Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.
«Распознавание добра и зла уже есть залог предстояния перед истинным путём. Преображение духа утверждается… объединением воли со Светом». МО-3. 244 14.
«Как пояснить, почему нечто позволено, а рядом, на толщи- ну волоса, уже недопустимо? Только расширенное сознание поймёт, где различие между созиданием и разрушением.
Многие культы древности, сочетая в одном символе и со- зидание, и разрушение, тем указывали на близость поня- тий, о которых земной рассудок так грубо судит». Надз. 215 15.
«Способность распознавания противоположений… растёт только по мере развития… ярой любви или влечения к
Прогрессу, к Красоте, к Идеалу. Но такое качество распо- знавания накопляется медленно, ибо встречает страстные препятствия в противоположениях, которые замедляют или ускоряют развитие распознавания. …Распознавание и вмещение противоположений несравнимо способствуют развитию духовности». ПЕИР. 15.10.1953 16.
«…Распознавание нужно воспитывать. Оно в зерне духа су- ществует, но нужно призвать его из хранилища Непрояв- ленного. Так нужно призвать к обострению сознания.

Пусть один начинает судить по глазам [собеседника], другой по тону сказанного, третий по движениям тела. Без- различно, с чего начать, ибо внутренний Огонь отразится на всех нервных центрах. Но поучительно наблюдать, насколь- ко часто слова не соответствуют внутреннему состоянию.
При терпении можно достичь больших результатов и об- наружить признаки огненного понимания». МО-1. 660 17.
«Распознавание правильное растёт в саду оптимизма».
НКР «Польза доверия»
18.
«Распознавание не есть недоверие, но только тонкое дей- ствие разума в чутком человеке». ПЕИР 25.02.1953 19.
«Распознавание есть наблюдение и знание, но подозри- тельность уявляет начало недоверия и разрушения».
ПЕИР 6.05.1953 20.
«Нужно научиться в каждый данный момент различать, что является наинужнейшим, чтобы всё прочее, ему меша- ющее, из сознания убирать». ГАЙ-1955. 158 241

Бдительность
1.
«…Каждая бдительность должна быть приветствована, а всякая боязнь должна быть осуждена. …В час высшего напряжения нужно проявление высшей бдительности. Не страх понуждает вас к такому утверждению, но желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого же- лания». Надз. 513 2.
«Мы бдительны и осторожны для лучшего выполнения поручения. …Мысль об опасности отражается даже на ка- честве пульса, но желание лучше исполнить поручение укрепляет сердце. Итак, будем действовать как полезнее».
МО-2. 190 3.
«…Если зло так широко распространилось, то ведь оно бу- дет отражаться и на всех делах. Потому-то такая небыва- лая предусмотрительность и бдительность нужны».
ПЕИР 15-16.04.1936 4.
«Усилим нашу бдительность и будем готовы к подвигу добротворчества во всех условиях жизни». ПЕИР 29.05.1946 5.
«Никакая бдительность не будет чрезмерной. Не страх это, но защита от зла. Пребудьте всегда на дозоре».
ГАЙ-1960. 209 6.
«Моменты духовного подъёма и восхищения необходимо сочетать с полной трезвостью сознания. Необходимо пом- нить, что каждое усиленное возгорание привлекает на огонь множество огнетушителей, не терпящих яркого све- та. Потому памятование о непрестанной опасности всегда сопровождает радость и восхищение опытного путника.
Бдительность не гасит восторг духа, наоборот, от сочета- ния этих двух, кажущихся противоречивыми, качеств огонь приобретает большую устойчивость и устремлён- ность. …Сознание есть страж горящего духа, и от стража всегда требуется трезвость и понимание окружающей об- становки». БНА. УС. 300 7.
«Ослабить бдительность нельзя ни на миг. Дозор постоя- нен. Размякнуть в упоении победы или защищённости – значит потерпеть ущерб». ГАЙ-1957. 502 242


8.
«Бдительность и контроль над собою только тогда и хоро- ши, когда они постоянны. Перерыв в них подобен разо- рванной цепи». ГАЙ-1958. 126 9.
«Бодрствуйте духом. Бдительность нужна постоянная и крепкая как сталь». ГАЙ-1972. 457 10.
«И мелочи бдительности требуют особой. Люди забывают, что жизнь состоит из мелочей, и, упуская малое, теряют большое». ГАЙ-1953. 80 11.
«Полезность врагов неотрицаема. Кто же научит бдитель- ности и зоркости, настороженности и осторожности».
ГАЙ-1965. 247
Дозорность
1.
«Прекрасен дозор, который любит и знает сокровище, им охраняемое». Надз. 356 2.
«Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания.
Многие вообще не понимают, что есть охрана самого дра- гоценного. Нельзя надеяться на тех, кто не знает о ценности.
Но можно радоваться каждому неусыпному стражу». Бр. 322 3.
«Человек как страж усовершенствования должен стоять на дозоре».
Надз. 515 4.
«Так будем на полном дозоре, чтобы добро не несло ущер- ба». Надз. 57 5.
«Не будем пугаться опасности, но встретим её на дозоре».
Бр. 496 6.
«Поистине, побеждающий должен быть на бессменном до- зоре». Надз. 830 7.
«Сознание всегда, и во сне и наяву, должно пребывать на дозоре». ГАЙ-1952. 128 8.
«Большие враги редки, малые бесчисленны. …Малые враги, по малозаметности и бесчисленности своей, требуют ис- ключительной внимательности и дозора. Там, где не про- лезет зверь, туда залетит комар. Конечно, есть сетки и от комаров, но соткать такую сеть можно лишь непрерывной бдительностью, ибо перерыв будет как дырка в сетке. Вы- работанное таким образом качество дозора будет очень
243
ценным приобретением и пригодится во всякой деятель- ности… Оно исключает рассеянность и бессознательность и даёт тщательность и чёткость каждой работе. Оно не до- пустит забывчивости и отклонений мышления в сторону».
БНА. УС. 26 9.
«Зло может украситься многими нарядами, но никакая ли- чина не обманет сердце дозорное». МО-2. 144 10.
«Поистине, для одних дозор – цепи, но для других он – крылья. Неразумные говорят: “Когда придёт опасность, то- гда и станем на дозоре”. Но могут ли они усмотреть опас- ность, если их дух не развил своё зрение? В сознании заложены многие качества, но нужно уметь извлечь их из глубин сокровищницы». Надз. 785 11.
«Когда что-нибудь внешнее омрачает, человек допускает ошибку, полагая, что внешнее может обуславливать внут- реннее, и тем давая этому внешнему власть над собою. Ес- ли всё в духе и дух внутри, то и внутреннее состояние может быть творимо духом изнутри, из себя… Воля господ- ствует над рефлексами, и особенно над рефлексами мысли.
Потому пусть воля и определяет в каждый данный момент, что она хочет и что она утверждает. Это возможно лишь при постоянной зоркости и настороженности, то есть при постоянном дозоре воли над сознанием и всем тем, что в нём происходит». ГАЙ-1956. 248 12.
«Дозор будет успешен, когда он соединён со спокойствием».
Надз. 640 13.
«Молчаливость и сдержанность приветствуются как первая ступень дозора воли». ГАЙ-1953. 52
Зоркость
1.
«…Пусть [зоркость] будет во всех направлениях. Часто лю- ди представляют себе зоркость лишь в отношении какого- либо крупного события, между тем она требуется во всех обиходных действиях. …Нельзя оценивать события по их внешности. …“Мы не можем взять на себя суд, где великое и где малое, потому будем зорки”».
Надз. 292 244


2.
«Зоркость всепроникающая, всепонимающая, неустающая, укрепляющая устремление. …И мерило зоркости лишь по- кров тумана». ЗнАЙ. 251 3.
«Слепой не увидит красоту Высшего Мира, но зоркость нуждается в воспитании. Она не может образоваться не- медленно. Такое образование зоркости явится из желания защитить всё высшее и Прекрасное. От такого стремления вырастет и дозор, и будет он неустанным, ибо он ведёт к
Красоте. Мыслитель говорил: “Запомните – всегда готов”».
Надз. 785 4.
«…Служение есть мера зоркости». ЗнАЙ. 452 5.
«При полном отрешении от себя глаз становится особенно зорким. Но люди яро заняты лишь собою и потому не слы- шат и не видят». ГАЙ-1955. 166 6.
«Состояние напряжённой зоркости будет сопутствовать везде и всегда. Она даст напряжение пламени, обережёт от неожиданностей и поможет избежать ошибок».
ГАЙ-1953. 515 7.
«Не сам ли человек навлекает на себя страдания, подпадая под власть майи? Не сам ли он сознательно ограничивает своё зрение, стараясь видеть лишь то, что он хочет видеть, а не то, что есть в действительности? Ведь человеку даны орудия распознавания, которые он может непрестанно со- вершенствовать, если они употреблены в действие. Так что нельзя перекладывать вину всецело на обман иллюзий.
Где же была зоркость, где было достаточное внимание к сигналам сердца – этого верного дозорного? Иллюзия бы- вает сладка, а действительность горька. Муха увязает в ме- ду. Всецело ли мёд виноват в том?» БНА. УС. 371 8.
«Зоркость ценна тогда, когда не покидает бодрствующее сознание ни на минуту». ГАЙ-1956. 224 9.
«Подозрительность отличается от зоркости. Сказано – зор- кость пряма, но подозрительность крива». Бр. 206 10.
«Именно, как орёл на вершине, не потеряйте зоркость.
Зоркость растёт лишь опасностями. Привет опасностям!»
Общ. 128 245

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31

Настороженность
1.
«Настороженность есть свет опыта». ЗнАЙ. 436 2.
«Лучшей напряжённостью будет постоянная насторожен- ность. Ликование готовности растёт из привычной насто- роженности». Общ. 155 3.
«Чувство настороженности утончает организм…» Надз. 516 4.
«[Бок] о бок с чёткостью стоит вечнозрячая насторожен- ность. Не холодный совет упадочных мудрецов: “Ничему не удивляйся!”, но пламенный зов: “Будь зрячим!” Такая напряжённость не есть натянутый канат, готовый лопнуть, но есть радуга предусмотрения.
Не нужно думать, что настороженность может делать че- ловека холодным и оторванным. Воин на дозоре полон светом возможностей. Правда, он ничему не удивляется, ибо предвидит рождение новых возможностей. …Ничто не тревожит, когда будете постоянно тревожимы. Нрав иска- теля не даёт обмёрзнуть кораблю». Общ. 152 5.
«Только настороженное внимание может приоткрыть мно- гие явления, незаметные для невежд». Надз. 837 6.
«Усвоим радость постоянной настороженности и устрем- лённости. Ведь это есть основы Учения и бытия. Только устремление несёт нас к дальнейшим ступеням, только настороженность и зоркость помогают нам успешно пре- одолевать препятствия». ПЕИР 17.12.1930 7.
«Всякое восхождение на гору опасно тем, что можно ска- титься вниз, и опасность увеличивается с каждым шагом подъёма. Чем выше, тем падение более опасно. Потому не- возможно представить восходящего в состоянии беспечно- го благодушия. Если беспечность налицо, то никакого восхождения на самом деле нет, а есть или самообман, или обман. Вечная напряжённая настороженность – спутник вечного восхождения». БНА. УС. 313 8.
«Воля – антипод рефлекторности. Чем больше от животного состояния в человеке, тем ярче выражена рефлекторность.
Контроль и постоянная настороженность – барьеры про- тив рефлекторности… Каждое мгновение, прежде чем
246
действовать, необходимо запросить санкцию воли. …Воля пресекает рефлекс, накладывая на него свои решения. В этом отличие человека от животного. Сознание рефлек- торное и сознание волевое различаются тем, что первое подчинено рефлексам, второе – свободно. Свободная воля – величайший атрибут духа».
ГАЙ-1967. 484
Ясность сознания
1.
«Свет в нас и мы открываем пути ему. …Желающий Света допускает его, но погрязший в сумраке мысли получает то, чем себя ограничил. Потому так твердим об ясности созна- ния, о неограниченности мысли и вмещении». МО-1. 153 2.
«…Храните ясное сознание. Нельзя видеть сквозь мутную воду. Каждое волнение будет совершенно одинаково, как в воде, так и в сознании. Найти нужно правильную меру меж- ду отзывчивостью и волнением. Условия земные не легки, чтобы избежать возбуждения, которое так пагубно для здоровья. Явление связи с Миром Высшим даёт чуткость и ясность, не замутнённую тёмными струями». Аум. 51 3.
«Стеснённый и угрожаемый Акбар говорил своим вождям:
“Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вер- шин”». ЛСМ. Озар. Ч. 3, IV. 4 4.
«Чёткая ясная мысль творит чёткое ясное сознание».
ГАЙ-1952. 216 5.
«…Простота свидетельствует о ясности понимания. Выс- шая Истина открывается лишь в величии Простоты».
ПЕИР 25.06.1936 6.
«Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать». Надз. 86 7.
«Самое возвышенное, прекрасное дело нуждается в ясности и доброжелательстве. Та же бодрая ясность создаст истин- ный магнит, который будет привлекать сотрудников».
ПЕИР 16.08.1936 8.
«…Для ясности обоюдного понимания необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний. Как Сказано: “Если даже мы возьмём двух собеседников одинаково развитых, они
247

всё же могут не понимать друг друга, если в сознании од- ного недостает нескольких незначительных звеньев, и эта малая разница заставляет иначе вращаться зубчатые коле- са мышления, и в результате начинают двигаться совер- шенно различные рычаги...”» ПЕИР 1.04.1937 (Общ. 171)
9.
«…Ясность чувств зависит от ясности сознания, а ясность сознания – от ясности мысли. Границы сознания ставятся мыслью». ГАЙ-1963. 612 10.
«Сказано: “В сознании – всё”. Учитесь всегда сохранять яс- ность и чёткость сознания и этим охранять и сохранять непрерывность сознания...»
ГАЙ-1951. 97 11.
«Под бессмертием подразумевается незатемнённая ясность сознания».
ГАЙ-1964. 18 12.
«Чёткость и чеканная ясность мысли – основа успеха».
ГАЙ-1952. 44
Равновесие
1.
«Равновесие есть равномерное напряжение энергии. Толь- ко таким путём можно возродить и укрепить силы.
…Главное заключается в постоянном напряжении.
…Несовершенство врачей предостерегает об израсходова- нии сил, но они расходуются при неуравновесии. Наоборот, равновесие будет одной и лучшей панацеей». Бр. 44 2.
«Состояние равновесия есть сохранение сил. Равновесие есть собирание сил воедино. Равновесие есть состояние гармонии достигнутой. Равновесие есть собранность духа.
Равновесие есть обретение себя в центре спокойствия ве- ликом. ...Равновесие есть пребывание на высотах духа в точке вершинной. Равновесие духа есть победа явленная.
Равновесие есть начало пути Великих. Не утомимся в веч- ной борьбе за его утверждение…» ГАЙ-1954. 425 3.
«В разные века люди называли равновесие “Срединный
Путь”, “Золотой Путь”, “Весы Мудрости”, “Великий Ритм”,
“Надземное Дыхание”. В то же время, невежды уверяли, что равновесие есть ничто иное, как равнодушие. …Но откуда же придёт понимание равновесия, если в школах не будет
248
изучаться наука мышления? …Можно заглянуть в глубины сердца лишь при истинном равновесии. …Равновесие есть прозрение и напряжение всех энергий. Так не забудем рав- новесие как верного моста к Миру Надземному. Мыслитель советовал: “Сотките крылья равновесия, тогда не упадёте в бездну”. Надз. 820 4.
«Только связь с Высшим Миром может дать равновесие».
Аум. 64 5.
«Равновесие может только тогда являть утверждение своё, когда свободная воля изберёт путь Общего Блага».
МО-3. 230 6.
«Равновесие и гармония – одно понятие. …Сказано: “Равно- весие утверждается сообразно развитию воли”. Потому действие, направляемое Волей Высшей в согласии с косми- ческими законами, утверждает гармонию и создаёт равно- весие. Воля низшая, окрашенная вожделением самости, порождает ужасы разрушения…
Усовершенствование при- ведёт к равновесию или к гармонии». ПЕИР 8.06.1936 7.
«Постоянное равновесие есть украшение мудрого». Надз. 741 8.
«Во всех древних Учениях указывался Золотой Путь, или
Равновесие. И кто желал приобщиться к великому знанию, должен был избегать всяких излишеств как в ту, так и в другую сторону. И ничто так не исказилось, как именно это понятие равновесия. Мне кажется, что это произошло и происходит прежде всего от трудности, с которой люди во- обще привыкают к дисциплине. Им гораздо легче впасть в крайность, и предаться изнуряющему посту, и одеть вери- ги, и обессилить себя, нежели выработать насторожен- ность и самообладание при полном сохранении сил. Но без самообладания ничто не доступно». ПЕИР 10.05.1933 9.
«…Равновесие есть основа бытия каждой проявленной ве- щи, когда центробежная и центростремительная силы ма- терии и энергий, её составляющих, уравновешены настолько, что сохраняется её форма. …Потому можно ска- зать, что явление равновесия есть основа бытия человека и его телесного здоровья». ГАЙ-1956. 289 249