Файл: Основные принципы музыкального оформления урока народносценического танца.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития "музыкальности" танцевально-двигательного спектакля используются следующие методы работы
- Визуально - слуховой (педагог демонстрирует движение, слушая музыку);
- вербальные (педагог помогает детям понять музыкальное содержание, стимулирует воображение, способствует развитию творчества); и
- практические (конкретные виды деятельности, например, слушание музыки).
Мелодия, основа музыки, является главной идеей музыкального произведения. Важнейшим элементом музыки является ритм. Также характерным является чередование тяжелых и легких нот, что является понятием метра в музыке. Темп как скорость в принципе одинаков как в музыке, так и в танце. Все эти характеристики должны быть известны, понятны и определены изучающим танец. Это и есть основа музыкальной грамотности. Ритм, мелодия, метр, гармония и тембр - все это вместе составляет язык музыки, который аккомпаниаторы учат понимать детей. Именно в этой органичной связи между движением и музыкальными фразами (началом и концом) развивается чуткое музыкальное восприятие детей. Концертмейстер учит "порядку": начало мелодии - начало движения, конец мелодии - конец движения. Развивается умение вписываться в музыкальные фразы.
Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкой на уроке народного танца.
Первый этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставится задача познакомить их с музыкальными произведениями, научить слушать и реагировать на выраженные в них эмоции, а также дать возможность точно сыграть вступление.
В процессе усвоения нового музыкального материала участвуют органы слухового, зрительного и двигательного анализа. Поэтому материал изучается в целом, а не по частям. Хореограф показывает движения под аккомпанемент (этап 1, 1-2 урок).
Второй этап – Это развитие компетентности в области исполнения музыкальных движений и восприятия аккомпанемента, интегрированного с движением. Цель - уметь выполнять движения в соответствии с характером музыки, глубоко воспринимать настроение музыки и передавать его в движениях, координировать слух с характером движений. На этом этапе можно выявить любые неточности в исполнении, исправить ошибки и постепенно выработать оптимальную технику для выполнения хореографической задачи. Этот этап длится долгое время. Музыкальный материал для
каждого движения тщательно подбирается в соответствии с требованиями (четвертные ноты, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие или отсутствие удара сзади, метрические особенности, темп и размер).
Третий этап - формирование и закрепление навыков, т.е. автоматизация способа выполнения задания в точном соответствии с характером, темпом и ритмическим рисунком музыкальных фрагментов. Ставятся следующие задачи: выполнение эмоционально выразительных упражнений и развитие самостоятельной творческой активности ребенка. На этом этапе интегрируется все, что отрабатывалось на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль усиливается благодаря моторному контролю. Способ выполнения заданий становится автоматическим. Ученики опираются на приобретенные навыки слушания и танцевания, чтобы осознанно решать поставленные перед ними задачи. Благодаря систематической работе ученики развивают способность слушать, запоминать и узнавать музыку. Они знакомятся с содержанием произведения, красотой его формы и живостью образов. Ученики развивают интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы ученики познают красоту окружающего мира.
Изучение народного танца обычно начинается с разучивания упражнений на мольберте, но в отличие от классического танца, упражнения намного проще. Уроки народного танца не строятся быстро, особенно на начальных этапах обучения. Учебные комбинации постепенно складываются из отдельных элементов движения. Аккомпаниатор подбирает музыку на уроке в соответствии с требованиями программы хореографа. Упражнения на пюпитре состоят из конкретных упражнений, каждое из которых имеет свои специфические музыкальные требования.
На первом году обучения народно-сценическому танцу детям дается основное начальное представление о нем. Первые этапы проводятся со знакомым или менее сложным музыкальным материалом, чтобы помочь им организовать свои движения под музыку. Позже комбинации становятся более сложными, а музыкальный материал - более трудным.
Музыка на уроках танцев должна быть очень точной, ясной и хорошо организованной, так как она влияет на музыкальное развитие ученика. Концертмейстерам необходимо четко представлять учебные задачи на каждый год и демонстрировать не только верность рекомендациям партитуры по хореографии, но и индивидуальный, творческий подход в выборе музыкального оформления для занятий.
Учитывать принцип подхода аккомпаниатора в выборе музыкальных фрагментов для станковой практики. В этой практике есть определенные элементы, которые осваиваются из года в год на протяжении всего обучения, но по мере освоения они постоянно усложняются и комбинируются. Музыка на уроках народного танца должна быть очень разнообразной, как по мелодии, так и по ритму. Характер ритма часто меняется в течение урока. При разучивании новых движений или элементов движений ритм должен быть простым, а мелодии знакомыми. По мере развития произведения музыкальный материал усложняется, ритмические рисунки внутри такта становятся более сложными, а форма и размер партитуры меняются. Помимо использования партитуры, пианисту можно и желательно импровизировать.
Музыкальные произведения для занятий на пюпитре должны обладать следующими свойствами
- Квадратность.
На первом этапе очень важно, чтобы музыкальное произведение можно было разбить на квадраты. Это означает, что одно движение исполняется четыре раза: крест - вперед, в сторону, назад и в сторону. Четырехугольник состоит из тактов 2/4 или 4/4. Позже, по мере развития танцевальной техники, темп становится быстрее, но это все равно квадрат.
· Определенный ритмический рисунок и темп.
Для исполнения таких движений, как медленные приседания, круговые движения ногой, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения упражнений на подвижности стопы и маленьких бросков необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
· Наличие затактов.
Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю. В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях, так как с него легче начать исполнять движение
.
· Темповые особенности.
При аккомпанементе уроку музыкальный темп определяется частотой совпадения пульсации с определенными моментами движений. Учащиеся и концертмейстер заранее знают основной темп комбинации, т.к. характер и особенности элементов предполагают определенный темп исполнения. Темп постоянно корректируется педагогом и концертмейстером. Наиболее важным для концертмейстера показателем темпа являются движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными, опережающими или запаздывающими.
Темп сопровождения определяется следующими факторами:
· многоуровневым характером обучения. На ранней стадии освоения упражнений все движения исполняются медленно. Постепенно темп ускоряется;
· характером и способом исполнения самих движений. Плавные элементы исполняются медленно, активные и резкие – в более подвижном темпе.
· Метро-ритмические особенности.
При необходимости танцевальные движения могут быть представлены в любом музыкальном метре. Важен лишь характерный способ исполнения движения по отношению к сильному ритму ("на меру" или "сразу").
Двойные ноты имеют определенные характеристики по сравнению с другими нотами, такие как четкость, упругость и некоторые элементарные качества: тройной бар имеет более пластичное, мягкое впечатление, в то время как тройной бар более "мягкий", с таким же "мягким" ощущением, как и тройной бар, но с более "мягким" ощущением. Музыкальные размеры 6/8 и 12/8, наряду с метрическими свойствами тройного бара, также очень полезны с точки зрения хореографического расчета, поскольку в них есть бары и их можно делить пополам.
На начальных этапах обучения упражнения выполняются в медленном темпе (одно движение на такт).
- Все движения на пюпитре делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом и плавным скольжением. Музыкальные произведения также подбираются по тем же принципам: медленные (4/4, 2/4), синкопированные ритмы (2/4, 3/4, 4/4) и умеренный темп (2/4, 3/4).
- Вы также должны знать о квадратуре, которая делит движение на четыре такта. Музыка делится на фразы, каждая из которых состоит из четырех тактов. Полная комбинация состоит из четырех музыкальных фраз, таким образом, создавая полное музыкальное высказывание из 32 тактов. Если темп увеличить и делать одно движение за такт, то фраза сокращается до 16 тактов, но она все равно должна быть музыкально законченной.
- Подготовка к каждому упражнению, которое "открывает" руки, называется вступлением. В начале курса этот раздел может быть длиннее (восемь или более тактов), а затем короче (два или четыре такта). Все вступления должны исполняться точно в соответствии с темпом и характером выбранной музыки.
- В начале упражнения разучиваются в сильном ритме. Затем, по мере их запоминания, требуются уточнения, особенно для работы ног и небольших бросков. Поэтому рекомендуется выбрать для них два варианта музыки: один с сильным ритмом, а другой - с мелким ритмическим рисунком, подчеркивающим сильные и слабые удары.
- Для движений, где акцентируется бросок ногой, рекомендуется выбирать музыку с акцентом на первый удар или акцентировать его самостоятельно во время игры. Это относится в основном к большому броску.
- На начальных этапах обучения, при разучивании произведений в размере 2/4 с мелким ритмом, важно разбивать их на более крупные длительности, но следить за тем, чтобы характер музыки оставался неизменным.
Часто темп ускоряют, исполняя сначала одно движение в течение одного такта, а затем только сильный такт. Таким образом, одно и то же произведение можно играть в более быстром или более медленном темпе.
- Простые комбинации следует давать на простые мелодии с ясной мелодией, простым размером и несложным ритмическим рисунком. Если используются более сложные размеры, комбинации следует играть четвертями и в более быстром темпе, но характер музыки должен соответствовать движению (плавный, лирический, резкий).
- Музыкальный материал постепенно усложняется с каждым годом обучения.
- Если на последующих этапах для разучивания предлагаются более сложные комбинации, аккомпаниатор должен обратить внимание на возможные сочетания. Например, сочетание упражнений на движение ног и мелкие броски рук. Существует множество вариантов таких комбинаций, и задача концертмейстера - подобрать точные фрагменты так, чтобы изменения в движении были переданы музыкально. Для этого необходимо знать четвертные ноты, темп, размер, подложку и ритмический рисунок. При исполнении комбинаций решающее значение имеет тесная связь между музыкой и движением. Плавная, мелодичная музыка придает особую выразительность плавным, слитным движениям. Веселые, живые и четкие ритмы подчеркивают легкость, четкость и яркость движений в народном танце.