Файл: Методические рекомендации распечатано СанктПетербургское психологическое общество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение следует отметить, что, как и при других группах заболеваний, в соматической клинике решающее значение при включении психокоррекции и психотерапии в систему комплексного лечения больных приобретает правильное соотношение личностно-ориентированной и симптоматической психотерапии, определение целей, задач и выбор конкретных техник с учётом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов соматического расстройства и его специфики на различных этапах лечения.


ПОСТРОЕНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ



  1. Построение психологического эксперимента


Основными принципами построения психологического исследования являются: моделирование обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении; направленность на качественный анализ психической деятельности больных; требование точной и объективной регистрации эксперимента. 
Сущность психологического эксперимента состоит в том, что, предлагая то или иное задание, психолог просит больного проделать определенную работу в заданном или свободном режиме. В ходе эксперимента фиксируются реакции больного, его высказывания, вопросы, поведение. Задание должно быть содержательным, а инструкции - краткими, четкими, понятными. Задание должно представлять достаточно адекватную модель психической деятельности. Такой принцип моделирования психической деятельности делает психологический эксперимент похожим на общепринятый в медицине прием "функциональной пробы". 
Одной из задач, стоящих перед психологом, является помощь психиатру в дифференциально-диагностической работе. Поэтому психологическое исследование должно быть направлено на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов психических нарушений. Если речь идет об изменении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются те или иные мыслительные операции больного, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования системой старых связей. Исходя из того, что всякий психический процесс имеет известную динамику и направленность, обследование следует строить таким образом, чтобы оно отразило нарушение этих параметров. 
Крайне важным является принцип качественного анализа психической деятельности. Не только количество ошибок и трудности в процессе выполнения работы, но главным образом структура и анализ их дают наиболее интересный и показательный материал для оценки тех или иных особенностей деятельности больных. 
Другой принцип построения психологического эксперимента заключается в том, чтобы получить возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного. Соблюдать этот принцип необходимо при решении психокоррекционных и реабилитационных задач. 


При построении эксперимента всегда следует учитывать отношение больного к обследованию, которое зависит от его болезненного состояния, например, при наличии бредовых отношений, возбуждения или заторможенности эксперимент строится по-разному, иногда ход его в процессе исследования меняется. 
В настоящее время экспериментальная психология и патопсихология располагает большим количеством методик для проведения экспериментально-психологического обследования. Медицинский психолог (патопсихолог) должен владеть большинством из них, уметь выбирать наиболее целенаправленные и прогностические в соответствии с конкретными задачами исследования. 



  1. Порядок проведения психологического обследования


Экспериментально-психологическое обследование состоит из нескольких этапов: 
2.1. Изучение истории болезни. Знание анамнеза болезни, психического статуса, а также других клинических данных дают возможность психологу сформулировать конкретные задачи исследования, продумать его ход, сделать правильный выбор методик и порядка их предъявления, подобрать адекватный тон в беседе, установить доверительный контакт с больным. Необходимо учитывать данные истории болезни и при анализе данных обследования. Например, если больной находится в депрессивном состоянии, то пониженную кривую памяти нельзя безоговорочно рассматривать как показатель плохой памяти. 
2.2. Проведение психологического обследования. Его нужно начинать, когда с больным установлен благожелательный контакт. Задачу следует ставить четко, инструкцию давать в форме, понятной больному. 
Опыт показывает, что свыше 1,5-2 часов с больным работать нельзя: он утомляется, восприятие его ухудшается, а результаты искажаются. Полное психологическое обследование рекомендуется проводить минимум в два приёма, в течение 2-х дней, хотя в отдельных случаях (при повышенной утомляемости больного либо при обследовании детей) требуется 3-4 встречи с испытуемым. Эксперимент следует проводить в первой половине дня, в спокойной обстановке, наедине с больным или в присутствии лаборанта, который записывает ход исследования, реакции испытуемого, его высказывания и ответы. 
2.3. Обработка и анализ экспериментальных данных. Многие методики требуют определенной обработки и подсчета ошибок; составляются графики, выводится кривая работоспособности. Анализируются и сопоставляются способы работы и ошибки по разным методикам, сравниваются результаты опосредованного и непосредственного запоминания, проводится качественный и количественный анализ результатов исследования мыслительной сферы. Оцениваются рисунки и надписанные к ним тексты. После тщательного подсчета ошибок, пропусков, баллов по отдельным методикам проводится качественный анализ экспериментальных данных, сопоставление с клинической картиной болезни. 

2.4. Составление заключение по данным психологического обследования. Заключение пишется по определенной схеме и должно содержать ответ на поставленный вопрос. В заключения по результатам полного экспериментально-психологического обследования должны быть отражены особенности внимания, умственной работоспособности, характеристики различных видов запоминания нового материала, показатели интеллекта, особенности мышления, эмоционально-волевой сферы, личности испытуемого. Необходимо отметить также отношение испытуемого к ситуации обследования, подтвердить или опровергнуть наличие установочных тенденций. Те или иные особенности или нарушения психики должны подтверждаться фактами, полученными в эксперименте, или базироваться на примерах суждений и действий больного, свидетельствующих о патологии. В конце заключения суммируются наиболее важные данные, полученные при исследовании, в сопоставлении с задачей обследования, поставленной лечащим врачом. 
Заключение не должно дублировать психический статус больного. Оно дополняет клиническое описание сведениями, которые нельзя получить, не проводя психологического эксперимента.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО

ПСИХОЛОГА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ (ЛАБОРАТОРИЯ)
Помещение психологического кабинета (лаборатории) должно удовлетворять особым требованиям, которые предъявляет специфика экспериментально-психологической работы. Оно должно быть светлым, обязательно изолированным от постороннего шума. Экспериментально-психологическое обследование недопустимо в комнате, где работают другие лица. Психолог должен быть обеспечен методическими пособиями, таблицами и аппаратурой, иметь пишущую машинку и магнитофон. Крайне желательно наличие компьютера (с набором психодиагностических программ), множительной техники.
Исследовать больного в палате следует в крайних случаях, когда психологические данные крайне необходимы, а больной не может быть доставлен в кабинет психолога. В детских отделениях целесообразно предусмотреть специальные средства для дезинфекции пособий (бактерицидная лампа или портативный кварцевый аппарат). Целесообразно также выделить специальное помещение для лаборанта, в котором одновременно проводится исследование аппаратурными методиками. 

В проведении экспериментально-психологической работы важную роль играет лаборант, в обязанности которого входит:


  • материальная ответственность за оснащение кабинета;

  • ведение документации - журнала регистрации больных, архивов психологических исследований;

  • обеспечение эксплуатации и технического ухода за аппаратурой

  • ( магнитофон, компьютер, электрокимограф, тахистоскоп и пр.);

  • пополнение оборудование лаборатории - заказ новых методик, аппаратуры, печатных бланков и т.п.;

  • создание самодельных методических пособий и оформление "ключей" к ряду методик;

  • подготовка пособий для эксперимента, оказание помощи психологу в протоколировании и проведении некоторых опытов;

  • обработка результатов экспериментально-психологического обследования, построение соответствующих кривых и графиков;

  • перепечатка выписок из историй болезни и заключений психолога;

  • сбор творчества больных (письма, рисунки, сочинения и т.д.);

  • помощь психологу в проведении психокоррекционных мероприятий.


Для выполнения этих обязанностей каждому психологу требуется 0,5 ставки лаборанта. 
Психологический кабинет (лаборатория) должен иметь минимальный состав оборудования и аппаратуры, без которых нельзя проводить обследования. К ним относятся: магнитофон, электрокимограф, секундомеры, наборы очков (от -5 до +6), полупрозрачное зеркало. Для проведения индивидуальной и групповой психокоррекционной работы необходимо иметь наборы цветных карандашей, цветной и белой бумаги и картона, краски, 8-10 плоских подушек (матрасиков), наборы пластилина (глины), ножницы, клей. В современной практике групповой работы широко используется видеокамера, видеомагнитофон. 
Методические пособия: классификация предметных картинок, исключение предметов, методика Леонтьева (две серии), "классификация Натадзе", набор пословиц и метафор с соответствующими фразами, "последовательность событий", "сюжетные картинки", методика Выготского-Сахарова, куб Линка, методика Кооса (с чертежами, доски Сегена (6 вариантов), набор рассказов (печатные и крупным шрифтом), классификация геометрических фигур, таблицы Шульте (5 штук), черно-красная таблица, методика Коробковой (черный круг), методика Когана, "выбор ценностей", "клипец", набор для нейропсихологического обследования.