Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русский язык и литература.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1075
Скачиваний: 43
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любовь Доброта, Туркестанская область, 20.07.2018 г.
11
Текст №2 Отрывок из романа
http://loveread.ec/read_book.php?id=187&p=36
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей
— и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…
Как птица, вспугнутая с гнезда, кружила Найман-Ана по сарозскскнм окрестностям. И не знала, как быть, чего ожидать. Теряясь в догадках, она продвигалась объездами по скрытным местам и высмотрела, очень обрадовалась, когда увидела, что те двое жуаньжуаней покинули стадо. Поехали прочь рядком, не оглядываясь. Найман-Ана долго не спускала с них глаз и, когда они скрылись вдали, решила вернуться к сыну. Теперь она во что бы то ни стало хотела увезти его с собой. Какой он ни есть — не его вина, что судьба так обернулась, что из глумились над ним враги, но в рабстве мать его не оставит. С этими мыслями возвращалась Найман-Ана к сыну и все обдумывала, как его убедить, уговорить бежать этой же ночью.
12
Чтение
Прочитайте текст и выполните задания.
http://www.lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_white.txt
-
со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то
-
сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.
Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:
- Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.
И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что
значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:
- Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.
И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.
Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.
13
6. Основная мысль текста:
А) Показать дружбу двух семей
В) Рассказать о силе духа Абуталипа
С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа
D) Показать красоту души Едигея
[1]
7. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка из романа? Выпишите
2 предложения - примера из текста.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
8. Сформулируйте 2 вопроса по прочитанному тексту и ответьте на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
-
Найдите и выпишите одно предложение, в котором автор показывает Абуталипа как хорошего семьянина.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[1]
-
Приведите и запишите два аргумента, подтверждающие почему Абуталип говорит:
«Временанаступаюттакие,чтознанияпотребуютсясызмальства»?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
11. На основе текста сделайте вывод о том, каким человеком был Абуталип.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Письмо
12.Напишите публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, выбрав одну из тем:
-
Как развивается туризм в нашей области.
-
С чего начинается Родина?
Используйте в работе отглагольные существительные, предложения с обособленными второстепенными членами.
[10]
14
Схема выставления баллов
Слушание
№ | | Ответ | | Балл | Дополнительная |
вопроса | | | | | информация |
1 | В тексте говорится об упорстве | 1 | Принимаются | ||
| человека в покорении вершин о | | альтернативные | ||
| храбрости | человека, | его | | ответы |
| преданности любимому делу. | | | | |
2 | А, В – детальная информация, | | 2 | | |
| С – основная информация. | | | | |
3 | А | | | 1 | |
4 | D | | | 1 | |
Итого | | | | 5 | |
Говорение
Содержание и грамотность устной речи | Баллы |
| |
Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. | 5 |
Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием. | |
Речь грамотная, без ошибок. Использует разнообразные синтаксические | |
конструкции, языковые средства, в том числе средства художественной | |
выразительности (риторические вопросы, повторы). | |
Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты. | 4 |
Выражает мнение с хорошо сформулированным обоснованием, анализирует и | |
оценивает соответствующую информацию. Незначительные ошибки в речи не | |
затрудняют понимания, использует речевые клише. Использует разнообразные | |
синтаксические конструкции, пытается использовать средства художественной | |
выразительности. | |
Точно раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым | 3 |
обоснованием. Анализирует и оценивает соответствующую информацию | |
удовлетворительно. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В | |
целом, ошибки не затрудняют понимания. | |
Объясняет простые идеи. Пытается анализировать и оценивать | 2 |
информацию. Допускает очевидные ошибки. Ошибки несколько затрудняют | |
понимание. Отсутствуют речевые клише, разнообразные синтаксические | |
конструкции, средства художественной выразительности. | |
Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. | 1 |
Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Очень | |
часто допускает ошибки. Ошибки в речи полностью затрудняют понимание. | |
15
Чтение
№ | Ответ | Балл | Дополнительная |
вопроса | | | информация |
| | | |
6 | С | 1 | |
| | | |
7 | 1.Держался достойно и понапрасну не сетовал на | 2 | |
| судьбу. | | |
| 2. Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек | | |
| буду учить | | |
8 | Примерные вопросы и ответы: | 2 | Обучающийся |
| Какими словами Ч.Айтматов передает восхищение | | может составить |
| Едигея и его жены талантом Абуталипа и Зарипы в | | и другие вопросы |
| обучении детей? | | |
| | | |
| Любо смотреть, как они умеют обращаться с | | |
| детьми, как они сами умеют быть детьми, | | |
| оставаясь взрослыми. | | |
| Что делали дети 2-х семей, когда Абуталип и | | |
| Зарипа приходили вечером с работы домой? | | |
| Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, | | |
| соревнуясь, у кого лучше получится, слушали | | |
| книги, которые читали им родители и даже все | | |
| вместе разучивали разные песенки. | | |
9 | Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, | 1 | |
| сыновья,- для него это было все. | | |
| | | |
10 | Нужно было восстанавливать разрушенную войной | 2 | За каждый |
| страну. Образованные, квалифицированные кадры | | аргумент по |
| требовались везде, так как многие ушли на фронт и | | одному баллу. |
| не вернулись. | | |
| | Принимаются | |
| | | |
| | | ответы, |
| | | раскрывающие |
| | | вопрос |
| | | |
11 | Абуталип был человеком с чувством собственного | 2 | |
| достоинства, обладал сильным характером, был | | |
| образованным человеком, хорошим семьянином, | | |
| хорошо относился к людям, хотя много в жизни | | |
| испытал и пережил. | | |
Всего | | 10 | |
| | | |