Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
18
Что такое близкое присутствие? Безопасность, внимание, успо- коенность и надежность.
Когда опекун предсказуемо (пусть и несовершенным обра- зом) заботится о воспитании ребенка, то последний с боль- шой вероятностью преуспеет, даже несмотря на невзгоды.
Предсказуемое воспитание, поддерживающее здоровые от- ношения, опирается на то, что мы называем «четырьмя чув- ствами» ребенка в процессе его развития. Ребенок ощущает
(1)
безопасность — то есть он чувствует себя защищенным от любого вреда; (2)
внимание — он знает, что вы заботитесь о нем и уделяете ему внимание; (3)
успокоенность, или уте- шение, — он уверен, что вы будете рядом с ним, когда ему плохо; (4)
надежность возникает на основании предыдущих чувств, то есть ребенок понимает, что вы всегда будете по- могать ему чувствовать себя «как дома» в окружающем мире, пока он сам учится обеспечивать себе безопасность, замет- ность и утешение.
Если ребенок испытывает четыре описанных чувства, благо- даря тому, что мы приходим на помощь каждый раз, когда воз- никают неизбежные трудности, то это значит, что мы смогли создать так называемую «надежную привязанность», которая является залогом оптимального развития ребенка.
Как и в других наших книгах, все рассуждения подкре- плены научными исследованиями. В сфере прикладной науки о привязанности ученые на протяжении пятидесяти лет про- водят тщательные исследования. Если вы знакомы с нашими предыдущими работами — с книгой Дэна и Мэри Хартзелл под названием «Parenting from the Inside Out» и нашей кни- гой «Воспитание с умом», «Дисциплина без драм» и «Th e Yes
Brain», — то сразу же увидите, что этот труд дополняет на- писанное и углубляется в концепции, жизненно важные для понимания науки, связанной с развитием мозга. Мы добави- ли несколько новых экскурсов, так как наше понимание че-
Б
езопасность
В
нимание
У
тешение
Н
адежность
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
20
ловеческого мозга и вопросов воспитания детей продолжает расти и развиваться вместе с развитием науки о привязан- ности в целом. Мы усердно работали ради того, чтобы сде- лать научную информацию более доступной, чтобы каждый, кто впервые сталкивается с этими идеями, мог последовать им и применить их на практике в своей личной жизни и для воспитания детей.
Другой концептуальной основой нашей книги, кроме нау- ки о привязанности, является межличностная нейробиология
(IPNB) — подход, объединяющий разные научные направле- ния в общей перспективе умственного и психического здо- ровья. IPNB рассматривает, каким образом разум (включая мысли и чувства, внимание и осознание), мозг и тело чело- века участвуют в сложном процессе наших отношений друг с другом и с окружающим миром, формируя личность. В этой области существуют десятки профессиональных пособий (уже около семидесяти), изучающих психическое здоровье и раз- витие человека. В поле зрения IPNB также находится наука о мозге. Особенно интересуют IPNB изменения, происходя- щие в нем, когда он реагирует на внешние обстоятельства и жизненный опыт. Такое свойство мозга называется нейро- пластичностью.
Нейропластичность объясняет, как физическая архитектура мозга адаптируется к новым переживаниям и новой инфор- мации, реорганизуется и создает новые нейронные связи на основании того, что человек видит, слышит, осязает, о чем ду- мает, что делает и так далее. Все, чему мы уделяем внимание, все чувства, которые мы испытываем в наших взаимодействи- ях, — всё это создает новые связи в мозге. Когда мы направля- ем внимание на что-то, то приводим в действие определенные нейроны. Одновременное «срабатывание» множества нейронов образует или укрепляет уже существующие связи между ними.
Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
21
Нейроны, которые
«включаются» вместе,
связываются
друг с другом
Какое это имеет отношение к присутствию? Ваше надежное участие в жизни детей значительно влияет на физическое устройство и степень связности их мозга, создавая менталь- ные модели устройства окружающего мира и соответствующие ожидания. Ментальная модель — это нечто вроде резюме, ко- торое составляет мозг после обобщения множества повторяю- щихся восприятий и переживаний. Такие модели составляются на основе прошлого опыта; они фильтруют текущее восприятие и формируют предчувствие, а иногда и определяют будущие взаимодействия. Ментальные модели существуют в устройст- ве нейронных сетей, которые лежат в основе привязанности и долговременной памяти.
Без шуток: жизненный опыт, который возникает в ходе ваших взаимоотношений с ребенком, в буквальном смысле формирует физическую структуру его мозга. В свою очередь, эти связи внутри мозга влияют на работу его разума. Иными словами, когда родители обеспечивают надежное присутствие рядом с ребенком, детский ум приходит к выводу, что мир является познаваемым местом, открытым для осмысленного взаимодействия, — пусть даже через неприятности и страда- ния. Полученный благодаря вам жизненный опыт формирует способы обработки информации в мозге ребенка. Мозг учится
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
22
предугадывать определенные события на основании предыду- щих действий. Когда вы находитесь рядом с детьми, они ожи- дают позитивного взаимодействия с вами. Через взаимодей- ствие с родителями дети учатся понимать, кто они такие, кем могут стать и как должны вести себя в хорошие и трудные вре- мена. Таким образом, наше присут- ствие помогает детям развивать ней- ронные связи, которые формируют личность, силу воли, настойчивость и выносливость.
Это дает детям возможность не только чувствовать себя более удов- летворенными и уравновешенными, но и делает их успешнее в смысле эмоциональ- ного развития, взаимоотношений и даже учебы. Тогда вос- питание становится для родителей более простым делом, так как их дети спокойнее в эмоциональном отношении и лучше справляются с затруднениями и неудачами.
Знакомство с четырьмя элементами присутствия
Подробнее об элементах присутствия мы поговорим в следую- щих главах, а сначала представим общее понимание. Все четыре элемента согласуются друг с другом, а иногда и пересекаются, потому что, когда дети ощущают свою безопасность, заметность и успокоенность, у них развивается надежная привязанность к их опекунам — то есть к родителям. Такая надежная привязан- ность является результатом, к достижению которого стремятся все заботливые родители. Отношения надежной привязанности позволяют ребенку чувствовать себя как дома в окружающем мире и взаимодействовать с другими людьми, зная, кто он сам.
Отношение ребенка к миру определяется тем, что мы назвали
П
рисутствие родителей помогает детям развивать нейронные связи, которые фор- мируют личность, силу воли, на- стойчивость и выносливость.
Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
23
целостным мозгом в одной из наших предыдущих книг: дети взаимодействуют с новыми проблемами и возможностями с по- зиции непредубежденности, любопытства и восприимчивости вместо косности, страха и недоверия. Мозг ребенка является более целостным, интегрированным. Это значит, что он может пользоваться бÓльшим количеством высокоразвитых мозго- вых функций даже при столкновении с трудными ситуа циями и реагировать на мир, демонстрируя хорошую эмоциональную уравновешенность, устойчивость, проницательность и сопере- живание. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о «ре- бенке с целостным мозгом». В результате ребенок становится не только более удовлетворенным, но и более приспособленным в социальном смысле. Это подразумевает, что он будет лучше ладить с другими людьми, склоняться к совместному решению проблем, обдумывать последствия, сопереживать чувствам дру- гих людей и так далее. Короче говоря, ребенок с надежной при- вязанностью не только больше доволен жизнью, но и гораздо общительнее и дисциплинированнее.
К примеру, подумайте о первом элементе:
безопасности. Она является абсолютно необходимым условием для того, чтобы чувствовать себя надежно и уверенно. Дети должны ощущать себя защищенными в физическом, эмоциональном смысле, а также в отношениях. Это первый шаг к надежной привязанно- сти, так как первостепенная задача родителей состоит в обес- печении безопасности своих детей. Дети должны
чувствовать и
знать, что им ничего не угрожает. Они должны быть уверены, что родители могут защитить их не только от физического вре- да, но и от болезненных переживаний. Это не значит, что роди- тели не имеют права на ошибку, не могут сказать или сделать что-нибудь неприятное для ребенка. Все мы делаем это, иногда чаще, чем нам бы хотелось. Но когда мы доставляем неприят- ности нашим детям — или когда они доставляют неприятности нам, — необходимо как можно скорее возместить ущерб.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
24
Так дети узнают, что, даже когда совершаются ошибки и произносятся резкие слова, мы все равно продолжаем лю- бить друг друга и хотим все исправить. Когда это понимание регулярно доходит до ребенка, он чувствует себя в безопасно- сти. Важно лишь исправлять допущенные ошибки, потому что идеального воспитания не существует.
Я не справилась
с этим, правда?
Второй элемент близости помогает детям чувствовать себя
обласканными вниманием. Значительная часть родительских обязанностей состоит в обычном физическом присутствии рядом с детьми. Мы ходим на их концерты, проводим с ними свободное время, вместе играем, читаем и делаем много дру- гих вещей. Да, «количественное измерение времени» имеет значение. Но
дарить внимание ребенку — значит не только находиться рядом с ним. Это умение настроиться на его вну- тренние процессы и сосредоточить внимание на его мыслях, чувствах и воспоминаниях — на всем, что происходит у него внутри и скрывается за его поведением. Если мы по-настоя-
Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
25
щему
видим ребенка, то уделяем внимание его эмоциям, как позитивным, так и негативным. Разумеется, не каждую секун- ду; никто не способен на это. Но мы должны последовательно разделять с ребенком его радости и победы, переживать и со- болезновать ему, когда он страдает от боли или несправедли- вости, что неизбежно случается в жизни. Мы настраиваемся на его внутренний мир. Если мы проявляем эмоциональную и душевную близость к ребенку, то учим его, что значит лю- бить и заботиться. Так наши дети проникаются убеждением, что мы по-настоящему понимаем их и чувствуем, что происхо- дит у них внутри, а не просто судим по поведению. Когда они знают, что на нас можно положиться, — может быть, не каждый раз и не каждую минуту, — они создают ментальные модели, которые приводят к глубо- кой и надежной привязанности.
Исследования продемонстриро- вали, что когда мы понимаем созна- ние и состояние ребенка, то ребе- нок тоже учится понимать их. Мы называем это «способностью умоз- рения» (далее мы подробно погово- рим о ней). Она находится в центре эмоционального и социального ин- теллекта. Хорошая новость состоит в том, что, даже если вы не облада- ете такой способностью, вы можете развить ее в зрелом возрасте, а по- том поделиться ею с ребенком. Мы научим вас, как это сделать с помо- щью разговоров, благодаря кото- рым ребенок получит возможность
Отлично
получился наш дом.
Знаю, как ты трудилась
над этим рисунком.
Умница!
Не заметила
скейтборд, да? Навер-
ное, было страшно,
когда поскользну-
лась.
Мои мысли и чувства
реальны, и я достойна любви
и внимания.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
26
усвоить то, чего вы были лишены в детстве. Эта способность может изменить к лучшему манеру общения в вашей семье.
Кроме ощущения безопасности и внимания со стороны ро- дителей, наши дети нуждаются в
утешении в трудные моменты.
Это вовсе не означает, что мы можем уберечь их от любой ду- шевной боли и дискомфорта. Разумеется, трудности часто дают детям возможность для роста и развития. В зависимости от воз- раста, мы должны позволять им сталкиваться с непростыми проблемами и конфликтами с друзьями, наставниками и другими людьми. Иными словами, успокоение и утешение для наших детей не из- бавляет их от неизбежного столкно- вения с бурными волнами в океане жизни. Все дело в том, чтобы нау- чить их справляться с этими волнами, когда это понадобится… и быть рядом с ними, когда они будут нуждаться в на- шей помощи. У них не должно быть никаких сомнений в том, что в трудные времена мы поддержим их. Дети должны глубоко сознавать, что, когда им больно и плохо, мы бу- дем рядом. Нужно дать им понять, что вместе с настоящей жиз- нью приходит боль. Однако этот урок следует усвоить вместе с пониманием того, что им не придется страдать в одиночестве.
Безопасность, заметность и успокоенность приводят к чет- вертому элементу: ощущению
надежности и уверенности, основанному на предсказуемости. Опять-таки, речь не идет о совершенстве. Никто не воспитывает детей, не совершая ошибок. Вы даете детям понять, что они могут рассчитывать на вас каждый раз, когда это понадобится. Ощущение надеж- ности и уверенности в себе приходит, когда они видят, что вы делаете все возможное, чтобы обеспечить их безопасность, уделять им внимание и утешать их, если дела оборачивают-
У
детей не должно быть никаких сомнений в том, что в трудные времена мы поддержим их.
Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
27
ся не лучшим образом. С точки зрения нейробиологии, в ре- зультате синтеза этих четырех элементов возникает целостный мозг и устойчивая к стрессу нервная система. Таким образом, дети могут выходить в мир с ощущением, что они находятся в безопасности, что любовь и нормальные отношения всегда будут присутствовать в их жизни и что они могут справиться с неизбежными жизненными трудностями.
Высшая цель: надежная привязанность
Вы можете видеть эффект от силы присутствия, благодаря ко- торой дети чувствуют, что находятся в безопасности, что их замечают, успокаивают и придают им уверенность в себе. Но давайте начистоту: присутствие родителя — это не самоцель.
Скорее, это
средство, с помощью которого вы продвигаетесь к желаемому результату. Настоящая цель — надежная привя- занность. Именно ее мы хотим сформировать у наших детей, и для нас нет ничего важнее этого. Надежная привязанность служит залогом удовлетворенности и счастья детей на протя- жении их жизненного пути. Более того, она улучшает у ребен- ка ощущение собственной личности, качество его отношений с другими, учебные и карьерные успехи и даже развитие мозга.
Давайте перейдем к подробностям. Одно исследование за другим подтверждает, что дети с надежной привязанностью го- раздо вероятнее получают большое количество преимуществ, перечисленных в следующей таблице.
Сделайте паузу и посмотрите на этот список. Когда мы го- ворим о надежной привязанности как о высшей цели роди- тельского воспитания, перечисленные характеристики помо- гают понять, почему это так. Проще говоря, если дети имеют надежную привязанность к своим опекунам, то у них боль- ше возможностей добиваться успеха в учебе, в отношениях и в дальнейшей жизни.