Файл: Методические рекомендации распечатано СанктПетербургское психологическое общество.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Санкт-Петербургское психологическое общество |
О работе медицинского психолога в учреждениях здравоохранения |
Методические рекомендации |
распечатано |
Санкт-Петербургское психологическое общество
Saint-Petersburg psychological association
http://spbpo.ru/info.php?ID=1_5_2#1
199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, комн. 209а
Тел./факс (812) 305-06-42, эл. почта spbpo@psy.pu.ru
О РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Методические рекомендации
Методические рекомендации содержат основные положения деятельности медицинского психолога в учреждениях здравоохранения и адресованы администрации учреждений здравоохранения для руководства и контроля над работой психологов и психологам в качестве методических указаний в практической работе.
В подготовке настоящих рекомендаций участвовали:
Фалалеева О.И., главный психиатр департамента здравоохранения Вологодской области;
Гиндин Г.И., главный медицинский психолог департамента здравоохранения Вологодской области;
Прахов В.Е., главный врач ГУЗ "ВОПБ", кандидат медицинских наук заслуженный врач РФ.
Автор-составитель:
Денисова Т.Н., медицинский психолог высшей категории, кандидат психологических наук.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение – 4 стр.
Участие медицинского психолога в решении задач дифференциальной диагностики в психоневрологической клинике – 5 стр.
Особенности работы психолога в детских и подростковых психоневрологических и соматических учреждениях (подразделениях) – 7 стр.
Установление динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности проводимой терапии – 8 стр.
Участие в экспертной работе – 9 стр.
Участие медицинского психолога в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе – 10 стр.
- Психокоррекция и психотерапия зависимостей – 11 стр.
- Психокоррекция, психотерапия и реабилитация в неврологической и соматической клинике (подразделениях) – 12 стр.
Построение и порядок проведения экспериментально-психологического обследования
1. Построение психологического эксперимента – 14 стр.
2. Порядок проведения психологического обследования – 15 стр.
Организационные вопросы работы медицинского психолога.
1. Психологический кабинет (лаборатория) – 16 стр.
Должностные обязанности медицинского психолога, участвующего в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи. Нормативы нагрузки – 17 стр.
Нормативы психокоррекционной и психотерапевтической работы медицинского психолога – 21 стр.
Приложения
1. Приложение 1 – 23 стр.
2. Приложение 2 – 24 стр.
3. Приложение 3 – 25 стр.
4. Приложение 4 – 26 стр.
5. Приложение 5 – 27 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость появления данных рекомендаций обусловлена утверждением в современной медицине целостного подхода к личности пациента, с учётом взаимодействия социальных, духовных, психических и биологических факторов. В связи с этим возрастает роль медицинской психологии в структуре специализированной (психиатрической, наркологической, психотерапевтической) и общетерапевтической помощи населению, увеличивается число специалистов-психологов в психиатрии, психотерапии, наркологии, общесоматических учреждениях здравоохранения, возникает потребность в упорядочении деятельности медицинских психологов, уточнении их должностных обязанностей и нормативов работы.
Медицинская психология представляет собой отрасль психологии, использующую психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний. Предмет медицинской психологии составляет применение методов психологии для изучения психических проявлений болезней; особенностей личности больного и его отношений: роли психического фактора в развитии, лечении, предупреждении заболеваний. Медицинская психология делится на две основные области:
1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо врожденными, в частности генетическими, аномалиями;
2) применение психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.
Важными разделами медицинской психологии являются патопсихология, нейропсихология, психологические основы психотерапии и реабилитации больных. Патопсихология как раздел медицинской психологии, находящийся на стыке с психопатологией и психиатрией, играет ведущую роль в клинике нервно-психических заболеваний. Патопсихологию определяют как отрасль психологической науки, изучающую болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности. Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для практики психиатрии; их данные используются при решении вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской), восстановления трудового, социального статуса больного, коррекции невротических состояний.
Развитие концепции реабилитации, основным принципом которой является обращение к личности больного, по-новому поставило вопрос о месте и роли психологов в деятельности психиатрических и общесоматических учреждений здравоохранения учреждений и существенно расширило стоящие перед ними задачи. Особое значение приобретает вопрос о привлечении психологов к участию в проведении психотерапевтической и психокоррекционной работы, которой отводится важная роль в системе восстановительного лечения (реабилитации) вне зависимости от нозологической принадлежности и выраженности патологического процесса.
Конкретное содержание работы психолога может широко варьировать в зависимости от типа учреждения здравоохранения (психиатрическая больница, стационар для больных неврозами и пограничными состояниями, психоневрологический диспансер, наркологическая клиника и другие специализированные, либо общесоматические отделения), контингента больных (возраст, вид и степень выраженности расстройства).
Основные разделы работы медицинского психолога определяются его участием в:
-
решении задач дифференциальной диагностики; -
оценке структуры и степени нервно-психических расстройств; -
диагностике психического развития и выборе путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; -
исследовании личности, социальной среды и социальных позиций пациента в целях получения данных для функционального диагноза; -
оценке динамики нервно-психических нарушений и учете эффективности терапии; -
экспертной работе; -
психокоррекционной, психотерапевтической, реабилитационной работе с пациентами, их родственниками, персоналом лечебных подразделений; -
улучшении производственного климата подразделений и проведении образовательных программ по медицинской психологии, задачи психогигиены и психопрофилактики, санитарной пропаганды.
УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА
В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
Экспериментально-психологическое исследование в качестве источника дополнительных данных для уточнения нозологического диагноза может оказаться необходимым в диагностически сложных случаях, особенно при атипичных и бедных клиническими проявлениями вариантах заболевания, в начальных стадиях и в периоде ремиссии. Чаще всего задачи дифференциальной диагностики возникают при необходимости отграничения начальных проявлений и форм шизофрении от неврозов, психопатий, патологических развитий личности и органических заболеваний мозга, алкоголизма с психотическими явлениями, при распознавании стертых или "маскированных" депрессий, диссимулируемых бредовых переживаний, некоторых форм патологии позднего возраста.
Одним из путей решения задачи применения патопсихологических данных для дифференцированной нозологической диагностики может служить разработанное и апробированное в лаборатории психологии ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского выделение патопсихологических симптомокомплексов(синдромов). Патопсихологический симптомокомплекс - это относительно специфический паттерн внутренне связанных, родственных по происхождению (патогенезу) и механизмам развития психологических феноменов (симптомов) - признаков нарушения поведения, эмоционального реагирования и познавательной деятельности, несущих информацию об уровне (глубине), объеме (тяжести) психического поражения и некоторых его нозологических характеристиках (диагностической "окраске").
Наиболее часто в психоневрологической практике встречаются следующие патопсихологические симптомокомплексы: шизофренический, органический, психопатический и симптомокомплекс психогенной дезорганизации психической деятельности.
Для шизофренического патопсихологического симптомокомплекса наиболее характерны симптомы распада мыслительных процессов, признаки диссоциации личностно-мотивационной и операциональной сфер мышления, специфические нарушения динамики мыслительной деятельности.Эти основные расстройства проявляются при патопсихологическом исследовании в нецеленаправленности мыслительного процесса, непоследовательности суждений, специфическом эмоционально выхолощенном и бесплодном резонерстве, символике, искажении процессов обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации слабых и латентных признаков предметов и понятий, феноменах патологического полисемантизма (многосмыслия), причудливости, несоответствия, выхолощенности ассоциаций, фрагментарности восприятия, своеобразных изменениях внимания и умственной работоспособности, связанных с мотивационными расстройствами, в нарушениях критичности мышления и неправильной самооценке.
В органическом симптомокомплексе преобладают изменения операциональной сферы мышления и процессов памяти по типу снижения интеллектуальных и мнестических возможностей, исследуемых в сочетании с относительной сохранностью личностно-мотивационной сферы мышления, достаточной адекватностью эмоциональных реакций. Отмечаются выраженная тенденция к образованию конкретно-ситуационных связей, обстоятельность суждений, снижение всех видов запоминания, замедленность, примитивность, стереотипность ассоциаций, нарушения умственной работоспособности с истощаемостью, лабильностью внимания, субъективной утомляемостью и колебаниями качества ответов по мере увеличения интеллектуальной нагрузки, снижение критичности мышления при относительно верной самооценке.
Психопатический симптомокомплекс складывается из характерных явлений нарушений самооценки, неадекватного уровня притязаний( чаще завышенного), аффективной обусловленности поведения, расстройств прогностической и регуляторной функций мышления со своеобразным эмоционально насыщенным рассуждательством (резонерством), неустойчивостью мотивации в процессе обобщения, выраженной аффективной логикой суждений при затрагивании наиболее личностно значимых тем, явлениями парциальной некритичности при оценке своего поведения и ситуации.
Основу патопсихологического симптомокомплекса психогенной дезорганизации психической деятельности, свойственного реактивным психозам, составляют характерные признаки специфической хаотичности, нецеленаправленности деятельности, своеобразные "искажения" процесса обобщения с выделением аффективно значимых признаков предметов, с аффективно обусловленными задержками, затруднениями, нарушениями в операциях обобщения и абстрагирования. Отмечается снижение уровня обобщений, чаще динамического характера (выделение конкретно-ситуационных признаков). Обнаруживаются затруднения при понимании логических связей событий, неспособность осмысления относительно несложных наглядно-образных ситуаций с искаженной переработкой сюжета, вытеснением эмоционально значимого ( отрицательно окрашенного) компонента. Характерны также динамические нарушения конструктивных способностей (праксиса) привычных навыков, памяти (всех ее видов), сочетающиеся с трудностями переключения внимания, замедленным и неравномерным темпом психической деятельности.