Файл: Лекция 12 Тема Предмет государственного управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- политология (сущность и деятельность государства характеризуется категорией власти);
- социология (государство - как социальный институт);
- экономика (управление производством), история (путь развития);
- права (пределы разрешенных действий);
- Психология (сознание, поведение человека) и др.
Государственное управление - это социальный феномен политически организованной цивилизации. В последнее время, в конце всего ХХ века, он неразрывно связан с эволюцией индустриального общества, которое является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. А именно на пороге XIX-XX веков. анонсировано количественное повышение задачи государственного управления в условиях политической социализации.
Качественное усложнение этих задач проявило технократическое превосходство бюрократической организации над другими формами управления. Переосмысление парадигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия было вызвано глобальными социальными реформами, которые прошли повсеместно в самых разных государствах мира. Процесс модернизации привел к переходу общественного развития мира в постиндустриальную фазу, когда в информационном обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиальное значение.
Существует два основных подхода к раскрытию понятия «государственное управление».
Первый подход характеризуется тем, что государственное управление рассматривается как деятельность органов государственного управления. Такое мнение высказал Лунев А.Е., предложивший рассматривать государственное управление как «организационную деятельность, направленную на объединение, координацию усилий людей, государственных органов, экологических, институциональных, институциональных, институциональных. характер ".
Аналогичную позицию высказали авторы монографии «Менеджмент, социология, право», в которой предлагалось понимать государственное управление как «многогранную деятельность государства, существующую через систему его органов».
С этим утверждением не согласен ряд других ученых, которые предлагают определять государственное управление через термин действие.
Среди приверженцев такого подхода - Атаманчук Г.В., который утверждал, что «сущность государственного управления раскрывается, прежде всего, через такой признак, как влияние властей государства».
Термин «государственное управление» характеризует научную дисциплину, а также сферу практической деятельности, связанную с проблемами общественной организации и регулирования общественной жизни.
Этот эффект состояния можно разделить на два уровня:
- политический менеджмент (что делать и зачем);
- «собственное» государственное управление (как делать и с чем).
Отправной точкой для понимания природы государственного управления является понимание его необходимости, социального состояния и целесообразности.
Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации государственной политики, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, право на самоуправление, справедливость. Например, вам нужны государственные программы для обеспечения необходимого вам минимального уровня жизни или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике есть сферы, в которых рынок не существует (естественные монополии, общественные блага, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где нет государства.
Государственное состояние государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функция которой направлена на удовлетворение потребностей гражданина. Наряду с повседневными жизненными потребностями на государственное управление также влияют политические цели, которые служат для регулирования развития интересов общества в целом. Государственное управление - это акт государственного вмешательства. Он проникает в ткань общества и определяется социальными отношениями, как материальными, так и культурными.
Это означает, что его цель и содержание зависят от:
- с одной стороны, от государства и структур, регулируемых государством общественных процессов;
- с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
Общее направление государственного управления означает установление рациональных (т. Е. Соответствующих имеющихся ресурсов) целей и задач, определяемых необходимостью
С научных позиций рациональное объяснение социальной природы и содержания государственного управления предполагает всестороннее рассмотрение как
системы, так и процесса .
Без системного характера государственное управление существовать не может. В нее входит большое количество государственных органов и общественных структур, большое количество чиновников и других служащих, миллионы человек. Государственное управление состоит из множества управленческих решений и действий. Только системность может дать ему необходимую согласованность, согласованность, подчиненность, целеустремленность, рациональность, эффективность.
Система в переводе с греческого - это целое, состоящее из частей, совокупности взаимосвязанных элементов. E.A. Шаханов пишет: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно задействованных компонентов, в котором взаимодействия и взаимодействия приобретают характер взаимодействия компонентов для получения целенаправленной выгоды».
Ф. Капра считает, что система государственного управления включает:
- организационные структуры государственного аппарата (государственных органов);
- система государственной бюрократии (кадры государственной службы);
- усвоение выполняемых функций и используемого комплекса методов, средств и ресурсов;
- прямые и взаимные отношения между субъектами и объектами управления, необходимые в этих информационных потоках, документообороте и др.
Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование следующих сложных социальных систем:
- система управления - государство как определяющий субъект управления;
- управляемая система - составляющие общества, подлежащие действию государства как объекты управления;
- система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие прямое и обратное, вертикальное и горизонтальное, подчиняющее и поддерживающее и др. галстуки.
Процесс государственного управления представляет собой такую сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с осуществлением публичных полномочий субъектами публичной власти, регулируемыми соответствующими правовыми нормами, всеми юридическими лицами. Наиболее очевидным является приобретение действий, которые приводят к определенной динамике результатов управления. Процесс государственного управления направлен на реализацию и проведение в жизнь принятых законов и политик, провозглашенных высшими органами государственной власти, и, прежде всего, на формирование и реализацию необходимых программ.
Такой подход к управлению означает:
- в первую очередь, необходимость и законность предписанных действий;
- во-вторых, согласование масштабов, предусмотренных объемами реальных ресурсов;
- в третьих, выбор адекватных конкретной ситуации мер действия;
- в-четвертых, объективный контроль за выполнением намеченных действий, исключительно с точки зрения достижения намеченных результатов.
Сущность государственного управления раскрывается через его среду, ресурсы, реализацию решений и контроль.
Изучение социальной среды, в которой существует государственное управление, которая влияет на нее и которая также оказывает на нее взаимное влияние, означает поиск ответов на вопросы по предмету, что является основной причиной этого. По сути, это проблема взаимоотношений государственной власти, государственного управления (бюрократии), гражданского общества и взаимодействия политических институтов в процессе формирования и осуществления государственного управления.
Гражданское общество - это не что-то самостоятельное и относительно независимое от государства, общественной жизни, включающее не только экономическую сферу, но и источники культурных и любительских инициатив. Демократизация - классический шаг в направлении автономии гражданского общества по отношению к государственному аппарату.
Различные течения общественного мнения доказывают, что не может быть демократии, если гражданское общество не автономно по отношению к государственному аппарату.
Однако это необходимое, но еще не адекватное условие демократии. В то же время полная автономия гражданского общества относительно невозможна для государства, в большей степени как на данном этапе, так и с точки зрения будущего общественного развития. Более того, гражданское общество в современном понимании - это не набор институтов, находящихся в пределах государства, а форма их объединения в единый образ гражданской жизни, и прежде всего отношения между обществом и экономической практикой. В современных условиях создается качественно новая запутанность и взаимозависимость структурных и функциональных характеристик гражданского общества, создается новая конфигурация его отношений с государством. не ложатся в постель старых представлений о приобретении независимых государств от социальных образований и каналов связи. Власть исходит не только от государства и основана не только на принуждении. Он имеет множество корней, когда переплетаются государственные и негосударственные институты, и действует не только сверху вниз, но и снизу вверх.
Окружающая социальная среда складывается из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и должна обеспечивать как можно более политическую и правовую основу, а также объективно приемлемую форму. Эти элементы включают конституцию и законы, определяющие государственную структуру, разделение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и социальные обязательства государства, бюджетный процесс и налоговую систему.
Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и другие ресурсы государства, которые могут быть выделены для решения соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние ресурсы, другие внешние займы. Определенная часть государственных финансовых ресурсов выделяется в виде различных фондов, программ. Качество распределения ресурсов - самый надежный показатель учета общественных интересов в процессе государственного управления. В свою очередь, параметрами данного показателя являются соотношение заявленных мэром и имеющихся ресурсов, социально-приоритетные, целевые и субконтрольные их использования в процессе взаимоисключающих представительских и независимых представителей.
Исполнение решений включает в себя множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных социальной средой и обеспеченных тем или иным уровнем ресурсов.
В них входят:
- процесс принятия и реализации решений, касающихся, прежде всего, формирования и реализации государственных программ;
- технологии государственного управления, связанные с методами управления в кризисных ситуациях, информационными и коммуникационными процессами;
- организационная и экономическая поддержка традиций и культуры;
- предоставление налоговых льгот;
- выдача госзаказа или выполнение госзакупок и др. То же самое относится к программам, проектам помощи, займам и займам, существующим и предоставляемым международными организациями и отдельными государствами в результате межправительственных соглашений. Это предпочтительная сфера деятельности исполнительных органов государственной власти.
Контроль включает в себя законные меры всеобщего и постоянного мониторинга и корректировки выполнения различных мероприятий государственного управления, таких как, например, государственная целевая программа или ситуационная. Эти меры включают контроль и принятие решений, а также их выполнение (по показателям объема, по своевременности распределения и доставки