Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.
«Вопрос о свободной воле труднее всего понимается людьми. Им трудно понять и речение из “Агни Йоги”: “Йогу всё можно и в то же время всё нельзя”. Чем больше чело- век, тем меньше у него так называемой свободной воли, ибо он видит яснее следствия многих причин, не уловимых другими людьми. Он видит, как часто одно малое действие ввергает в бедствие целые страны. Воля высокого Архата сливается с Волею Высшею, ибо его личные чувства дисци- плинированы или, вернее, настолько утончились и преоб- разились, что Он знает веление высшей пользы, проявляю- щейся в великой целесообразности, царящей в Космосе».
ПЕИР 24.07.1939 7.
«Без гармонии с Силами Высшими свобода воли становит- ся бедствием». Бр. 103 8.
«…Нет ничего нашего, но всё космическое. И чем выше, тем резче и отчётливее это полное отсутствие личного в со- знании. …Лишь свет, исходящий из сердца, наш... Нужно почуять, какая свобода заключается в осознании этого. Це- пи собственности самые тяжкие». ГАЙ-1954. 270 9.
«Чтобы быть ни к чему не привязанным, надо быть привя- занным к Высшему. Человек не может жить с пустым серд- цем». БНА. УС. 68 10.
«Свободная воля служит предметом наибольших противо- речий. Для одних она превращается в своеволие, для дру- гих – в безответственность, для третьих – в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы». ЗнАЙ. 222 11.
«Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества». Бр. 569 12.
«Каждый может действовать по способности, не будет он стеснён. Но мудрый осознаёт, какова ответственность за пользование сокровищем свободной воли. Как бы дан ко- шель, полный золота. Можно его расходовать по усмотре- нию, но придётся дать отчёт…», и важно научится, «чтобы порученное сокровище не было потрачено без пользы».
Бр. 570 258

13.
«Нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, по- тому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. …Поймём, что мы можем сде- латься строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы». Надз. 832 14.
«Свободная воля человека есть высший Божественный дар, но и пользоваться им нужно именно по-божественному».
ПЕИР 18.06.1935 15.
«Истинно, расширение сознания есть величайшее счастье, ибо расширенное сознание, освобождая нас прежде всего от страха и предрассудков, даёт нам ту великую свободу духа, к которой так стремятся люди, тщетно ища её во все- возможных направлениях, за исключением единого пра- вильного пути – пути сердца и открытого сознания. Ничто не может сравниться с расширением сознания. В нём од- ном решение всех вопросов жизни, в нём заложен путь к самосовершенствованию, к преображению нашего суще- ства, что является единою великою целью Космоса.
…Расширенное сознание живёт в сердце…» ПЕИР 8.12.1931 16.
«Свободу даёт лишь знание». ГАЙ-1952. 657 17.
«Лишь знание может сделать человека свободным, знание духа и Учение, к знанию духа ведущее». ГАЙ-1954. 491 18.
«Навязанные догмы, человеческие законы, стандарт жизни отучили человечество от процесса мысли и сделали из не- го, за редким исключением, автомата и попугая, повторя- ющего заученные принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль! Все твердят о различных свободах, но сами противоположные лагери боятся одного и того же зверя – свободы мысли!..
Родные мои, думайте самыми широкими, самыми светлы- ми мыслями. Развивайте в себе способность мысли, неска- занно вырастут Ваши возможности. Помните, сказано: царство не в коронах и не в толпах, но в космосопростран- ственности идей. Мыслите, создавайте свои планеты, свои страны, свои города!
Но пусть мысли будут рождены сердцем, ибо лишь мысль, рождённая сердцем, живёт». ПЕИР 3.03.1930 259


19.
«Жизнь можно назвать ареной неустанной борьбы за осво- бождение духа. Освобождение будем искать в сфере мысли, ибо ею и освобождаем, и привязываем себя к Земле».
ГАЙ-1954. 452 20.
«Желания подобны искрам движения. …Йог освобождается не от возможности желаний, но от гнёта желаний. Он чув- ствует себя свободным, ибо не порабощён желаниями. На пути целесообразности йог соизмеримо оставляет желания во имя более насущного. Эта лёгкость замены и составляет освобождение йога. Ничто не препятствует его движению.

Желание – червь и цепи. Желание – искры и крылья.
Освобождённый летит в познавании. Порабощённый ры- дает в отчаянии». ЗнАЙ. 257 21.
«Многие полагают свободу в рабстве у желаний и мыслей своих. Но это… свобода рабов. Свободен тогда человек, ко- гда не мысль и желание, но воля властвует над мыслями и желаниями. Свободой считаем власть воли, созвучной с со- знанием Высшим, сознанием Космическим…» ГАЙ-1960. 17 22.
«Свободный человек будет не скован привычками. Он су- меет примениться к любым условиям и не будет сожалеть о дне вчерашнем, ибо он свободно победил преграды. Че- ловек сам настроил нагромождения малых привычек и не замечает, как он порабощен именно самыми малыми при- вычками и предрассудками. …Нужно признать, что боль- шинство мелких привычек является сором жизни.
Победитель не будет мечтать о прежнем бытии. Он сво- бодно устремится к новому созиданию». Надз. 825 23.
«Легко быть святым в отшельничестве и даже в стенах мо- настырских, но дух закаляется и изживает отягощающие его привязанности и привычки лишь в земных битвах. Ис- тинно, освобождение должно явиться посреди искушений, свободно и радостно, без единого сожаления. Истинно, только тогда дух готов к существованию в Высших Мирах».
ПЕИР 12.09.1934 24.
«Лишь свободная воля может создать действенный маг- нит. “Хочу и могу” (но без “или умру”, добавление уявляет
260
формулу несознательности) – так человек откроет первые врата к преображению мира». ПЕИР 31.10.1944 (Надз. 796)
25.
«Эволюция самостоятельна и добровольна – это основной закон. …Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание – значит убить корень будущего древа». МО-1. 399 26.
«Не следует принуждать людей к тому, что они не могут воспринять и вместить. Нужно сказать им об истине, но насильно нельзя приказать познать истину. Насилие поро- дит восстание». Надз. 198 27.
«Недопустимо насилие над чужой волей. …Давайте Свет, предоставив каждому распорядиться по-своему. Не по-ваше- му, но по-своему. Свобода воли священна». ГАЙ-1952. 202 28.
«…Людям особенно трудно совместить понятие свободной воли с руководством. …Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик, именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя.

Учитель не может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля. Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей». Надз. 485 29.
«Свобода сознания рождает героев». МО-2. 42
Достоинство духа
1.
«Большинство подчиняется среде и своим переживаниям момента и о достоинстве своём забывает. Но должно оно стать постоянным и естественным выражением внутрен- него достижения духа, осознания ценности и значимости своей как вечной и нерушимой сущности духа. Достоинство духа умейте хранить!» ГАЙ-1956. 611 2.
«Гордость есть камень на ногах, и одурманивание есть вос- ковые крылья. Но достоинство духа есть огонь сердца, есть крылья к солнцу». Сердце. 262 3.
«Нет ничего в мире, ради чего стоило бы поступиться до- стоинством духа, ибо при уступке теряется даже то, ради чего она совершалась». ГАЙ-1960. 71 261


4.
«Только тонкость выражений и поступков есть мерило до- стоинства человека в глазах истинного восточника».
ПЕИР 24.05.1934 5.
«Внутренне достоинство поникает от унизительной, тене- вой, мелочной стороны жизни… Мало думают люди о своём достоинстве. Не может быть достоинство показным. Оно есть выразитель сущности человека. Основано на заслу- женном уважении самого себя. …Огненное вместилище
Света, дух твой без покровов мрака достоин высшего ува- жения и почитания. Достойное его выражение… – основа достоинства духа. Достоинство – нужное и полезное поня- тие и необходимейшее качество. Оно выражается во всём триадой мысли, слова и действия, которые должны быть формами его выражения... Этот доспех должен быть выко- ван, и сознательно. Во всём всегда должно звучать это ка- чество. Весь человек, и внешне и внутренне, во сне и бодрствовании, наполняется и пропитывается его силой.
Как мало ценят люди своё достоинство. Достоинство явля- ется выражением того, что достойно человека, и в особен- ности того, чем человек хочет стать. Даже обычные действия дня, насыщенные сознанием достоинства, созда- ют атмосферу торжественности и спокойствия. Достоин- ство – качество синтетическое.

И уходит из жизни познавших его вся мелочность, суетливость, беспокойство, страхи, торопливость и вся базарная сутолка жизни.
…Найти равнодействующую между достоинством и жиз- нью – задача... Исчезает расстояние между двумя: быть и казаться. Выражение соответствует внутренней сущности не только слова, но и всего микрокосма. Это не значит открыть себя, но – быть собою и сохранить непоколебимость круга сознания независимо от всего, что вовне». ГАЙ-1952. 122 6.
«Мало кто понимает, что достоинство духа может оявиться лишь тогда, когда точку опоры, или центр устойчивости, обрёл в себе человек и на него, но не на нечто, вовне стоя- щее, возлагает надежды свои. …Антиподом достоинства духа торжественного будет явление паяца из базарного
262
балагана, все движения которого зависят от веревочек, за которые его дёргают все, в чьи руки они попадают. Явле- ние унизительное и недостойное духа человека…»
ГАЙ-1954. 495.
7.
«Достоинство духа пусть будет мерилом поведения».
ГАЙ-1955. 122 8.
«Высокое качество достоинства духа исключает ложь, об- ман, лесть, заискивание, угодливость, раздражение и мно- жество прочих мелких чувств и ничтожных мыслей. Оно просто несовместимо с ними». ГАЙ-1967. 215 9.
«Достоинства своего на мелкие чувства, переживания и эмоции не разменивайте. …Тот, кто сумеет достоинство своё сохранить в малом, сохранит его и в великом».
ГАЙ-1953. 623.
Благородство
1.
«Расширение и утончение мышления и чувство красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознаёт прекрасную необходимость неустанного строительства». НКР «Правильный путь»
2.
«Как прекрасна благодарность, ведь она легко зажигает огонь сердца и… наполняет благородством дух. Неблаго- дарный прежде всего неблагороден. Называем благородст- вом благие накопления прежних жизней, ибо на земле нача- ли считать благородство лишь по родителям». Иер. 182 3.
«Благодарность считается одним из лучших качеств, это признак большого и благородного сердца». ПЕИР 8.11.1954 4.
«…Понятие благородства и достоинства мышления не есть ханжество, но есть признак истинного творчества, которо- му обязывает нас Божественная искра духа человеческо- го». НКР «Преображение жизни»
5.
«Благородство в том, чтобы не снижать высокого уровня своих действий ни при каких обстоятельствах».
БНА. УС. 369 263


6.
«Чистая, великая любовь рождает благородство духа, ко- торое может переродить человека». МО-3. 131 7.
«…Великие традиции искусства мы должны всячески охра- нять и укоренять в современную жизнь. Иначе, откуда же придёт благородство духа? Как же будет расти достоинство человечества?.. Всё из того же неисчерпаемого источника, светоносного, благословенного творчества. Жизнь преоб- ражается подвигами Культуры». НКР «Вехи Культуры»
8.
«Много благородных мыслей спасут человечество».
Надз. 734
Самоуважение
1.
«Достоинство означает и самоуважение. Уважать себя мо- жет человек, который достоинства своего не запятнал ни- чем: ни ложью, ни страхом, ни раздражением, ни каким- либо другим недостойным действием. Знает проступки свои человек, и если допущены они, то дух сам себя лишает самоуважения, то есть достоинства. Достоинство духа – ка- чество ценное. Именно внутри себя, перед самим собою по- ступая наедине, утверждает человек достоинство своё. ...Не перед людьми оно утверждается, но перед собою и в самом себе». ГАЙ-1955. 358 2.
«Как могут уважать того, кто сам себя не уважает? Само- уважение – не напыщенность, не гордость, не заносчи- вость, но продукт целого ряда действий достойных, быть может, никогда и никем не замеченных, но тем не менее творящих качество духа». ГАЙ-1964. 338 3.
«Достоинство своё надо хранить во всех случаях жизни. Ни богатство, ни положение, ни власть, кому-то принадлежа- щая, не могут лишать человека чувства достоинства и са- моуважения. Зачем распластываться духом перед знаками земного величия и значимости? В аспекте духа они не имеют никакого значения и равны нулю. Не могут доба- вить они ничего к накоплениям нашим. Потому следует быть одинаковым в отношении своём к тем людям, с кото- рыми сегодня сталкивает жизнь, чтобы изъять их из жизни
264
нашей завтра. Но достоинство духа, вами сохранённое, при вас и останется»
ГАЙ-1954. 495 4.
«Нужно понять значение взаимоуважения... Нужно при- знать глубокий смысл взаимности, когда удесятеряются силы». Бр. 424 5.
«Чтобы говорить по сознанию, нужно прежде всего выслу- шать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерение. …Люди иногда мечтают о физическом всемир- ном языке, но забывают, что прежде надо подумать о ду- ховном взаимопонимании. …Взаимоуважение близко живёт от сострадания». Надз. 528
Терпение
1.
«Величайший человек тот, кто велик в терпении».
ПЕИР 17.08.1934 2.
«Терпеливый неисчерпаем». ДнЕИР 12.02.1932 3.
«Терпение есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпение нужно воспитывать как пособ- ника продвижения. Нелепо представить терпение как внутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряжённость». Аум. 344 4.
«Пытаются понимать путь терпения как претерпевание невзгод. Но такое понимание будет недостаточным, ибо унижает смысл энергии. Человек, знающий, что ему разумнее применить силу свою не сегодня, но завтра, лишь будет распознающим путь полезный. Не претерпевающий он, но понимающий пользу». Аум. 345 5.
«В терпении человек не омертвляется, но постоянно напряжён в нахождении лучших путей, чтобы победить чьё-то неразумие или неистовство». НКР «Терпение»
6.
«…Терпение покрывает любое раздражение. …Конечно, терпение не есть бесчувственность. …Терпение есть созна- тельное напряжение и противостояние тьме». Сердце. 478 7.
«Знайте – обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Человек терпеливый есть многоопытный труже- ник. Лишь в великих трудах человек познаёт неценность
265

раздражения. Он перед Ликом Великим понимает всю не- значительность преходящих явлений. Невозможно без многих испытаний оценить и отличить свойства проявле- ний в жизни. Не следует полагать, что терпение есть бес- причинное отличие, напротив, оно принадлежит к качествам, особенно трудно заработанным как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный, но нетерпеливый есть нови- чок в жизни». Бр. 119 8.
«Невозможно без познания терпения помыслить о Беспре- дельности. Размеры задания Высшего Мира требуют испы- тания терпением». Аум. 244 9.
«Терпение, терпение. Великие цели никогда не осуществ- лялись одним рывком». ПМ, Письмо 127 10.
«Иногда надо явить малое терпение, чтобы дождаться же- лаемых условий. Но терпение часто бывает короче жела- ния, и следствий ожидаемых не получается».
ГАЙ-1954. 449 11.
«Терпение до конца указывалось всегда. Если терпение ко- роче вещей и условий претерпеваемых, к чему оно и что оно даст?» ГАЙ-1953. 343 12.
«“Терпение есть дар неба” – так говорили древние. Почему терпение должно быть от неба, когда, казалось бы, оно должно принадлежать исключительно сердцу? Но как же напряжём терпение, если не будем знать Высшего Мира?
Лишь когда от сердца утвердится к Высшему Миру нить серебряная, лишь тогда сойдёт понимание терпения.
…Около него и терпимость, и вмещение, иначе говоря, от- крытие Врат. …Испытание терпением есть одно из высоких испытаний». Сердце. 212 13.
«Если мать не будет терпеливо внимать первым желаниям своего ребёнка, она не будет матерью. Если Учитель не проявит терпения к первым шагам ученика, он не будет
Учителем. ...Терпение есть камень Венца. Оно свидетель- ствует о приближении к Беспредельности». Сердце. 239 14.
«Помните, что терпение есть высшее достижение».
ПЕИР 02.09.1937 266

15.
«Испытание на терпение – самое трудное, но лишь из тер- пения складывается и постоянство, необходимое для про- движения. Ступени эти неизбежны. Сказано: “Величайший человек тот, кто велик терпением”, и наша мудрая народ- ная пословица гласит: “Терпение и труд всё перетрут”. За- пасайтесь терпением». ПЕИР 27.09.1946 16.
«Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно и есть величайшее качество. Легче всего обрести терпение через любовь к служению и Великому Учителю… Через лю- бовь укрепляйтесь в терпении». ПЕИР 26.01.1939 17.
«Дух человеческий развивается медленно – так будем пом- нить. Потому не только терпение, но применим радость терпения». Сердце. 581 18.
«Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следу- ет запастись терпением и мыслью о всём полезном в пути.
Но следует такую необходимость уметь сделать для себя радостной». МО-3.
597 19.
Терпение «должно быть большим, испытанным и основан- ным на человеколюбии». Надз. 553 20.
«Творческое терпение и бодрость являются двумя крыль- ями работника». Общ.
163 21.
«Терпение есть украшение сердца». МО-2. 326 22.
«Терпение есть источник Благодати. Ни что иное не испы- тывает так сердце, как сознательное терпение»
Сердце
479 23.
«Терпение, терпение, терпение – пусть оно будет не пу- стым звуком, пусть оно защитит на всех путях. Когда ка- жется, что силы уже иссякли, – такая иллюзия самая опасная. Силы неистощимы, но сами люди пытаются пре- рвать поток их». Бр. 56 24.
«…Если явлено терпение достаточное, что ждёт впереди?
Осуществление того, к чему устремлено сердце. Это и будет наградой долготерпения. Значит, устремление в сочетании с терпением приводит к желаемой цели. Бесцельное и не устремлённое терпение бессмысленно и бесплодно. Оно вызывает отупение и безнадёжность. Так даже терпение надо явить умеючи и мудро». ГАЙ-1956. 82 267