Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 37
ББК 74.90
С34
Daniel J. Siegel, M.D. and Tina Payne Bryson, Ph.D.
THE POWER OF SHOWING UP:
How Parental Presence Shapes Who Our Kids Become and How Th eir Brains Get Wired
© Copyright © 2020 by Mind Your Brain, Inc., and Tina Payne Bryson, Inc. All rights reserved.
Th is translation published by arrangement with Ballantine Books, an imprint of Random House, a division of Penguin Random House LLC
Сигел, Дэниел Дж.
С34 Хорошие родители дают детям корни и крылья. 4 условия вос- питания самостоятельного и счастливого ребенка / Дэниел Дж.
Сигел, Тина П. Брайсон ; [перевод с английского К. А. Савелье- ва]. — Москва : Эксмо, 2021. — 272 с. — (Психология. Искусство быть родителем).
ISBN 978-5-04-117906-9
Новая книга от авторов бестселлеров и признанных экспертов по воспитанию детей Дэниела Сигела и Тины Брайсон. Все родители знают, что привязанность – основа воспитания здорового, счастливого и самостоятельного ребенка. Но как создать эту крепкую нерушимую связь?
Сигел и Брайсон уверены: доверительные отношения с ребенком могут постро- ить даже самые занятые родители. Собрав данные последних научных исследова- ний, они определили 4 условия формирования здоровой привязанности: безопас- ность ребенка, внимание к его эмоциям, утешение в трудные моменты, надежность.
С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное – научиться по-настоящему быть рядом, принимать и любить.
УДК 37
ББК 74.90
© Савельев К.А., перевод на русский, 2021
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021
ISBN 978-5-04-117906-9
Алексу и Мэдди, которые ежедневно вдохновля- ли меня быть отцом, даже когда они были готовы выйти в мир и отправиться в жизненное странст- вие. Кэролайн, — за то, что мы можем быть вместе.
Спасибо вам всем.
Д. Дж. Сигел
Скотту, который всегда со мной, и моим трем
«прие мышам» — Бену, Дюку и Дж. П. Желаю вам обрести глубокую радость и смысл в жизни для других и находиться в окружении людей, готовых быть с вами.
Тина П. Брайсон
Родителям и детям во всем мире. Вы — наша на- дежда на будущее и наше связующее звено для единства с Землей.
Тина и Дэн
Если однажды меня не окажется рядом с тобой, запомни: ты храбрее, чем подозреваешь, сильнее, чем кажешься, и умнее, чем ты думаешь. И еще кое-что — я всегда буду с тобой, даже если меня не будет рядом.
Алан Александр Милн,
«Великое путешествие Пуха.
В поисках Кристофера Робина»
С
ОДЕРЖАНИЕ
9
СОДЕРЖАНИЕ
В С Т У П Л Е Н И Е
Добро пожаловать
.....................................................................................13
Г Л А В А 1
Что такое родительское присутствие
.....................................................15
Знакомство с четырьмя элементами присутствия ............................................22
Высшая цель: надежная привязанность .......................................27
Разберитесь с собственной историей ............................................32
Мы написали эту книгу для вас, какими бы родителями вы ни были .............................................35
Г Л А В А 2
Почему одни родители близки с детьми, а другие нет?
....................39
Введение в теорию привязанности
Основы теории привязанности: что это значит для вас .......................................................................42
Теория привязанности и эксперимент
«Незнакомая ситуация».....................................................................45
Какое отношение модели детской привязанности имеют к родительскому стилю воспитания? ..............................52
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
10
Надежная и свободная привязанность .........................................54
Избегающая и пренебрегающая привязанность ........................56
Амбивалентная и озабоченная привязанность ..........................65
Дезорганизованная и неразрешенная привязанность ....................................................71
Повод для надежды: заработанная надежная привязанность ..................................................................80
Г Л А В А 3
Ребенок должен чувствовать, что он в безопасности
........................92
Безопасность — противоположность угрозы .............................95
Две главные задачи родителей в обеспечении безопасности ..........................................................100
Почему еще родители не защищают своих детей? ..................108
Чрезмерная опека — это не решение .........................................111
Что могут сделать родители? Стратегии, укрепляющие ощущение безопасности у ребенка ..................119
Близость к самим себе.....................................................................126
Г Л А В А 4
Ценность внимания
.................................................................................131
Ребенок должен чувствовать, что его замечают
Майндсайт ...........................................................................................136
Что происходит, когда ребенок не чувствует себя замеченным? ....................................................142
Принимайте личность ребенка во всей ее полноте ................148
Замечайте, а не стыдите ..................................................................151
Что могут сделать родители? Стратегии, позволяющие детям чувствовать себя замеченными .............156
Близость к самим себе.....................................................................167
С
ОДЕРЖАНИЕ
11
Г Л А В А 5
Присутствие объединяет и успокаивает
.............................................172
Ребенок должен чувствовать себя успокоенным
Цель: двигайтесь к внутреннему успокоению ..........................177
Успокоение и зеленая зона .............................................................182
Что нужно знать об утешении и успокоении ...........................188
Что происходит, когда ребенок не чувствует себя утешенным и успокоенным? .......................192
Утешение — это не сюсюканье с ребенком ..............................197
Что могут сделать родители: стратегии, помогающие детям развивать способность к самоуспокоению ...................201
Создайте «грот спокойствия» ........................................................203
Подберите успокаивающую музыку ............................................204
Составьте список активных движений .......................................205
Придумайте «сигнал бедствия» ....................................................207
Присутствие ........................................................................................210
Участие .................................................................................................211
Заботливость ......................................................................................212
Спокойствие .......................................................................................213
Эмпатия ...............................................................................................214
Близость к самим себе.....................................................................215
Г Л А В А 6
Собираем все вместе: как помочь ребенку
чувствовать себя уверенно
....................................................................219
Надежная база: защищенная гавань и стартовая площадка ...............................229
Надежная база дает силу, а не ощущение вседозволенности ................................................231
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
12
Позитивный, терпимый и токсичный стресс ...........................236
Что могут сделать родители? Стратегии, обеспечивающие надежную базу для ребенка .........................240
Близость к самим себе.....................................................................251
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
От детской площадки до колледжа: взгляд в будущее
...................254
Благодарности
.............................................................................................263
Об авторах
...................................................................................................265
Д
ОБРО
ПОЖАЛОВАТЬ
13
ВС Т УПЛЕНИЕ
Добро пожаловать
книге «Th e Yes Brain
1
» мы ответили на вопрос, кото- рый постоянно получаем от родителей:
какие самые
важные качества мне нужно прививать своим детям? В ней мы обсудили основные черты характера, которые родители должны развивать в своих детях, чтобы они стали радостными и успешными взрослыми людьми, имеющими прочные взаи- моотношения и осмысленную жизнь.
Книга, которую вы держите в руках, отвечает на другой во- прос, который больше связан с родительским подходом к вос- питанию, чем с качествами ребенка.
Какую самую важную вещь
я могу сделать, чтобы помочь моим детям добиться успеха
и чувствовать себя как дома в окружающем мире? Обратите внимание, что этот вопрос меньше нацелен на способности и навыки, которые вы хотите развить у
ваших детей, и больше ориентирован на
ваш собственный подход к взаимоотношениям между родителями и ребенком.
Наш ответ весьма простой (но не обязательно легкий): будь- те рядом с вашими детьми.
Мы рады объяснить, что имеем в виду, и помочь вам разо- браться, почему близость с родителями так важна для детей.
1
На русском языке не издавалась. —
Прим. ред.
В
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
14
Мы с удовольствием уберем со сцены все дебаты и разногла- сия в вопросах воспитания и сведем выполнение родительских обязанностей к одной концепции, которая имеет максимальное значение для здоровья и счастья детей, для их успеха в жиз- ни и в личных отношениях. Мы всегда стараемся избежать упрощенных формулировок или так называемых «волшебных пилюль», предлагающих единственно верный способ воспита- ния детей. Нельзя отрицать, что воспитание — это сложное и серьезное дело, и ответы на большинство вопросов зависят от возраста, стадии развития и характера ребенка, от ситуации в целом, уже не говоря о вашем темпераменте.
Так или иначе, практически все родительские вопросы и дилеммы сводятся к идее взаимоотношений, поэтому мы сосредоточимся именно на них. Те из вас, кто знаком с дру- гими нашими книгами — «Воспитание с умом.
12 революционных стратегий всесторон- него развития мозга вашего ребенка»,
«Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер» и «Th e
Yes Brain», — убедятся в том, что эта книга во многих отношениях явля- ется завершением квартета, собира- ющим воедино различные концепции целостного мозга и объясняющим, «о чем все это вообще». А если вы еще не читали другие книги, то «Хорошие родители дают детям корни и крылья» может послужить превосходным вступлением ко всему, о чем мы писали за последние несколь- ко лет.
Спасибо за то, что предоставили нам возможность показать вам, какое важное значение имеет родительское присутствие в жизни ребенка.
Дэн и Тина
У
берем разно- гласия в вопросах воспитания и сведем выполнение родительских обязанностей к единой концепции, которая имеет макси- мальное значение для счастья и успеха детей.
ГЛАВА 1
Что такое родительское присутствие
аждый раз, когда мы пишем о воспитании детей и вы- полнении родительских обязанностей, мы снова и снова повторяем, что не нужно стремиться к совершенству. Не суще- ствует идеального воспитания детей (здесь мы сделаем паузу, пока вы облегченно вздыхаете). Так что можно произнести тост и выпить сок за всех несовершенных родителей на свете!
На каком-то уровне мы все это понимаем, но многие из нас — особенно добросовестные, ответственные и целеу- стремленные родители — раз за разом становятся жертвами беспокойства или чувства неполноценности. Разумеется, мы переживаем за наших детей и заботимся об их безопасности, но при этом мы часто тревожимся о том, будто «недостаточ- но хорошо» воспитываем их. Родителей волнует, что их дети вырастут недостаточно ответственными, стойкими, общитель- ными или … (можете сами заполнить пробел). Нас беспокоят моменты, когда складывается впечатление, что мы подводим ребенка или несправедливо обижаем его. Мы тревожимся о том, что не уделяем детям достаточно внимания или, наобо- рот, уделяем его
слишком много. Мы беспокоимся даже о том, что слишком много беспокоимся!
Мы написали эту книгу для всех несовершенных родите- лей, которые много заботятся о своих детях (а также для не-
К
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
16
совершенных бабушек, дедушек, учителей и профессионалов, которые работают с детьми). У нас есть для них одна хорошая новость, полная надежды и утешения: когда вы не уверены, как следует реагировать в определенной ситуации с ребенком, не надо беспокоиться. Есть одна вещь, которую вы можете сде- лать, и она лучшая из всех. Вместо того чтобы волноваться или стремиться к достижению какого-то недоступного образца совершенства, просто
будьте рядом.
Ваше присутствие означает только это, и ничего больше. Это значит, что вы готовы быть рядом с вашими детьми. Это зна- чит, что вы не только
физически присутствуете, но и обеспе- чиваете
качество вашего присутствия. Стремитесь к качеству, когда вы удовлетворяете потребности ваших детей, когда вы- ражаете свою любовь к ним, когда учите их дисциплине, когда смеетесь вместе и даже когда спорите с ними. Вы не обязаны быть безупречным. Вам не нужно читать все бестселлеры по теме воспитания или записывать ваших детей на всевозможные курсы и секции для их всестороннего развития. Вы не обяза- ны возлагать на себя бремя ответст- венности. Вы даже не обязаны точ- но знать, что делаете. Просто будьте рядом.
Присутствие означает полноту внимания, когда находитесь рядом с ребенком. Быть рядом означает мысленное и эмоциональное присут- ствие в конкретный момент жизни ре- бенка. Во многих отношениях нет другого времени, кроме
«сейчас», поэтому вы должны научиться проявлять участие в жизни ребенка такими способами, которые одновременно будут обогащать ваш родительский опыт и развивать силу и стойкость ребенка. Сила присутствия позволяет нам со-
О
дним из важ- нейших факторов здорового развития любого ребенка является ощущение на- дежности от близкого присутст- вия хотя бы одного взросло- го человека.
Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
17
здавать мощную личность ребенка, даже если мы регулярно ошибаемся.
В зависимости от воспитания и от того, какими были ваши родители, близость к собственным детям может быть совер- шенно естественной, а может оказаться и затруднительной. Не исключено, что именно сейчас вы осознали, что
не проявляете регулярного физического или эмоционального участия в жиз- ни ваших детей. Далее мы обсудим, каким образом, независи- мо от собственного детского опыта, вы можете стать такими родителями, которыми вы хотите быть.
Разумеется, все родители принимают лучшие и худшие ре- шения. Существуют всевозможные навыки, которыми мы мо- жем овладеть, чтобы способствовать оптимальному развитию детей. Но когда речь идет об основах, родительские навыки сводятся к тому, чтобы просто находиться рядом с нашими детьми. Как мы вскоре объясним, лонгитюдные
1
исследова- ния детского развития ясно показывают, что одним из лучших прогностических факторов развития любого ребенка (в смысле счастья, социального и эмоционального роста, лидерских навы- ков, серьезных взаимоотношений и даже учебных и карьерных успехов) является ощущение надежности от близкого присут- ствия хотя бы одного взрослого человека. В разных культурах по всему земному шару эти исследования демонстрируют эф- фективность общего подхода к успешному воспитанию детей, несмотря на отдельные недостатки.
Очень хорошо, что эти эмпирические данные можно систе- матизировать и сделать доступными для всех несовершенных родителей по всему миру. Именно об этом наша книга.
1
Л о н г и т ю д н о е ( д о л г о в р е м е н н о е ) и с с л е д о в а н и е — ис- следование, при котором изучается одна и та же группа объектов в течение продолжительного времени. За это время исследуемые объекты успевают значительно изменить свои ключевые признаки. Такой метод применяется в психологии, социологии и других науках. —
Прим. пер.