Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
- Президент РФ формирует Правительство РФ по предложению Предсе- дателя Правительства и назначает и освобождает от должностей заместителей председателя Правительства и федеральных министров;
- Президент имеет право председательствовать на заседаниях правитель- ства РФ;
- Президент наделен правом законодательной инициативы и т.д. [9].
Как правило, в смешанных республиках президент стоит над законода- тельной, исполнительной и судебной ветвями власти, образуя особую ветвь –
президентскую власть. Или как часто, во многих информационных источниках можно встретить название «суперпрезидентской власти», либо «суперпрези- дентской республики». Это характерно для, государств недавно свергших то- талитарный режим.
Президент в «суперпрезидентской» республике доминирует над всеми органами государственной власти; при этом парламент лишен возможности влиять на проведение политики правительства (либо это происходит формаль- но), а правительство находится в зависимости не только от президента, но и от его администрации, которая формирует структурные подразделения, дублиру- ющие работу правительства и его аппарата.
Однако, данная ситуация характерна и для Российской Федерации, так
Президент активно участвует в формировании судебной власти, прокуратуры и даже органов, традиционно подотчетных парламенту. Именно президент фор- мирует корпус судей, подбирает кандидатуры аудиторов Счетной палаты,
Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора и его замести- телей. А после принятия поправок к Конституции РФ 2020 года он фактически получил возможность поставить под полный контроль всех высших судей
(Конституционного Суда, Верховного Суда и иных), так как отныне вправе инициировать прекращение их полномочий в Совете Федерации. [8].
Кроме того, в России сложилась практика принятия так называемых «за- коновосполняющих» указов Президента РФ. По этому поводу Конституцион-
14 ный Суд РФ указал, что при отсутствии федерального закона Президент РФ вправе восполнить пробел в правовом регулировании соответствующих отно- шений, требующих законодательного разрешения, если такие указы не проти- воречат Конституции РФ и федеральным законам. Действие подобных указов ограничивается периодом до принятия соответствующих нормативно правовых актов [6]. Т.е. Конституционный Суд реализовал практику принятия указов президента, по своей юридической силе равных федеральным законам.
Таким образом, несмотря на взаимодействие многих элементов (в том чис- ле, формальных) и парламентской, и президентской республики, различных ис- торических изменений форм правления в РФ, которые исключали президента из системы принципов разделения властей, Президент РФ наделен огромными полномочиями, позволяющими контролировать все ветви власти, фактически перевоплощая его в «некоронованного» монаха.
Подводя итог, можно сказать о том, что в России смешанная (парламент- ско-президентская) республиканская форма правления, которая имеет свои до- стоинства и недостатки. Для элементов парламента характерна сильная зако- нодательная власть и подчиненностью ей исполнительной власти, недостаток – отсутствие централизованной власти (глава государства существует - фор- мально). Для элементов президентской республики – высокая эффективность, так как президент имеет огромные полномочия (власть исходит из центра), не- достаток – власть в одних руках, возможность злоупотребления ею (парламент
– существует формально). Таким образом, считаю, что альтернативной формы правления, которая бы подходила для тех или иных государств, в том числе
России, вряд ли существует, так как любое государство уникально по своему.
15
2.2. Федеративное устройство в России
Российская Федерация по государственному устройству – является цен- трализованной федерацией, (т.е. сложное государственное устройство), в со- став которой входят образования – субъекты. Государственная целостность находится в основе устройства РФ, т.е. цельное, единое, хотя и федеративное государство. [14, с. 97].
В силу статьи 5 Конституции РФ в России существует несколько видов субъектов, а именно: республики, края, области, города федерального значе- ния, автономная область, автономные округа. В субъектах проходят выборы глав субъектов, депутатов законодательных органов, депутатов органов мест- ного самоуправления.
Республики имеет свою конституцию и законодательство. (Так, напри- мер, в Республике Башкортостан официально два государственных языка, а со- гласно постановления губернатора Забайкальского края алкоголь продают с
8:00 до 23:00, а в Новосибирской области с 9:00 до 22:00 и т.д.). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. В Конституции РФ, также закреплен принцип равноправия этих субъектов, государственно-правовые признаки России, как федеративного государства, государственную целостность, единую систему государственной власти, разграничение между полномочиями государственной власти и органами государственной власти субъектов.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместно- го ведения Федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, основано на равноправии и само- определении народов в Российской Федерации. Субъекты обладают огромной
16 полнотой власти, однако обязаны признавать верховенство Конституции РФ, федеральных законов и исполнять их.
Структура государственной власти сложная, осуществляется по принци- пу её разделения, т.е. рассматривается как выражение воли народа, хотя на де- ле это не всегда так. Государственная власть делится на законодательную, ис- полнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судеб- ной власти самостоятельны.
В силу статьи 11 Конституции РФ государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Со- брание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Россий- ской Федерации, суды Российской Федерации. Власть в субъектах Российской
Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Россий- ской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодатель- ным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также
Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Россий- ской Федерации в рамках их ведения.
Законодательная власть (Парламент) в России представлен двух полат- ным Федеральным собранием, в которые входят Государственная дума (вы- бранный орган) и Совет Федерации (образуют представители субъектов РФ – орган является не выбранным), в регионах – законодательным собранием.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. К основным полномочиям Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного, либо чрезвычайного положения; вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами терри- тории РФ; назначение выборов Президента РФ и т.д. [4].
17
Государственная Дума избирается народом сроком на пять лет. Общее число депутатов составляет 450 человек, количество мандатов распределяется в процентном соотношении в зависимости от набранных голов на выборах. В настоящее время в Государственной Думе пять фракций: «Единая Россия»,
«КПРФ», «Справедливая Россия», «ЛДПР», « Новые Люди».
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос- сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выбо- рах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Феде- рации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной вла- сти и органов местного самоуправления. Государственная Дума дает согласие
Президенту на назначение Председателя Правительства, заслушивает отчеты
Правительства по результатам его деятельности, назначает на должность и освобождает от неё Председателей Счетной палаты (её аудитов), Центрального банка и т.д. [2].
Высшим исполнительным органом государственной власти – является
Правительство Российской Федерации, оно осуществляет исполнительную
власть. В Состав Правительства Российской Федерации входит председатель
Правительства его заместители, а также федеральные министры [3]. Председа- теля правительства назначает на должность Президент РФ (в отличие от пар- ламентских республик, где кандидатуру председателя правительства определя- ет, как правило, лидирующая партия). Правительство РФ разрабатывает и представляет на утверждение Государственной Думе бюджет обеспечивает его исполнение, обеспечивает исполнение единой финансовой, кредитной полити- ки, осуществляет обеспечение в области науки, культуры, здравоохранения, науки, экологии, борьбы с преступностью, формирует федеральные целевые программы реализует их и т.д. В структуру Правительства РФ входят: Феде- ральные министерства (МВД, МЧС, Министерство здравоохранения, обороны и т.д.), Федеральные службы (ФСБ, ФССП, Налоговая служба и т.д.), Феде-
18 ральные агентства (Федеральное агентство воздушного транспорта, агентство по туризму).
По аналогии с государственной властью, органы законодательной власти субъекта РФ (например, Законодательное собрание Новосибирской области) обеспечивают и реализуют власть в регионах по средством принятия законов и различных нормативно - правовых актов. Законодательные органы наделены полномочиями в пределах предметах ведения субъекта РФ. Их структуру, название, количественный состав определяется самостоятельно, с учетом осо- бенностей и традиций региона.
Органами исполнительной власти в субъекте являются администрации, правительства региона, руководство которым обеспечивает губернатор, пред- седатель правительства, президент республики субъекта.
Наряду с государственной властью в регионах организовано местное са- моуправление, которое является формой единой власти народа и закреплено в
Конституции РФ. Т.е. это местный орган власти (например, Администрация
Татарского района Новосибирской области), который обеспечивает принятие решений по вопросам местного значения, например, управление муниципаль- ной собственностью, исходя из интересов местных жителей.
Для Судебной власти в РФ характерны самостоятельность и исключи- тельность. Власть осуществляется посредством конституционного, граждан- ского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть занимает обособленное место, так как осуществляет правосудие, т.е. защищает права и свободы граждан, их законные интересы.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституци- ей Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Созда- ние чрезвычайных (иных) судов не допускается.
Судей назначает Президент РФ, Судей Верховного Суда с одобрения Со- вета Федерации Федерального собрания. Судей Конституционного Суда назначает Совет Федерации Федерального Собрания по представлению Прези-
19 дента РФ. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом засе- дании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. В слу- чаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществля- ется с участием присяжных заседателей. [5].
Судебная власть играет высокую роль в роли каждого гражданина, а именно дает право использовать суд для защиты своих прав, в том числе от произвола государственных органов, должностных лиц, чиновников. Это и яв- ляется демократическим развитием государства.
Таким образом, система органов государственной власти России двух- уровневая и состоит из федеральных органов и органов государственной вла- сти субъектов РФ. На первом уровне в РФ носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное Собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, что яв- ляется высоким показателем самоограничения государства предоставляющего возможность реализовывать населению свои права и интересы.
Все ветви власти (федеральной, региональной, местной) взаимодействуя между собой, образуют единую систему функционирования государства, кото- рой также характерен признак целостности, а целостность выступает главным условием существования государства.
20
2.3. Политический режим в России
Источником власти в России является право народа участвовать в выборах и референдумах – это и является главной основой современного демократиче-
ского политического режима в России. Народ осуществляет свою власть непо- средственно, через государственные органы и органы местного самоуправле- ния. [1].
Для демократического режима России характерны следующие признаки:
1. Народовластие, т.е. источником власти является народ, именно он учувствует в формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти;
2. Свобода личности, приоритет прав и свобод человека и гражданина
(право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на не- вмешательство в личную и семейную жизнь, признание частной собственно- сти, свобода предпринимательства и т.д.);
3. Политическое равенство всех граждан. Каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Ни- кто не должен иметь политического преимущества;
4. Верховенство закона во всех сферах жизни общества (судебная власть дает право использовать суд для защиты своих прав);
5. Осуществление власти на основе принципа разделения властей (прин- цип закреплен в Конституции РФ);
6. Выборность и сменяемость органов государственной власти (Парла- мент, Президент – избираются народом на определенный срок);
7. Политический плюрализм, многопартийность, свобода мнения;
8. Свобода слова, наличие оппозиции (шествий, демонстраций, митингов, и.т.д.).
Вышеперечисленные признаки, в той или иной мере закреплены в Консти- туции РФ, однако некоторые ученые описывают тот факт, что в нынешних
21 условиях в России при демократическом режиме не обеспечивается выдвиже- ние лучших руководителей на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящие и не всегда эффек- тивны. В результате чего избиратели не участвуют в выборах, не доверяют по- литикам, не имеют возможности влиять на результаты выборы, референдумов, власть находится в руках правящей элиты, манипулируют общественным мне- нием при помощи СМИ, как показывает судебная практика законы трактуются судьями неоднозначно, в политической системе характерна многопартийность, но партии практически подчинены правящей верхушке (олигархам) и т.д.
Выбор того или иного политического режима любого государства зависит от многих условий и факторов, национальной, политической культуры народа, исторического пути развития, религиозных, этнических особенностей, размера территории государства, численности его населения и.т.д.
Безусловно, Россия правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности склоняется к праву и стремится к главной цели обеспече- ние прав и свобод человека. Конечно, современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимо- действуют различные общественные организации, политические партии, в ко- тором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Поэтому одним из путей формирования правового государства в современной России, одним из направлений этой работы являет- ся развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма, многопартий- ности.
Разумеется, демократия в России – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая и идеальная форма полити- ческого режима из всех до сих пор известных, однако этого идеала не достигло ещё ни одно государство.
22
Заключение
Таким образом, подводя итоги проведенного анализа форм правления в
Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
Во – первых, форма правления (характеризует порядок образования и ор- ганизации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением), Россия по форме правления – является республикой, президент и парламент избираются на прямых выборах гражданами страны;
Во – вторых, форма государственного устройства (отражает территори- альную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами), Российская Федерация по гос- ударственному устройству – является централизованной федерацией, (т.е. сложное государственное устройство), в состав которой входят образования – субъекты. Государственная целостность находится в основе устройства РФ, т.е. цельное, единое, хотя и федеративное государство;
В – третьих, политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти), источником власти в России является право народа участвовать в выборах и референдумах – это и является главной основой современного демократиче-
ского политического режима в России. Народ осуществляет свою власть непо- средственно, через государственные органы и органы местного самоуправле- ния.
Конституция РФ закрепляет основные признаки государственного устрой- ства Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное пра- вовое государство с республиканской формой правления.
Это значит, что Россия по форме государственного устройства - федера- ция, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления - республи- ка, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип раз-