Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты населения в Российской Федерации
1.1 Система социальной защиты населения, её элементы и принципы построения в России
1.2 Нормативно-правовая база в области социальной защиты населения в Российской Федерации
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов социального обеспечения семей с детьми в России
2.1 Государственные пособия семей с детьми в Российской Федерации
2.2 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
3.1 Регулирование социальной защиты со стороны закона
3.2 Сравнение пособий для семей с детьми в разных регионах России
3.3 Примеры правовых проблем в реализации права на социальное обеспечение семей с детьми
3.2 Сравнение пособий для семей с детьми в разных регионах России
В Республике Татарстан ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (для учащихся — до 18 лет) составляет 237 рублей, а на ребенка одинокой матери — 630 рублей. В Москве ежемесячное пособие для малоимущих семей, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, составляет 2 500 рублей на детей одиноких матерей (отцов) в возрасте от 3 до 18 лет и 1 500 рублей на детей в остальных семьях того же возраста. В Санкт-Петербурге размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 779 рублей для детей от 1,5 до 7 лет и 723 рубля на ребенка в возрасте от 7 до 16 лет (для учащихся — до 18 лет) в обычной семье. В неполных семьях и семьях военнослужащих (по призыву) эти суммы составляют 1 125 рублей и 1 045 рублей соответственно.
Таким образом, в среднем по России размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет составляет около 800 рублей. Однако стоит отметить, что размеры детских пособий в России представляют собой одну из наиболее острых проблем, требующих решения совместными усилиями государства и общества.
В последние годы институт государственных пособий семьям с детьми почти утратил социально-экономическую значимость из-за незначительного размера этих пособий. Вместо этого государство полагает основные материальные обязанности по ребенку на родителей. Однако отказ от понимания фактов рождения и воспитания ребенка как выполнения семьей ее социальной функции, особенно в условиях демографического кризиса, недопустим.
Для решения этих проблем необходимо развивать законодательство РФ о социальном обеспечении детей, улучшая его, увеличивая объем и повышая качество предоставляемых благ. Однако в настоящее время ежемесячное пособие на ребенка, предусмотренное Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", не имеет никакого норматива с 2005 года, хотя субсидии из федерального бюджета выплачиваются. Размер пособия определяется субъектами РФ самостоятельно и варьируется от 100 до 2500 рублей в месяц на одного ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка является наиболее массовым видом социального пособия для семей с детьми и часто является единственным пособием, известным родителям. Поэтому отсутствие минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет) со стороны федерального законодателя нарушает права детей в сфере социального обеспечения. Ежемесячное пособие на ребенка имеет общегосударственное значение, так как поддержка семей с детьми является одним из важнейших направлений социальной политики РФ. Следовательно, размер ежемесячного пособия на ребенка должен быть гарантирован федеральным законодательством. По
мнению российских ученых, пособия на ребенка должны быть достаточными для обеспечения установленного государством прожиточного минимума, что необходимо для его физического выживания. Однако существующая система социального обеспечения в России в целом не справляется с задачей поддержания приемлемого уровня жизни населения.
В то же время следует признать, что не все субъекты РФ могут обеспечить выплату пособий в размере прожиточного минимума из-за ограниченности финансовых средств. Поэтому для определения минимального размера ежемесячного пособия на ребенка можно обратиться к международному праву. Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции РФ, Россия практически признала необходимость гарантировать детям право на социальное обеспечение, включая пособия на детей. Таким образом, важно развивать законодательство о социальном обеспечении детей с целью повышения размера пособий, обеспечивающих приемлемый уровень жизни для детей и их семей.
В статье 15 Конституции РФ Россия почти полностью признала примат международного права над внутригосударственным законодательством. Это означает, что установление минимального размера ежемесячного пособия на ребенка можно провести по аналогии со статьей 42 Конвенции МОТ №102. В соответствии с этой конвенцией минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка должен составлять не менее 3% прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъектах РФ.
Например, в Республике Дагестан прожиточный минимум на душу населения составляет 8 871 рубль согласно постановлению Правительства от 24 августа 2015 года. Следовательно, минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка в настоящее время должен быть не менее 266 рублей, что превышает текущую выплачиваемую сумму в два раза.
С учетом современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации, институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. В связи с этим, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" был предусмотрен новый вид денежной помощи для многодетных семей, в котором субъектам РФ рекомендовалось устанавливать ежемесячные денежные выплаты до достижения ребенком трехлетнего возраста в размере
, соответствующем региональному прожиточному минимуму ребенка.
Однако данная выплата имела рекомендательный характер и не была обязательной для всех регионов. В настоящее время данное пособие выплачивается только в 53 субъектах РФ, что создает неравные условия для семей в зависимости от демографической обстановки в регионе. Следовательно, проблема поддержки семей с детьми и стимулирования рождаемости является общегосударственной и должна быть регулирована Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Это позволит предоставить ежемесячную денежную выплату всем многодетным семьям, независимо от даты рождения и места проживания ребенка, по заявлению.
Также стоит отметить, что установление неравных условий социальной защиты для семей из разных регионов единой страны является неправомерным.
3.3 Примеры правовых проблем в реализации права на социальное обеспечение семей с детьми
В 2014 году были внесены изменения и дополнения в Закон РД "О земле", которые устанавливают особенности предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование гражданам, имеющим трех и более детей. Однако Парламент Республики Дагестан признает, что эти меры не решат проблемы социального обеспечения семей с детьми, а лишь помогут снизить напряженность в этой сфере. Ограниченность средств дотационного бюджета не позволяет Республике предоставить земельные участки всем многодетным семьям, а заменить недостающую землю денежными выплатами также невозможно.
Таким образом, в Дагестане размер ежемесячного пособия на ребенка уже несколько лет составляет 112 рублей на одного ребенка, и в текущем году не ожидается изменение этой суммы для семей с доходом ниже прожиточного минимума.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в 2013 году представило проект закона «Об утверждении республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года"». В нем предполагалось поэтапное увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка: с 2014 года - до 150 рублей, с 2016 года - до 200 рублей и с 2018 года - до 250 рублей.
Министерство финансов РД уточняет, что в случае одобрения этого предложения, дополнительные расходы бюджета составили бы примерно 310,4 миллиона рублей в 2014 году, 721,9 миллиона рублей в 2016 году и 1 136,5 миллиона рублей в 2018 году. Однако стоит отметить, что эти цифры вызывают сомнения, так как официальные данные указывают на то, что в 2014 году было израсходовано 111,630 миллиона рублей на выплату ежемесячных пособий на детей до 16 лет в Дагестане.
Таким образом, возникает вопрос, как увеличение пособия на 38 рублей (с 112 до 150 рублей) в 2014 году может привести к увеличению расходов на 310,4 миллиона рублей. Это вызывает подозрения в неправдивой информации со стороны чиновников.
Отказ от увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка обосновывается нехваткой денежных средств в региональном бюджете. Однако, Министерство финансов Республики Дагестан регулярно размещает заказы на дорогостоящие автомобили для чиновников с высоким уровнем защиты. Это вызывает возмущение населения, так как чиновники республики, которые считаются "бедными", стремятся к роскошной жизни. При этом автомобили - не единственное, что привлекает внимание: каждый месяц возникают новые сомнительные тендеры. Изучение сайтов госзакупок дотационных регионов вызывает множество вопросов у населения. Таким образом, в дотационных регионах при более внимательном рассмотрении расходов региональных бюджетов можно найти средства для увеличения детских пособий путем сокращения неразумных расходов.
Анализируя проблемы правового регулирования социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации, можно сделать вывод, что факторы, ограничивающие его эффективность, включают:
- Недостаточно проработанную нормативную базу социального обеспечения семей с детьми в России.
- Невыполнение международных стандартов в области прав ребенка является одной из главных проблем в сфере детства в России.
- Снижение гарантий социальной защиты детей из-за передачи ответственности за социальное обеспечение детей с федерального на региональный уровень.
- Неравный объем и качество услуг для семей с детьми в разных регионах РФ нарушают единство правового и экономического пространства государства.
Ежемесячное пособие на ребенка имеет важное значение на уровне всей страны, поскольку поддержка семей с детьми является одним из ключевых направлений социальной политики Российской Федерации. Следовательно, федеральное законодательство должно гарантировать выплату ежемесячного пособия на ребенка. С нашей точки зрения, важно установить минимальный размер этого пособия на федеральном уровне, чтобы обеспечить единое правовое и экономическое пространство.
Таким образом, перед государством на современном этапе стоят следующие задачи: выполнение обязательств по социальной поддержке семей с детьми; удовлетворение потребностей семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизни семьи, функционирования института семьи и рождения детей на всей территории государства, независимо от места проживания семей с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Первый этап исследования состоял в определении проблемы, связанной с организацией работы социальной защиты населения в Алтайском крае. Теоретический анализ этой проблемы привел к следующим выводам:
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты организации социальной защиты населения, такие как ее сущность, роль в муниципальном образовании и методика анализа эффективности. Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики государственного управления и направлена на обеспечение социальных гарантий для различных слоев населения. В рамках этой работы также были выявлены основные организационные формы социальной защиты населения, такие как государственная социальная помощь,