Файл: Управление профессиональным развитием персонала государственной службы и карьерным процессом в государственном аппарате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.
Правовые и нормативные основы обеспечения управления
персоналом государственной службы
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Дать студентам представление о нормативно-правовых основах управления персоналом в системе государственной гражданской и муниципальной службы.
Задачи изучения темы:
 рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по государственной гражданской и муниципальной службе;
 выяснить, каким образом специфика правового регулирования государственной и муниципальной службы влияет на систему управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
 нормативно-правовые основы кадровой политики на федеральном, региональном и локальном (ведомственном) уровне;
 различия в правовом статусе государственного гражданского либо муниципального служащего и работника государственной организации.
Уметь:
 разрабатывать, применять и совершенствовать нормативные документы, определяющие процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее (положения, административные и должностные регламенты);
 сравнивать особенности правового регулирования управления персоналом на государственной и муниципальной службе.

Владеть:
• навыками поиска и применения профильных нормативно- правовых актов по вопросам государственной и муниципальной службы.
Учебные вопросы темы:
1.
Нормативные основы отношений на государственной гражданской службе как основа управления персоналом в органах государственной власти.
2.
Нормативные основы отношений на муниципальной службе как основа управления персоналом в органах местного самоуправления.
3.
Значение локальных нормативных актов в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Вопрос 1. Нормативные основы отношений на
государственной гражданской службе как основа управления
персоналом в органах государственной власти.
Основы действующего законодательства о государственной службе были заложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-
ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который пришел на смену Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В данной законе заложены основные принципы построения и функционирования государственной службы, сформулированы общие условия государственной службы, а также определены цели системы управления государственной службой.
Этим законом предусмотрено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.


Принципы государственной службы Российской Федерации:
Система государственной службы Российской Федерации:
Законность
Федерализм
Приоритет прав и свобод человека и гражданина
Принципы
государственной
службы
Открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю
Единство организационных и правовых основ государственной службы
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы
Равный доступ граждан к государственной службе
Профессионализм и компетентность государственных служащих
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства и их деятельность
Федеральная государственная служба Российской Федерации
Федеральная
государственная
гражданская служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ и лиц, замещающих государственные должности РФ
Иные виды государственной
службы РФ – служба в правоохранительных органах и т.п.
Военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в
Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства

Нормативно-правовые основы управления персоналом на
государственной гражданской службе РФ:
Конституция РФ закрепляет исходные для государственной службы вообще и гражданской службы в частности основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
Конституция Российской Федерации
Федеральные законы
Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации»
Федеральный закон от
26.07.2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе
Российской
Федерации»
Иные федеральные законы
Указы Президента Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ
Акты представителя нанимателя


Существенные изменения, внесенные в
Конституцию
Российской Федерации в 2020 году, коснулись и вопросов государственной службы. Так, новая редакция конституции прямо устанавливает требования к лицам, замещающим должности руководителей государственных органов РФ (вне зависимости, относятся ли те должности к государственной службе или нет). Речь идет о требованиях к возрасту (не моложе 30 лет) и к гражданству.
Кроме того, уточнена исключительная компетенция Российской
Федерации в области правового регулирования отношений по государственной службе.
Пункт «т» ст. 71 Конституции РФ относит федеральную государственную службу к исключительному ведению федерального центра. Это значит, что общие принципы организации и функционирования государственной службы в России, система государственной службы, порядок ее прохождения, требования, предъявляемые к государственным служащим, определяются на федеральном уровне. Поправки 2020 года уточняют, что к компетенции федерального центра относится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы в части наличия иностранного гражданства (вида на жительство), счетов в иностранных банках либо хранением иных активов за пределами страны.
Изменения в ст. 78 Конституции РФ (п. 5) устанавливает систему требований к должности руководителя федерального государственного органа. Им может стать только гражданин РФ, не имеющий гражданства либо вида на жительство другого государства. Для данной должности установлен возрастной ценз – не моложе 30 лет.
Руководителю федерального государственного органа запрещается открывать или иметь счета (вклады), а также хранить какие-либо ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Конституция также предусматривает ответственность государственных служащих за некоторые деяния, связанные с исполнением их служебных обязанностей. Этому, в частности, посвящены п. 4 ст. 41 («сокрытие должностными лицами фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей»), ст. 52 и 53 (устанавливающая право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, злоупотреблением властью).
Федеральный закон «О системе государственной службы в
Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы, уровни и виды

государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» полностью посвящен вопросам организации данного вида государственной службы, ее прохождения, отношений между государством и гражданским служащим.
Дополняя положения Закона № 58-ФЗ, закон о гражданской службе в том числе конкретизирует принципы федерализма и единства организационных и правовых основ государственной службы, а также вводит принцип единства правовых и организационных основ
федеральной гражданской службы и гражданской службы
субъектов РФ. Это оправдано тем, что именно государственная гражданская служба существует и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Кроме того, в каждой из трех ветвей государственной власти существует определенная специфика прохождения государственной власти. Но, несмотря на это, базовые принципы ее организации и прохождения должны быть едины для всех.
Закон устанавливает также принцип
стабильности
гражданской службы. Стабильность и устойчивость необходимы как госаппарату, так и государственным служащим, положение которых не должно ухудшаться в условиях изменений. Главной идеей данного принципа выступает независимость государственного аппарата от изменений политической ситуации в стране, в том числе от результатов выборов или уровня популярности того или иного политика. Таким образом, в законе фактически утверждается меритократический подход к государственной службе (уже упоминавшийся в предыдущих главах как merit system, или система заслуг). Безусловно, это не означает полной изоляции государственных гражданских служащих от политики: как будет показано ниже, на отдельных должностях прослеживается определенная зависимость карьеры чиновника от политической воли президента, депутата, министра и т.п.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями связан с тем, что сама по себе государственная служба политически нейтральна. Ни одна политическая партия или иное общественное объединение не должно получать от государственных служащих каких- либо привилегий или «особого отношения». В то же время цель этого принципа — оградить гражданских служащих от контроля со стороны политических партий, чтобы те могли эффективно работать независимо от того, кто приходит к власти в результате выборов, а также от потери государственных должностей по политическим мотивам.
Кроме того, в Законе № 79-ФЗ четко и подробно определены порядок поступления на государственную гражданскую службу, требования к различным категориям должностей гражданской службы, порядок прохождения гражданской службы, аттестации служащих, их

права, обязанности, социальные гарантии, а также запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской службы.
Текущее правовое регулирование государственной службы осуществляется указами Президента РФ. В настоящее время действуют свыше
20 указов, регламентирующих, в частности, порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядок проведения аттестации госслужащих, порядок сдачи квалификационного экзамена, соответствие должностей государственной службы и классных чинов и другие вопросы.
Некоторые вопросы, связанные с организацией государственной службы, регулируются Постановлениями Правительства РФ.
Например, Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 утвержден «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», который устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.
Действующее законодательство о государственной гражданской службе устанавливает приоритет законодательства о государственной гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному
(административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о государственной службе. Надо сказать, проблема определения пределов регулирования служебно-государственных отношений законодательством о государственной службе и законодательством о труде является принципиально важной и пока еще окончательно не решенной.
Анализ норм Закона № 79-ФЗ позволяет сделать вывод об усилении роли правового регулирования в сфере государственной службы иными нормативными правовыми актами. Закон № 79-ФЗ содержит более 80 отсылок к вопросам, которые должны регулироваться нормативными правовыми актами федерального уровня, более 20 отсылок к указам Президента РФ. По сравнению с действовавшим ранее Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-
ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в
Законе № 79-ФЗ тенденция правового регулирования государственной службы указами Президента РФ2 и ведомственными нормативными правовыми актами возрастает. Закон № 79-ФЗ содержит более 20 отсылок к вопросам, которые должны быть урегулированы нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. К таким вопросам относятся, в частности, вопросы о служебном распорядке в государственном органе; об утверждении положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров; о порядке выплаты