Файл: Методические рекомендации распечатано СанктПетербургское психологическое общество.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бланковые методики: простые аналогии, сложные аналогии, существенные признаки, прямые и обратные ассоциации, пиктограмма, бланки для исследования опосредованного запоминания, исключение понятий, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Пьерона-Рузера, методика Эббингауза. Наборы тестов, бланков и ключей для ММРI, TAT, методики Розенцвейга, методики Роршаха, методики Люшера, теста Сонди, теста "руки", теста Кэттелла, а также бланки протоколов экспериментально-психологического обследования.
Примечание: в последнее время появилось много новых методик, которые допустимо использовать при психологическом обследовании при условии их научно-теоретической обоснованности и практической апробации на соответствующих выборках.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА,
УЧАСТВУЮЩЕГО В ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. НОРМАТИВЫ НАГРУЗКИ
Медицинский психолог - специалист с высшим психологическим образованием по специальности "психология" и получивший дополнительную подготовку на факультете последипломного образования по медицинской психологии, владеющий различными методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования.
Должностные обязанности
Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов. Выявляет условия, препятствующие гармоническому развитию личности пациента или затрудняющие его. Осуществляет мероприятия по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию, посредством чего оказывает помощь пациентам, их родственникам и медицинскому персоналу в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические обследования и длящиеся диагностические наблюдения за пациентами, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические механизмы и патогенные поведенческие стереотипы. Совместно с врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов. Совместно с врачом выполняет работу по профориентации пациентов с учетом их ценностных установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов. Проводит работу по обучению медицинского персонала в области медицинской, социальной психологии и деонтологии, оценивает эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Психолог проводит экспериментально-психологическое обследование испытуемого по назначению лечащего врача, который соответствующим образом оформляет направление на обследование (Приложение 1). Нормативы психодиагностической работы (нагрузки) психолога, работающего в системе психиатрической помощи, в проанализированных источниках варьируются от 8-10 до 25-30 заключений в месяц. Очевидно, это связано с недостаточной определенностью в вопросе необходимого количества предъявляемых методик, необходимого объема заключения и пр. В отдельных случаях не требуется проведение полного психологического обследования, например, в работе с больными неврозами часто требуется только выявление особенностей личности и эмоционально-волевой сферы, в некоторых случаях требуется только обследование познавательной сферы и т.п. Как показывает практика работы психологической службы ГУЗ "Вологодская областная психиатрическая больница", целесообразно разделение заключений по формам, в зависимости от целей и задач обследования, количества предъявляемых методик, общих трудозатрат на одно заключение, объема самого заключения.
Выделяются 4 формы заключений:
Форма 0:
-
Заключение по данным нейропсихологического обследования, как обследования повышенной сложности, требующего высокой квалификации медицинского психолога. -
Заключение для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, представляющее собой полное психодиагностическое обследование и ответы эксперта- психолога на поставленные вопросы.
Форма 1:
Заключение по данным полного психодиагностического обследования. Как правило, проводится в связи с задачами дифференциальной диагностики, уточнения степени и глубины расстройств психической деятельности, выявления сохранных и нарушенных звеньев психики, при решении экспертных вопросов.
Форма 2:
Заключение по данным частичного обследования - сенсомоторной, познавательной, либо эмоционально-волевой и личностной сфер. Как правило, проводится в клинике неврозов (уточнение личностных особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы).
Форма 3:
Заключение по данным обследования с помощью опросника ММPI с подробным анализом личностного профиля испытуемого. Показано для выявления личностных особенностей испытуемого, оценки эффективности проводимой психотерапии, как индивидуальной, так и групповой.
Предлагается набор необходимых методик, которые следует применять в обследовании (базовые методики) и набор дополнительных методик, которые могут варьироваться на усмотрение специалиста-психолога.
Для удобства подсчета общее количество заключений за отчетный период сводится к количеству заключений по форме 1.
Учитывая время, необходимое на проведение обследования, анализ результатов и написание заключения, нормативные нагрузки работы медицинского психолога могут составлять 16 заключений по форме 1 в месяц на одну ставку медицинского психолога (при 36-часовой рабочей неделе) - в стационаре. В амбулаторной службе - 20 заключений по форме 1 в месяц. В конце месяца психолог представляет отчет о своей работе (Приложение 2).
Ниже представлены
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ и ЗАКЛЮЧЕНИЯМ.
К заключению по форме 1 (общие трудозатраты на 1 заключение 9-10 часов):
Исследование сенсомоторной сферы и внимания | |
Базовые методики: | Дополнительные методики: |
Таблицы Шульте и их модификации | Счет по Крепелину Корректурная проба Методика Кооса Нейропсихологические пробы Отсчитывание М-ка Когана |
Исследование познавательной сферы (память, мышление, интеллект, ассоциативные процессы) | |
Заучивание 10 слов Опосредованное запоминание (по Леонтьеву или пиктограмма) Вербальные ассоциации Существенные признаки 4-й лишний (исключение предметов) Сравнение понятий | Запоминание с учетом интерференции Зрительное запоминание (сюжетные картинки) Классификация предметов Интерпретация пословиц и метафор Установление последовательности событий Простые и сложные аналогии Объяснение смысла и содержания сюжетных картин Отсчитывание Методика Кооса Тест Равена Тест Векслера (субтесты) Проба Эббингауза Нелепые картинки Нейропсихологические субтесты |
Исследование эмоционально-волевой сферы и личностной сферы | |
Исследование самооценки + беседа Тест Люшера Вариант проективного рисунка (рисунок человека, дом-дерево-человек, несуществующее животное и пр.) | ММРI Тест Розенцвейга М-ка незаконченных предложений М-ка диагностики ценностных ориентаций М-ка оценки уровня притязаний Тематические ассоциации Тест Кеттелла Тест Сонди Тест "Рука" ТАТ Тест Роршаха М-ка Лири УСК Цветовой тест отношений |
К заключению по форме 2 (общие трудозатраты на 1 заключение 5-6 часов): Исследование одной-двух из указанных сфер.
Все базовые методики по обследованию определенной психической сферы плюс 2-3 из дополнительных (на усмотрение психолога).
Два заключения по форме 2 приравниваются к одному заключению по форме 1.
К заключению по форме 3 (общие трудозатраты 3-4 часа):
Опросник ММРI с интерпретацией личностного профиля.
Три заключения по форме 3 приравниваются к одному заключению по форме 1.
К заключению по форме 0 (общие трудозатраты 20-25 часов):
Одно заключение по форме 0 приравнивается к трём заключениям по форме 1 - в стационаре, к двум заключениям по форме 1 - в амбулаторной службе.
Примечание:
1. При исследовании пациентов: со сниженным интеллектом; дефектами слуха, зрения; с общим плохим соматическим состоянием допускается уменьшение количества предъявляемых методик. Аналогично - при обследовании больных в условиях амбулаторной службы при дефиците времени.
2. Список дополнительных методик не может быть приведен полностью вследствие их большого количества.
3. При психологическом исследовании детей включаются методики, специфичные для данного контингента испытуемых.
Нормативы психокоррекционной и психотерапевтической работы
медицинского психолога:
А. Групповая психокоррекционная работа.
Любая групповая работа требует тщательной теоретической и методической подготовки, анализа предыдущих занятий и поведения каждого ее участника, оценки динамики в состоянии каждого члена группы. С учетом этих условий рекомендуется проведение двух групповых занятий в день на ставку медицинского психолога, включающие в себя следующие этапы:
-
Подготовка помещения, методических пособий, формулировка задачи, составление сценария группового занятия - 30 минут. -
Введение и "разогрев" (разминка) - начальный этап работы группы - 15-20 минут. -
Реализация основных задач - основной этап работы группы - 60 минут. -
Подведение итога группового занятия - завершающий этап - 15 минут. -
Документальная регистрация проведенного группового психокорекционного/психотерапевтического занятия (заполнение формализованного бланка группового занятия или описание группового занятия по схеме в журнале учета групповой работы) - 45 минут.