый ум ищет всюду основу истины и потому постоянно упражняет свою способность распознавания. Распознавание же есть первый шаг к истинному знанию. Истинное же знание все- гда покоится на непоколебимых началах или принципах, ибо иначе оно не будет истинным. Принцип может иметь много углублений в жизненном приложении, но основа его будет одна – основа законности или истины. Иначе говоря, принцип или закон всегда действует целесообразно, а мы уже знаем, что высшая, или космическая, целесообразность есть начало, ведущее к красоте, потому все действия непредубеждённого человека должны быть отмечены ис- тиною и красотою.
Непредубеждённый человек непоколебим в своих убежде-
ниях, ибо они основаны на устремлении к истине. Человек беспринципный вообще не имеет убеждений, ибо лишил себя способности распознавания и судьба его подобна судьбе мяча, гонимого случайными ударами привходящих обстоятельств. …Потому будем твёрдо придерживаться установленных принципов, чтобы даже в малейшем не
237
преступить их. Ибо всегда ли сможем распознать, где оно, то малейшее уклонение, которое может привести к вели- чайшему крушению?!» ПЕИР 29.05.1931 7.
«Конечно, когда сознание открыто и свободно от предубеждений и всякого атавизма, то восприятие значи- тельно облегчается. Но в большинстве случаев именно лю- ди, порабощённые предубеждением, больше всего твердят о необходимости свободного восприятия, не замечая своей связанности уже в одной такой боязни признать чей-то ав- торитет. Именно ограничение их и порабощение заключа- ются в этой боязни. Свободный ум не боится порабощения, ибо он всегда открыт к восприятию и новому накопле- нию». ПЕИР 31.07.1937 8.
«Если бы учёные поняли, что явление постоянного расши- рения лежит в основании расширения наук, то не было бы преступного антагонизма. …Каждый учёный, который по- нимает закон расширения сознания, уже разбил стену предрассудков». Беспр. 827 9.
«Однобокое сознание неминуемо поскользнется на догмах и устрашится софистикой. Но София не софистика, и опыт не предубеждение…»
МО-2. 211 10.
«Предубеждение есть вход несправедливости и невеже- ства. Но люди должны осознать границу предубеждения.
Этот червь живёт в одном доме с сомнением, как младший родственник. Нужно иметь очень зоркий глаз, чтобы рас- смотреть такого опасного малыша. Каждое явление, каж- дый предмет люди встречают обычно с различной степенью предубеждения. Люди постараются оправдаться, что они познают предметы и должны предварительно со- хранить своё непредубеждённое суждение. Но на деле они, вместо беспристрастия, обнаруживают самое жестокое предубеждение. Следует эту слабость людскую запомнить, чтобы знать, от чего освобождаться». Бр. 342 11.
«Стандарт жизни надо умело обойти. Лучшие люди опере- дили мир, тучами отягчённый. Хотящий дойти в Новую
Страну должен не только отбросить все предрассудки, но и войти путём новым». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 4 238


12.
«Многие ли встречают действия непредубеждённо? Возь- мём старую обычную картину: в ненастье, по глубокой гря- зи, с трудом пробирается путник. Из окон на него смотрят и усмехаются: “Зачем в такую бурю он не остался под кро- вом?” Сравните, сколько будет насмешников и хулителей и как мало будет тех, кто подумает о цели путника. Может быть, он идёт спасти ближнего? Может быть, это врач, спешащий на помощь? …Много добрых целей может вооб- разить человек, служащий добру, но в жизни это бывает так редко!
Люди судят по себе и заподазривают лишь дурное. Для них каждый путник лишь бродяга и вор. Но не подумают, что оговорить невинного есть самое несмываемое преступле- ние. …Большинство окажется хулителями, и лишь некото- рые, гонимые сами, будут думать о цели подвига». Надз. 301 13.
«Сознание должно быть открытым и непредубеждённым, всегда готовым встретить новое понимание просветлённо».
ГАЙ-1954. 578
Распознавание
1.
«Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе». МО-1. 146 2.
«Истинно, хотящий малое да получит. Распознающий ве- ликое да примет его». ЗнАЙ. 122 3.
«…Так называемый дар распознания не есть дар, но след- ствие трудов и опыта. Не интуицией, но накоплениями многими можно приобрести распознание. …Человек по- знал многие положения и тем утончил суждение своё.
Будьте уверены, что нераспознающий имел грубое сущест- вование и не пытался выйти из него; так он сам лишил себя ценности узнавать сердцем. Не молодо сердце человека, ибо сущность его бессменна». Сердце. 579 4.
«Лишь дух, прошедший бесчисленные формы и существо- вания, может накопить тот опыт, ту основу чувств и вооб- ражения, без которых нет ни распознавания, ни мысли, ни творчества». ПЕИР 31.05.1935 239

5.
«Истинная духовность требует истинного распознавания, которое заложено только в сердце, но в сердце совершенно свободном и не затемнённом самостью». ПЕИР 5.06.1935 6.
«Конечно, трудно развить или пробудить в себе чувство- знание… Всё распознавание и знание приходит лишь этим путём. И главная трудность в том, что чувствознание не пробуждается в нас, пока в сердце нашем преобладают чув- ства самости, самомнения, лицемерия или неискренности.
Лишь когда ехидны эти изгнаны, чувствознание занимает их место и голос сердца становится ясным и безошибоч- ным». ПЕИР 31.12.1936 7.
«Древний Завет – “Познай самого себя” остаётся основой всех Учений. Распознавание заповедуется всеми Великими
Учителями, и, конечно, оно должно начаться прежде всего с самого себя». ПЕИР 24.01.1947 8.
«…Духовно преуспевающий умеет распознавать, в чём за- ключается самое важное и самое неотложное. Не нужно думать, что рассудок может помочь в таком распознании.
Наоборот, рассудок может завести в бездну ложных толко- ваний; только психическая энергия, вступив в общение с
Высшим Миром, может направить суждение на путь исти- ны». Надз. 755 9.
«…Нужно знать, какие силы допустимы к строительству и какие силы могут нанести вред. Распознавания можно до- стичь только примыканием к Высшему Сознанию... Потому нужно научиться признавать все высшие законы, строя на них жизнь».
Иер. 143 10.
«Истинно, лишь сердце может вникать во все действия, во все побуждения, во все сущности, являя распознавание.
…Только тот источник даёт правильную меру суждений, который насыщается огнём тонких энергий. …Сердце так мощно устремляет дух к тонким энергиям». МО-3. 101 11.
«…Только сердце позволяет проникнуть во все действия и мотивы, в саму сущность, являя распознавание. Ничто не заменит творческий огонь сердца». ПЕИР 22.10.1937 12.
«Там, где горит разумение сердца, там будет распознава- ние». МО-3. 102 240