Файл: Основные принципы музыкального оформления урока народносценического танца.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, основным принципом музыкального оформления уроков народного танца является соответствие музыки характеру движения, его национальному колориту, темпу, ритму и стилю. Выбор музыки осуществляется на основе должного учета характера движения и музыки. Руководствуясь вышесказанным, концертмейстер делает правильный выбор в музыкальном оформлении урока, и тогда народный танец становится самым интересным и увлекательным уроком, помогающим детям радоваться жизни и движению в ней.
ГЛАВА II. ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УРОКОВ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
2.1 Методы и принципы подбора музыкального материала на уроках народно-сценического танца.
Важную роль в процессе урока народного танца играет музыкальное
сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения на уроке
народного танца является баян
аккордеон.
Музыка должна
соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске.
Концертмейстер должен знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение помогает развивать у учащихся ритм, слух, а также воспитывает художественный вкус.
Музыкальное оформление подбирается концертмейстером
самостоятельно или с помощью педагога согласно определенным задачам, решаемым на одном или нескольких уроках. В работе по подбору музыкального материала необходимо учитывать ряд требований, без выполнения которых музыкальное воспитание в целом и грамотное звуковое оформление процесса обучение народному танцу не будет успешно. С одной стороны, музыка должна отвечать запросам высокого художественного и музыкального вкуса, с другой - быть в полном согласии с этническими и стилевыми особенностями хореографического материала. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро-ритмические,
темпо-динамические и структурные компоненты учебно-танцевальных заданий. Музыкальное сопровождение урока - это реально звучащая музыка в учебном процессе. Концертмейстер всеми исполнительскими средствами
призван создать звуковую атмосферу, благоприятную для учащимися технических и образно-эмоциональных элементов учебно-танцевального материала. Он должен добиться истинной этнической и
стипевой манеры звучания _ и гармонической СВЯЗИ интонационных.
метроритмических, темповых и динамических выразительных средств
музыки и танца.
Богатая педагогическая практика хореографического образования на
современном этапе имеет четко выработанные принципы музыкального оформления урока, а также музыкальный репертуар для хореографических
занятий.
Концертмейстеру, подбирая музыкальный материал, необходимо стремиться к тому, чтобы собственный музыкальный фонд регулярно пополнялся эстетически привлекательными музыкальными фрагментами, по
возможности наиболее художественными и содержательными. поскольку
важнейшим моментом воспитательного воздействия оказывается содержание
музыкального произведения
В хореографической образовательной практике существует два способа
музыкального оформления танцевальных уроков. Первый предусматривает подбор музыкальной литературы, второй - использование собственных импровизаций. Среди специалистов-концертмейстеров бытуют разные точки
зрения на приоритет Того или иного способа хореографического аккомпанемента. Одни отстаивают исключительное право на использование сочинений различных композиторов, другие утверждают импровизацию основой сопровождения. Очевидно, что органичное сочетание этих двух
методик и дает попожительный эффект работе концертмейстера. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением,
умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном
исполнении.
Концертмейстер должен научиться быстро осваивать
музыкальный текст. Ему необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей.
Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестноймузыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Специфика работы концертмейстера в классе народного танца предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. В обязанности концертмейстера хореографических классов ВХОДИТ:
репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных
особенностей.
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по
следующим моментам:
-
характеру; -
Temy; -
метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок); -
форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).
Музыкальные фрагменты для экзерсиса по народному танцу должны
обладать следующими свойствами:
1.Квадратность.
2.Определенный ритмический рисунок и темп.
3.Наличие затактов.
4.Темповые особенности
5.Метро-ритмические особенности.
Данная методическая разработка направлена на систематизацию
музыкального материала, используемого на уроках народного танца от станка до упражнений на середине зала учащихся.
Последовательность музыкального материала соответствует последовательности упражнениям у станка и на середине зала.
Поклон (рисунок 1)
-
Упражнения у станка (рисунок 2)
Приседания в характере русского народного танца. Характер движения медленный, плавный, музыкальный размер 2/4, 4/4.
Используется мелодия романса композитора А. Варламова. Играется вступление - 4 последних такта из припева.
-
Упражнение на развитие подвижности стопы в характере русского народного танца. (рисунок 3)
Характер движения четкий, энергичный, музыкальный размер 2/4. Используется мелодия рнп «Пойду ль я, выйдуль я». Играется вступление 4 последних такта песни.
-
Маленькие броски в характере русского танца. (рисунок 4)
Характер движения четкий, энергичный. Размер 2/4. Используется. мелодия рнт «Полянка».Играется вступление 4 последних такта танца.
-
Каблучные упражнения в характере русского народного танца. (Рисунок 5)
Ритм четкий, характер энергичный. Музыкальный размер 2/4. Используется мелодия рип «Как под яблонькой». Играется вступление 4 последних такта песни.
5. Подготовка к веревочке и веревочка в характере русского народного танца.
(рисунок 6) Музыкальный размер 2/4. Играется вступление 4 последних такта мелодии. Используется мелодия рип «Чтой-то звон».
Танцевальные движения и комбинации на середина
Танцевальные ходы
-
Простой шаг. (рисунок 7) Музыкальный размер 2/4. Используется мелодия из песни «Белолица, круглолица». Играется вступление 8 тактов. -
Переменный шаг. Музыкальный размер 2/4. Используется музыка Ю.
Николаева «Хоровод». Играется вступление 4 такта:
-
Маятниковые движения по типу моталочки. Музыкальный размер 2/4.Используется мелодия из кадрили. Играется вступление 4 такта.
-
Дробные выстукивания в характере русского танца. Ритм четкий, акцентированный, синкопированный. Размер 2/4. Используется мелодия «Казачьей пляски». Играется вступление 4 такта мелодии:
-
Вращения. Музакальный размер 2/4. Используется мелодия рип «Утушка луговая». Играется вступление 4 такта.
Хореографы, работающие в народно-сценическом танце, как и концертмейстеры, всегда в поиске новых красивых и оригинальных мелодий. Великорусы создали свою интересную и самобытную народную музыку еще со времен Киевской Руси. Концертмейстеры и хореографы должны знать историю возникновения и становления музыкальной культуры нашей страны. Эта культура начиналась с развития «мусикии», «сопения», «гудения». «Мусикия»- музыка, «сопение»- пение. Гудением занимались, когда играли на народных инструментах. А таких инструментов было немало: гусли, гудок, свирель, кугиклы, жалейка, рожок и другие. Как показывает опыт работы в хореографии, балетмейстеру и особенно концертмейстеру нужны глубокие знания по теории и истории музыки, анализу музыкальных танцевальных форм русской народной хореографии.
Как правило, сочинением танцевального клавира занимается концертмейстер вместе с хореографом. В этом случае концертмейстер становится в какой-то степени композитором. «Только полное понимание, творческие усилия композитора и балетмейстера способствуют созданию хореографического произведения, цельному по художественному замыслу, направленности, по- музыкально- пластическому, по слитности видимого и слышимого образов.»
Хореографу, как и концертмейстеру необходимы согласованные методы работы над хореографическим произведением. От того насколько точно и наиболее близко к народной музыке будут задействованы в партитуре русские музыкальные инструменты, будут зависеть в немалой степени и достоверность материала, основанного на танцевальной лексики областей и регионов России.
Безусловно, ведущая роль в сочинении хореографического произведения, в подборе музыкальных тем для сопровождения танца принадлежит балетмейстеру-постановщику. Но и перед концертмейстером стоит не менее важная задача. Когда выбраны музыкальные темы, надо представить себе исполнение и возможно будущую оркестровку танца. Главное в сопровождении русского народного танца не высочайшая техника бесконечных вариаций, а использование исполнительских народных приемов, характерных музыкальных оборотов, традиционных гармоний.
Работа с музыкальным материалом.
1.Работа с готовым музыкальным материалом.
Прослушивая музыкальный материал, нужно убедиться, что стиль оркестровки, темповая, ритмическая основа танца и музыки совпадает. Их сближает, например, повторность ритмов, акценты, динамические оттенки, квадратные структуры. Какие в музыке происходят изменения? Это может быть повтор фрагмента, вариация одной из тем, модуляция, разработка, подготовка кульминации, а может и не одной, повторение целой части в музыке.
Очень важный момент - вступление и окончание произведения. Как они построены? Раскрывается ли задумка балетмейстера музыкой? Какова будет основная часть музыкального сопровождения? Как в музыке раскрывается музыкальный образ и подходит ли этот музыкальный фрагмент для раскрытия танцевального образа? Удовлетворяет ли характер музыки? Фактура изложения возможно тяжеловата или, наоборот, слишком светлая, легкая в аккомпанементе. Как раскрываются динамические оттенки в процессе звучания музыкального фрагмента? При анализе музыкального произведения у балетмейстера, как правило, работает слуховое восприятие музыки.
Какова роль концертмейстера? Если балетмейстер глубоко не владеет познаниями в области народной музыки, то музыкант обязан подсказать некоторые моменты. Какие они? Помочь определиться с музыкальным размером всего произведения или его частей. Определить область или регион, музыка которого возможно имеет какие-то особенности. Определить в какой области или регионе характерны те или иные музыкальные инструменты. Например, если слышны в аккомпанементе цимбалы, то вполне возможно, эта музыка западных районов Смоленской области. Если нет уверенности в определении точной местности, области или региона, можно обратиться к книгам по фольклору, где даны характеристики народных музыкальных инструментов и район их бытования. Затем определить форму русского танца. Определение формы – дело балетмейстера-постановщика.