Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
28
ВЫГОДЫ НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
• Большее самоуважение
• Лучшее владение эмоциями
• Больший успех в учебе
• Более высокая устойчивость
к стрессу
• Более позитивное
общение со сверстниками
в дошкольном возрасте
• Более тесные дружеские связи
в средней школе
• Более активное социальное
взаимодействие
в подростковом возрасте
• Более здоровые и тесные
отношения с родителями
• Более сильные лидерские
качества
• Большая самостоятельность
• Более доверительные
и романтические отношения
в зрелом возрасте
• Лучшая способность
к сопереживанию
• Более развитые социальные
навыки в целом
• Больше веры в жизнь
Как можно развить надежную привязанность у детей? Вы все верно поняли: с помощью силы вашего присутствия в их жиз- ни. Научные исследования неоднократно доказывали, что одним из лучших прогностических факторов развития личности для любого ребенка является близкое присутствие хотя бы одного взрослого человека, эмоционально настроенного на его потреб- ности. Чтобы у ребенка было больше шансов на здоровое разви- тие, вам нужно лишь помочь ему чувствовать себя надежно за- щищенным, замеченным, удовлетворенным и уверенным в себе.
Надежная привязанность приводит к позитивному резуль- тату по нескольким важным причинам. Во-первых, когда вы демонстрируете близость к детям, они чувствуют себя надеж- но и уверенно. Они исходят из ощущения принадлежности к миру, поэтому, даже если дела оборачиваются не так, как хотелось бы, дети понимают, что в целом все в порядке.

Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
29
Во-вторых, надежная привязанность служит смягчающим фактором, когда ребенок сталкивается с трудностями и разоча- рованиями. Она не может уберечь детей от негативных эмоций и стрессовых ситуаций; в конце концов, речь идет о реальной жизни. Детям так или иначе придется страдать, уже не говоря о неудовлетворенности, обидах и огорчениях. Ваша родитель- ская задача состоит
не в том, чтобы уберечь их от препятствий и неудач, а в том, чтобы обеспечить необходимыми инструмен- тами и эмоциональной устойчивостью для преодоления жиз- ненных бурь и быть рядом с ними в минуты невзгод.
Поэтому надежную привязанность можно рассматривать как вариант эмоционального защитного снаряжения, вроде шлема и наколенников для скейтбордиста. Шлем не уберегает от неприятных инцидентов, но может сильно облегчить по- следствия тяжелого падения.
Также ребенок с надежной привязанно- стью не может каким-то чудесным обра- зом избежать многочисленных непри- ятностей и разочарований, неизбежно связанных со взрослением. Он может чувствовать себя отвергнутым, если его не пригласят в гости на день ро- ждения друга. А когда он повзрослеет, его сердце все равно может оказаться разбитым из-за неудачной первой влюб- ленности. Но когда он сталкивается с этими проблемами, то имеет защитную эмоциональную «подушку безопасности», чтобы стойко выдержать обиду из-за дру- жеской невнимательности и пережить душевную боль из-за нераз деленной влюбленности, не теряя твердой опоры под ногами и ощущения внутренней цельности.
В-третьих, надежная привязанность может сгладить этапы детского развития, — особенно для тех, кто сталкивается с до-
Н
адежная привязанность служит смягчающим фактором, когда ребенок сталки- вается с трудностями и разоча- рованиями.


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
30
полнительными трудностями вроде травматического жизнен- ного опыта, частого стресса, медицинских или генетических проблем или с трудностями обучения.
Без надежной привязанности
Надежная привязанность как эмоциональное
защитное снаряжение
Это правда, что некоторым детям приходится тяжелее других.
Им может казаться, будто они пытаются ехать на велосипеде вверх по крутому склону. Вы не можете отменить силу тяготе- ния или сровнять холм с землей, но с помощью четырех эле- ментов надежной привязанности можете хотя бы сделать этот склон более пологим, чтобы подъем был не таким трудным.

Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
31
ПР
ОБЛЕМЫ
БЕЗ
ДОСТ
АТОЧНОЙ
ПОДДЕРЖКИ
ПРОБЛЕМЫ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

С ДОСТ
АТОЧНОЙ
ПОДДЕРЖК
ОЙ
Некоторым детям приходится особенно трудно
Мы можем облегчить их путь своим присутствием
Опять-таки, дело не в том, что вы должны избавить ребенка от многочисленных проблем, с которыми он сталкивается. Благодаря вашей любви и близкому присутствию вы способны облегчить ему преодоление трудностей и препятствий на пути. Так он будет учиться решать проблемы самостоятельно и находить здоровые способы опираться на поддержку других людей. Когда дела будут идти не лучшим образом, внутренняя эмоциональная устойчи- вость поможет ребенку разобраться в ситуации и найти решение.
Это касается и трудных решений. Исследования ясно показы- вают: то, что считается личными, внутренними навыками (на-

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
32
пример, самоанализ и эмоциональная устойчивость) на самом деле по мере взросления развивается из межличностных отно- шений детей с их опекунами и другими людьми. Дети с надеж- ной привязанностью лучше владеют своими эмоциями и прини- мают обдуманные решения. Они лучше умеют обдумывать последствия и перспективы своих поступков и чаще ведут себя кон- структивно и взвешенно. Разу меется, это облегчает взаимоотношения меж- ду родителями и детьми.
И наконец, надежная привязан- ность дает такой превосходный ре- зультат потому, что она обеспечивает детей так называемой «надежной ба- зой» для изучения окружающего мира.
Она создает ощущение свободы исследования и возможности узнать, что находится за горизонтом. Родители должны рассматривать свой дом не только как надежную га- вань, но и как «стартовую площадку» для детей. Мы подробнее обсудим это в следующих главах, но основная мысль заключа- ется в том, что дети с надежной привязанностью изначально имеют позитивное отношение к окружающему миру. Они эмо- ционально уравновешены, устойчивы, любознательны и способ- ны к сопереживанию. Они могут свободно проявлять все эти качества, поскольку чувствуют себя надежно и уверенно в мире, где родительский дом является «надежной базой» для них.
Разберитесь с собственной историей
Для создания такой «надежной базы» со всеми ее преимуще- ствами родители сами должны ясно понимать, кто они такие.
То есть знать свою историю и понимать, как их детский опыт и переживания формировали их личность по мере взросления.
Д
ети с надежной привязанностью лучше владеют своими эмоциями и принимают обдуманные решения.


Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
33
Значительная часть этой книги будет посвящена тому, чтобы помочь родителям разобраться в собственной истории и по- нять, какой тип привязанности они имели со своими опеку- нами. Один из решающих факторов способности обеспечить надежную привязанность у детей состоит в осмыслении соб- ственного детского опыта и понимании того, в какой степени вы ощущали элементы близкого присутствия своих родителей.
Обратите внимание: мы не утверждаем, что родители обяза- тельно должны иметь позитивный опыт собственного воспи- тания в детстве, чтобы обеспечить надежную привязанность для своих детей. Напротив, наука подает нам сигнал надежды, а не отчаяния: даже если мы не имели надежную привязан- ность к своим опекунам, то все равно можем обеспечить ее для наших детей,
если вспомним и осмыслим собственную историю.
Это воодушевляющая, причем научно доказанная новость!
Разрешите подчеркнуть еще раз: вы действительно можете обеспечить любящую и надежную базу для развития вашего ребенка даже в том случае, если сами не полу- чили ее от родителей.
Многое в нашей книге поможет вам яснее понять, каким образом вы были воспитаны и как это повлияло на вас. Когда у вас появится то, что мы называем «связным повествовани- ем» о собственном прошлом, то вы сможете более обдуманно и последо- вательно выполнять родительские обя- занности и значительно эффективнее про- являть вашу близость к детям и присутствие в их жизни. Начиная со следующей главы и на протяжении всей книги мы дадим вам возможность определить, до какой степени вы чувствовали себя защищенным, замеченным, удовлетворен- ным и уверенным в жизни. Обладая глубоким знанием своей
В
ы действительно можете обеспечить лю- бящую и надежную базу для раз- вития вашего ребенка даже в том случае, если сами не получили ее от родителей.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
34
истории и детских переживаний, вы лучше сможете обеспечить элементы близкого присутствия в жизни собственных детей.
В целом мы хотим внушить родителям чувство надежды.
На основе последних исследований в области межличностной нейробиологии (IPNB), нейропластичности и науки о привя- занности мы хотим донести воодушевляющую весть: личная история — это не приговор. Прошлое можно
понять и осмы-
слить, чтобы оно не могло диктовать настоящее и будущее.
Не нужно убегать от своего прошлого, а тем более попадать к нему в рабство. Помните: нейроны работают в том направ- лении, куда устремлено наше внимание, и образуют соответст- вующие связи. Никогда не поздно разобраться в своей жизни.
Это может преобразить отношения не только с детьми, но и с самими собой, поскольку при этом происходят реальные из- менения в устройстве мозга.
Такой процесс можно представить как цепочку событий.
Если двигаться в обратном порядке, он выглядит следующим образом: высшей целью родительского воспитания является создание надежной привязанности у детей. Эта цель дости- гается с помощью близкого присутствия в жизни ребенка и формирования у него четырех чувств. Для этого мы долж- ны разобраться в личных историях — в истории отношений и в истории привязанности. Таким образом, все начинается с типа привязанности, который был сформирован у нас в дет- стве с нашими опекунами. Вот как выглядит эта цепочка:
История
родителей
Присутствие
Четыре
элемента
Надежная
привязанность
Оптимальное
развитие
детей
В основном мы сосредоточены на динамике отношений между родителями и детьми, но с самого начала хотим подчеркнуть одну вещь. Все идеи, которые мы будем обсуждать в следую-


Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
35
щих главах, подходят для любых взаимоотношений. Когда мы проявляем участие и присутствуем в жизни близких людей, наши отношения процветают, мозг становится более здоровым и целостным, а жизнь — более осмысленной.
Мы написали эту книгу для вас,
какими бы родителями вы ни были
Как и в предыдущих книгах — «Воспитание с умом», «Дисци- плина без драм» и «Th e Yes Brain», — здесь мы сосредоточе- ны на детском мозге и определении новых способов питания развивающегося ума ребенка. Разные родители могут с разных сторон подходить к этой задаче. Когда мы писали эту книгу, то ориентировались на четыре типа ро- дителей.
Первая группа состоит из тех, кто постоянно беспокоится и одержим мыслью, что им нужно все
делать
лучше и быть лучше как родителю.
Они сильно переживают из-за ошибок и упущенных возможностей для своих детей. Они способны загнать себя в угол собственными сожалениями («Мне следовало научить ребенка испанскому языку» или «Мне нельзя было пропустить четыр- надцатый матч в том сезоне детской бейсбольной лиги») или беспокойством о будущем («Мне следует брать ее на волонтер- скую работу в приюте, чтобы она не выросла избалованной» или «Мне стоит больше рассказывать ему о сопереживании, пока я отвожу его в школу, иначе он не научится доброму от- ношению к другим»). Но хуже всего то, что такие родители наказывают себя, когда совершают ошибки, и постоянно вну- шают себе «я должен стать лучше» в том или ином отношении.
В
ы прекрасно справляе- тесь. Вам не нужно быть идеальным — таких не существу- ет. Просто будьте рядом с ваши- ми детьми.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
36
Звучит знакомо? Если да, то спешим сообщить утешитель- ную новость. Вы прекрасно справляетесь. Вы обеспечиваете ребенку близкое присутствие, а это самое главное. Вам не нуж- но быть идеальным — таких не существует. Все мы постоянно учимся. Просто будьте рядом с вашими детьми. Любите их.
Пользуйтесь воспитательными моментами как возможностью учить и улучшать навыки. Будьте образцом доброты, уважения и самостоятельности. Извиняйтесь, когда вы упускаете воз- можность понять ребенка или случайно обижаете его. Детям не нужны сплошные преимущества и родители-супермены. Им нужны вы: настоящие, несовершенные и любящие люди. Если вы из такой категории родителей, советуем немного сбавить обороты.
Ко второму типу относятся родители, чей ребенок отстает в развитии, притворяется, буйно себя ведет или переживает тот или иной кризис. Такие мамы и папы часто недоумевают, что им делать со своим чадом и как можно справиться с оше- ломительными проблемами, с которыми они ежедневно стал- киваются. Если вам знакомы похожие затруднения, то
близкое
присутствие поможет понять основополагающие и наиболее важные вещи, которые необходимо сделать для ребенка. Мы предлагаем конкретные практические стратегии, помогающие ребенку, который жаждет любви и поддержки, но по разным причинам не может достучаться до родителей.
В третью категорию попадают неопытные или будущие родители, которые чувствуют себя совершенно потерянными и ошеломленными при мысли о необходимости провести ма- ленького человека через детство до подросткового возраста и ранней юности. Если вы попадаете в эту категорию, то чет- кие теории и стратегии, которые мы обсудим, не только по- могут вам понять общую концепцию первого родительского опыта, но и обеспечат конкретными практическими мерами, которые способствуют осмысленному и любящему взаимодей-