Файл: 1. Персонал организации и пути повышения эффективности использования рабочей силы.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………..……...4 1. Персонал организации и пути повышения эффективности использования рабочей силы…………………………………………………………………......5 1.1 Сущность и состав персонала организации……………………………..5 1.2 Показатели эффективности использования персонала………………...9 1.3 Пути повышения эффективности используемой рабочей силы (персонала)……………………………………………………………………...15 2. Расчет технико-экономических показателей ………………………….…..20 2.1 Трудовые ресурсы организации………………………………………...20 2.1.1 Понятие и показатели производительности труда………………...20 2.1.2 Расчет показателей использования трудовых ресурсов…………..20 2.2 Основные средства организации……………………………………...21 2.2.1 Понятие и состав основных средств………………………………..21 2.2.2 Расчёт показателей использования основных средств……………21 2.2.3 Расчёт амортизационных отчислений……………………………...24 2.3 Оборотные средства организации…………………………………………26 2.3.1 Понятие и состав оборотных средств………………………………26 2.3.2 Расчёт показателей использования оборотных средств…………...26 2.4 Себестоимость продукции…………………………………………………27 2.4.1 Себестоимость как экономическая категория, её виды……………27 2.4.2 Расчет себестоимости продукции методом калькуляции………….27 2.5 Формирование отпускной цены в организации…………………………..32 2.5.1 Понятие и значение цены…………………………………………….32 2.5.2 Расчет отпускной цены методом прямого счета……………………32 2.6 Прибыль организации……………………………………………………...33 2.6.1 Понятие и виды прибыли…………………………………………….33 2.6.2 Расчет прибыли организации. Определение чистой прибыли…….33 2.7 Показатели рентабельности продукции…………………………………..35 2.8 Технико–экономические показатели работы организации……………...36 Заключение……………………………………………………………………...38 Список используемых источников …………………………………………...40 Приложение А…………………………………………………………………..41 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обоснована важностью для обеспечения эффективной работы предприятия. Так как именно человеческий фактор в большей степени влияет на повышение производительности труда.
Повышение эффективности использования рабочей силы на предприятии во многом означает повышение производительности труда. К факторам роста производительности труда относятся: уровень развития науки, организация производства, производственный опыт, повышение квалификации работников, материальное и моральное стимулирование труда, совершенствование и модернизация оборудования. Обеспечение эффективного функционирование деятельности предприятия во многом зависит от рационального сочетания таких факторов.
Целью курсовой работы является изучение такой экономической категории, как персонал организации и пути повышения эффективности использования рабочей силы. Расчет технико-экономических показателей.
Задачами работы являются:
-
Исследовать персонал организации и пути повышения эффективности использования рабочей силы. -
Изучить сущность и состав персонала организации. -
Исследовать показатели эффективности использования персонала. -
Исследовать пути повышения эффективности используемой рабочей силы (персонала). -
Рассчитать технико-экономические показатели деятельности организации и сделать вывод по эффективности ее работы.
При написании курсовой работы было использовано 10 источников литературы.
1. Персонал организации и пути повышения эффективности использования рабочей силы
1.1 Сущность и состав персонала организации
Персонал (от лат. persona — личность) — это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребенком и т. д.); это совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.
В Беларуси персонал делится по следующим классификационным признакам:
по функциям, выполняемым в производственном процессе;
по характеру фактической деятельности;
по принципу участия в технологическом процессе;
по сроку работы.
По функциям, выполняемым в производственном процессе выделяют шесть категорий персонала:
Рабочие (основные и вспомогательные);
Инженерно-технические работники;
Служащие;
Младший обслуживающий персонал;
Ученики;
Охрана.
По характеру фактической деятельности (роду занятий): в данном случае основанием для отнесения работника к категории ИТР служит не образование, а занимаемая должность.
По принципу участия работников в технологическом процессе: рабочие подразделяются на основных и вспомогательных, а ИТР – на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
По сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.
Отдельная классификация имеется для служащих. В государственных органах работают государственные служащие. К государственным служащим относятся граждане Беларуси, выполняющие обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств государственного бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Беларуси.
Классификация государственных должностей (табель о рангах) предусматривает:
Основное различие между государственными служащими и работниками частного сектора заключается в характере выполнения задач. Деятельность госслужащих протекает в рамках устава и регламента, а наемные работники находятся в договорных отношениях со своим работодателем.
В последние годы наметилась тенденция к использованию отдельных элементов классификации персонала, принятой в западных странах.
В индустриально развитых странах существует несколько иное деление работников на категории.
Различают следующие категории:
Top management, т.е. высшее звено управления (президент или генеральный директор, члены правления);
Middle management – среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
Lower management – низшее звено управления (руководители подотделов, мастера, бригадиры);
Инженерно-технический персонал и конторские служащие («белые воротнички»);
Рабочие, занятые физическим трудом («синие воротнички»);
Работники социальной инфраструктуры («серые воротнички»).
Американское законодательство делит наемный персонал на две основные категории: рядовые исполнители и «представители администрации», т.е. весь управленческий персонал. Это обусловлено тем, что юридическое право на профсоюзную деятельность представлено только рядовым исполнителем.
Персонал является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру.
Штатная структура персонала определяет состав должностей постоянных сотрудников организации.
Функциональная структура персонала характеризует распределение полномочий и ответственности сотрудников.
Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.
Знание социальной структуры коллектива необходимо для принятия обоснованных стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию системы управления.
Квалификация – это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.
По уровню квалификации рабочие делятся на:
неквалифицированных;
малоквалифицированных;
высококвалифицированных.
Квалификация рабочих определяется разрядами.
Специалисты делятся по квалификационным категориям:
специалист 1,2,3, категории;
без категории.
Руководители распределяются по структурам и звеньям управления.
По структурам управления руководители подразделяются:
на линейных;
функциональных.
По звеньям управления руководитель подразделяются:
высшего;
среднего;
низшего.
К менеджерам разного уровня относятся руководители всех звеньев управления, а так же специалисты управленческих служб:
менеджеры по рекламе;
персоналу;
сбыту и др.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Ясно, что управление производством осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается, прежде всего количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений и т.д. И чтобы раскрыть содержание этого специфического вида управленческой деятельности, уточним сначала, что является объектом и субъектом управления.
Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия "управление персоналом". Одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание читателя на организационной стороне управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определение, данное В. П. Галенко: "Управление персоналом - это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий".
Другой подход отражен в определении управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента: "Управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) - область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроль персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками".
Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.