Файл: Свободное время молодёжи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практически все отечественные исследователи в определении свободного времени базируются на мнении К. Маркса о делении свободного времени на досуг и время более возвышенной деятельности. По нашему мнению, подход К. Маркса не утратил своей научной значимости и сегодня.

Многие современные исследователи (в том числе A.B. Арямов, Т.В. Арямова) возвращаются к отождествлению понятий «досуг» и «свободное время» [3, с. 13].

Учёные социологи Ш. Эйзенштадт и Р. А. Стеббинс внесли весомый вклад в изучение молодёжной культуры и досуговой активности, большинство современников в своих исследованиях ссылается на их работы.

По теории Ш. Эйзенштадта, проблема молодежи состоит в ее неопределенном статусе, а молодежная культура как форма проявления досуговой активности ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодежи по поводу ее статуса. Все формы и виды культуры молодежи имеют схожие функции: «успешная адаптация в обществе, присвоение первичного статуса, облегчение эмансипации от родителей, передача особых ценностей, представлений и удовлетворение потребностей в общении».

Важное место в теории Эйзенштадта отводится понятию «равные группы». Молодежная досуговая активность – «это активность групповая, которая становится центром социальной жизни молодежи, главным пунктом в молодежном поведении».

Р.А. Стеббинс, рассмотрев информационную эпоху с точки зрения человека, пробующего приспосабливаться к изменившемуся миру, поставил перед собой задачу – осветить интересные и вызывающие удовлетворение виды деятельности после работы или учебного труда и показать, как люди могут преобразовывать свое свободное время в оптимальный стиль досуга. Он выделил «несерьезный» и «серьезный» досуг, сосредоточив внимание на последнем. Серьезный досуг означает устойчивые занятия любителя или участника общественной самодеятельности, увлекающие человека своими возможностями. Он имеет длительные преимущества: «самореализация, самовыражение, духовный рост, возрождение или обновление личности, чувство достижения и др.» [12, с. 90]. Участники серьезного досуга идентифицируют себя с выбранными занятиями и в течение длительного времени совместно удовлетворяют общие интересы.

    1. Специфика молодежи как социальной группы


Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи, как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом.

Считается, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью; а концом молодости - момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого.

Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости - к независимости и от безответственности - к ответственности.

В этом смысле понятие молодежи - это социальный конструкт, некий обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста (Фрисом были предложены границы от 11 до 28/30 лет), для которых характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам [14].

В имперский период российской истории интерес к изучению молодежной проблематики был обусловлен развитием капиталистических отношений и системы образования, процессом социального расслоения, участием молодежи в политических процессах и ростом проявлений молодежного экстремизма, кризисом традиционной семьи как института социализации. При этом, как отмечает В.А. Луков, «на начальном этапе становления теорий молодежи социологические мотивы встречаются редко, они не обладают признаками теории и представляют собой главным образом отдельные аспекты других тем, разрабатываемых социологами. Таково, например, обращение Питирима Александровича Сорокина (1889—1968) к молодежной проблематике в статье "Кризис современной семьи" (1916): "молодое поколение" выделяется автором как общность со статусом "социализируемые"». Помимо П.А. Сорокина среди российских социологов, так или иначе затрагивающих молодежную проблематику в подобном контексте в рамках своих исследований, следует отметить Н.И. Кареева, А.С. Изгоева, незаслуженно забытого современными исследователями в социологии молодежи Л.А. Тихомирова, А.А. Кауфмана, Е.П. Радина, Н.В. Сперанского. Также не лишним будет упомянуть работы, затрагивающие предметное поле социологии молодежи, психологов М.М. Рубинштейна, Н.А. Рыбникова, историка и экономиста В.В. Святловского, исследовавших положение, численный состав молодых рабочих на производстве экономистов-статистиков И.И. Янжула и С.В. Берштейн-Когана.



А.С. Изгоев занимался исследованием "интеллигентной молодежи", ее статуса в современном ему обществе, проблем воспитания и взаимоотношения с родителями и окружающими, участия "интеллигентной молодежи" в революционных процессах. Отмечая отсутствие в семьях российской интеллигенции особого влияния родителей на детей, а часто и отсутствие духовной связи молодых людей с семьей, он констатировал значимое влияние ближайшего окружения молодых людей на процесс формирования их личности при обучении в средней школе и высших учебных заведениях. Изучая как положительные, так и негативные характеристики современной ему российской "интеллигентной молодежи", он констатировал явную неэффективность деятельности целого ряда агентов и институтов социализации, поскольку идеалом интеллигентного молодого человека по ходу данного процесса становился "профессиональный революционер, года два живущий тревожной, боевой жизнью и затем погибающий на эшафоте".

Л.А. Тихомиров, как бывший идеолог революционного движения в России, с охранительных позиций в ряде своих работ затрагивал вопросы, связанные с участием молодежи в политических процессах, в революционных экстремистских и террористических организациях, формированием ее духовно-нравственных идеалов и соответствия их национальным идеалам. Считая молодежную проблематику "вопросом о будущем страны"7, Л.А. Тихомиров выделял характерные особенности положения молодежи как особой социальной и возрастной группы, ее сильные и слабые стороны.

Сильную сторону молодежи, на его взгляд, "составляют интенсивные нравственные побуждения. Но рядом с этим неизбежную слабую сторону всякой молодежи современной, как и прошлой и будущей, всегда составляет незрелость, а стало быть, и несамостоятельность умственная. Ни за эти хорошие, ни за эти плохие качества молодежь нельзя особенно ни хвалить, ни порицать, потому что, в конце концов, это дело возраста" [7, с. 204].

Подводя итог и обобщая, можно сказать, что в социологии под молодежью понимают:

- поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 35 лет;

- социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации;


- в широком смысле - обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, а в узком - социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей;

- большую общественную группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования;

- главную общественную ценность особого рода; это не только демографическое, но также экономическое социальное и политическое понятия; это объективное общественное явление, всегда выступающее как большая специфическая возрастная подгруппа, являющаяся носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, а социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации [11, с. 103].


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СРЕДИ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ МОЛОДЕЖИ





    1. Свободное время учащейся молодежи

Изменения в социально-экономической жизни российского общества, произошедшие в последнюю четверть века, в значительной мере повлияли на содержание и формы свободного времени молодежи. Молодежь города получила более широкие возможности для использования свободного времени не только для отдыха и развлечений, но и, что особенно важно, для саморазвития. Этому в немалой степени способствовало появление серьезных технических возможностей, новых форм проведения свободного времени. В том числе компьютер, Интернет, их производные. Они стали важнейшими и неотъемлемыми элементами структуры свободного времени молодежи. Сегодня молодежь активно использует такие формы как: работа за компьютером, чтение новостей, просмотр видео, прослушивание музыки, чтение книг; компьютерные игры; общение в социальных сетях и форумах; творчество на компьютере web-дизайн, сочинение музыки).

Произошло изменение отношения молодежи к общественной деятельности. В советский период времени, участие в общественной жизни являлось для всех граждан обязательным, поскольку эта деятельность не только повышала уровень духовной культуры, но и являлась одним из воспитательных моментов в формировании политического сознания, ответственности перед советским обществом. Поэтому большинство советской молодежи второй половины XX в. участвовало в общественной жизни, но, несмотря на такую массовую активность, ее степень была различна [10, c. 155].

Общественная деятельность молодежи крупного города в действительности занимает небольшую долю в общем бюджете времени, в основном это касается студенческой и школьной молодежи, которая прежде всего связана с организацией мероприятий в учебном заведении, в том числе организация спортивных состязаний, олимпиад, различного рода торжеств, причем организаторами этих мероприятий является школьный или студенческий актив, а в основном это одни и те же люди (активисты, отличники, артисты, спортсмены) [3].