Файл: Методические рекомендации распечатано СанктПетербургское психологическое общество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



     При некоторых случаях деперсонализации и дереализации, квалификация которых бывает затруднена, нейропсихологическое исследование гнозиса и праксиса может помочь их отграничению от внешне сходных нарушений высших корковых функций у больных с органическими заболеваниями и очаговыми поражениями головного мозга. 


     При дифференциальной диагностике депрессивных состояний психолог чаще всего привлекается к участию в решении двух основных задач. Одна из них - установление происхождения депрессивного состояния, его нозологической природы, и состоит в определении значимой роли психологических факторов (ситуационных и личностных) в картине болезни и тем самым ее возможного психогенного происхождения или в обнаружении органических изменений психической деятельности. Другая заключается в идентификации самого депрессивного состояния, распознавании скрытых "маскированных" депрессий и их отграничения от апатических и неврозоподобных картин. Особое значение может иметь обнаружение диссимулируемых суицидальных тенденций, которые можно выявить при использовании соответствующих приемов психологического исследования. 

Данные психологического исследования могут быть использованы при разграничении различных психических нарушений у больных пожилого и старческого возраста - для различения типов деменции, нарушений памяти, общего психического снижения. Существенное значение психологическое обследование (с применением методов нейропсихологии) может иметь при дифференциации атеросклеротической деменции от болезней Пика и Альцгеймера, характеризующихся своеобразными очаговыми выпадениями речи, нарушениями праксиса и гнозиса в отличие от общего снижения интеллекта с характерными изменениями эмоциональности при церебральном атеросклерозе. 


     Особо эффективным является сотрудничество психолога и врача в клинике неврозов и пограничных состояний. Психологическое обследование в этих случаях включает в себя описание той или иной дисфункции и интерпретацию ее психологических механизмов на основе анализа личности и выделения таких ее особенностей как неадекватные социальные установки, повышенный уровень притязаний или наличие противоположно направленных стремлений, которые в определенном соотношении с ситуационными факторами приобретают патогенетическое значение. Подобный анализ помогает не только уточнению клинической диагностики внутри группы неврозов, психопатий и других пограничных состояний, но и способствует более глубокому раскрытию сущности болезненного состояния и его патогенеза, содействует рациональному выбору психотерапевтических, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий. 



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

В ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ И СОМАТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ)
Перед медицинским психологом, работающим с детьми и подростками, ставятся задачи определения степени умственного развития аномального ребенка и выбора путей его общеобразовательного и трудового обучения, прогноза его обучаемости, установления рационального соотношения между собственно педагогическими и лечебными мерами компенсации выявившейся аномалии, разработки коррекционных рекомендаций, проведения психокорекционных занятий. Для решения этих задач психолог должен использовать данные детской возрастной психологии о развитии высших психических функций, владеть специфическими приемами и методами психокоррекционной работы с детьми. Чаще всего психологи имеют дело с двумя вопросами - о причинах неуспеваемости и (или) степени и структуре отставания в психическом развитии, с одной стороны, и о трудностях поведения у психически здоровых детей и подростков, с другой стороны. Отставание в психическом развитии может быть связано как с наличием олигофрении, так и с другими причинами: педагогической запущенностью, последствиями длительной астенизации, прогредиентными психическими заболеваниями. Медицинский психолог может квалифицированно оценить не только степень и характер задержки умственного развития, но и сделать вывод о потенциальных возможностях отстающего ребенка, используя в своей работе принцип построения эксперимента по типу "обучающего". Отсюда следует заключение о соответствии возможностей ребенка требованиям массовой школы или необходимости направления ребенка на обучение в специализированные заведения. Психологическое исследование также может помочь психиатру обнаружить лежащее в основе задержки умственного развития процессуальное психическое заболевание, требующее лечебного вмешательства.

 
  Другую сторону работы медицинского психолога в детских и подростковых учреждениях составляет его участие в обследовании и коррекции поведения так называемых трудных детей. Нарушения поведения у таких детей могут быть связаны с неправильным воспитанием в семье, педагогическими просчетами, могут быть выражением пубертатных кризисов, различных акцентуаций характера. Эти отклонения и акцентуации корригируются с помощью различных воспитательных мероприятий педагогами, воспитателями и родителями с учетом рекомендаций психолога. В других случаях указанные трудности являются проявлениями невропатии, патологического развития личности подростка, остаточной органической патологии или является симптомом процессуального заболевания. Применение психологического исследования оказывается в этих случаях полезным для получения важной диагностической информации. Своевременная диагностика указанных расстройств психики, нарушений социальной адаптации является базисом для профилактики таких актуальных сегодня проблем, как детская беспризорность, ранняя алкоголизация и наркотизация. 




     Важнейшей составляющей работы детского медицинского психолога является психокоррекция. Для решения этой задачи психолог должен владеть различными приёмами игровой психотерапии. В отделении (подразделении) должна быть специальная игровая комната размерами не менее 3,5х 4,5 м с набором игрушек и игровых материалов. 
Игрушки и материалы для игровой комнаты можно сгруппировать в три большие класса:


  1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, куклы с пустым лицом, машинки, лодки, игрушечная магазинная касса и т.п.

  2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. Игрушечные солдатики, ружья, резиновые ножи, игрушки, изображающие диких животных, глина.

  3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления негативных эмоций. Песок, глина, вода - наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов, т.к. они не имеют структуры и могут превращаться во что угодно. Требуется также наборы кубиков, красок, палитра.


Медицинский психолог, работающий в соматической детской клинике, выполняет, как правило, задачу психокоррекционной работы с детьми с целью снятия напряжения и страха у госпитализированного ребёнка. Сама ситуация госпитализации, когда ребёнок находится в незнакомой обстановке, где с ним производят различные неприятные процедуры, вызывает у него тревогу. Если у детей нет возможности в приемлемой форме выражать свои страхи и справляться с ними, могут возникать новые эмоциональные проблемы, и приспособляемость будет нарушена. В больницах США, например, внедрена программа "Жизнь ребёнка", широко использующая приёмы и методы игровой психотерапии. В специально оборудованных игровых комнатах, используя медицинские инструменты (стетоскоп, шприц, марлевые повязки и т.п.), а также кукол и игрушечных зверей, специалист знакомит детей с медицинскими процедурами в процессе целенаправленной игры, и тем самым беспокойство ребёнка значительно уменьшается. Кроме того, в процессе игры дети часто отыгрывают то, что им уже довелось пережить. 


УСТАНОВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

И УЧЕТЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМОЙ ТЕРАПИИ
Психологический эксперимент позволяет фиксировать структуру нарушения психики не только одномоментно, но и дает возможность обнаружить изменение в психическом состоянии больного на различных этапах течения болезни. С его помощью можно также учитывать изменения в психическом состоянии человека, которые возникают при медикаментозном воздействии. Решение этих вопросов достигается при неоднократном обследовании больного методиками одинаковой сложности, но различающимися по конкретному содержанию. Важно также исключить возможность упражняемости. В подразделениях пограничных состояний психолог может оценивать эффективность проведенной индивидуальной и групповой психотерапии.

УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЕ
Психологическое обследование является важным элементом психиатрических экспертиз (медико-педагогической, врачебно-трудовой, военно-врачебной, судебно-психиатрической, судебной психолого-психиатрической). В зависимости от вида экспертизы и содержания поставленных перед экспертом вопросов психологическое обследование подчиняется тем или иным задачам. 


     В случаях врачебно-трудовой экспертизы наиболее важным аспектом деятельности психолога является получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения. 


     Большое значение имеет здесь оценка психофизиологического состояния испытуемого, оценка выносливости, утомляемости, лабильности волевого усилия и др. психофизиологических характеристик. Необходим как учет отношения больного к своему заболеванию, субъективная оценка им своих трудовых возможностей, так и возможностей коррекции состояния пациента. 


     Обследования для военно-врачебной и судебно-психиатрической экспертизы, как правило, существенно не отличаются от обычных психодиагностических обследований. Но следует иметь в виду два важных в этих случаях обстоятельства. Одно из них связано с нередкой заинтересованностью испытуемого в содержании экспертного решения и возможностью установочного поведения с тенденции к аггравации или диссимуляции. При этом оказывается необходимым выявление структуры, характера и степени действительных нарушений, маскируемых притворным поведением. С другой стороны, сама экспертная ситуация (особенно судебно-психиатрическая), как и предшествующие ей события, неизбежно вызывают особое эмоциональное состояние, требующее учета при проведении исследования и интерпретации его результатов. Особенно важно учитывать эти обстоятельства при проведении комплексной психолого-психиатрической или самостоятельной судебно-психологической экспертизы, которые предъявляют особые требования квалификации психолога и занимают значительно больше времени, чем простые психодиагностические обследования. В рамках проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) психолог, наряду с врачами-психиатрами, входит в состав экспертной комиссии, где выступает в роли самостоятельного эксперта. При КСППЭ сохраняются все требования, предъявляемые к полному психодиагностическому обследованию, кроме того, психолог проводит специально направленную
беседу с испытуемым о ситуации правонарушения, изучает и анализирует материалы уголовного дела и медицинскую документацию, составляет выписки, необходимые для экспертного заключения. По окончании обследования психолог обязан в пределах своей компетенции ответить на вопросы судебно- следственных органов, при этом его выводы должны быть развернуты, обоснованы и аргументированы. Судебно-психиатрическая и комплексная СППЭ проводятся амбулаторно или стационарно, причем амбулаторные комиссии, как правило, рассматривают диагностически более простые случаи, не требующие длительного наблюдения. 

Задачи, стоящие перед психологом, проводящим экспертное обследование, существенно отличаются от проблем обычного психиатрического стационара, где психологическая диагностика играет обычно вспомогательную роль, определяется необходимостью установления диагноза, назначения медикаментозного лечения или психокоррекционных мероприятий. При проведении СПЭ точная диагностика и объективная оценка психического состояния испытуемого приобретает особое значение, поскольку наличие психического расстройства является медицинским критерием при решении вопроса о способности субъекта (в том числе и не в полной мере) осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Кроме того, в СПЭ чаще встречаются испытуемые с пограничными психическими расстройствами, впервые диагносцируемыми заболеваниями и с так называемой "стертой" симптоматикой. Поэтому возрастает потребность в данных экспериментально-психологического обследования пациента, дающих объективную информацию об особенностях когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер пациента. Все это значительно повышает ответственность, в том числе и законодательную, психолога при проведении экспериментального исследования, анализе полученных результатов и написании заключения, возрастает цена диагностической ошибки. Помимо этого, психологом проводится и самостоятельное экспертное обследование в тех случаях, когда назначена КСППЭ, что требует от психолога специальных познаний и широкой подготовки не только в области медицинской, но и судебной, возрастной и прочих разделах психологической науки, а также психиатрии.