Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты населения в Российской Федерации
1.1 Система социальной защиты населения, её элементы и принципы построения в России
1.2 Нормативно-правовая база в области социальной защиты населения в Российской Федерации
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов социального обеспечения семей с детьми в России
2.1 Государственные пособия семей с детьми в Российской Федерации
2.2 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
3.1 Регулирование социальной защиты со стороны закона
3.2 Сравнение пособий для семей с детьми в разных регионах России
3.3 Примеры правовых проблем в реализации права на социальное обеспечение семей с детьми
Обращаться за выплатой можно не чаще 1 раза в 6 месяцев. Размер выплаты равен размеру прожиточного минимума для детей, но не больше остатка средств, в случае если на дату обращения за назначением денежной выплаты остаток средств регионального материнского капитала равен или менее величины прожиточного минимума для детей.
Основные условия предоставления права и распоряжения средствами регионального материнского капитала:
-
право на получение регионального материнского капитала предоставляется только один раз; -
заявление о распоряжении средствами регионального материнского капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, давшего на него право; -
сразу после рождения (усыновления) ребенка средства можно использовать на погашение кредита (займа), взятого на приобретение (строительство) жилья, приобретение товаров для детей-инвалидов и газификацию. [57, с.16]
На момент вступления Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ материнский капитал в 2007 году составлял 250 000 рублей за рождение второго или последующего ребенка. Ежегодно эту сумму индексировали, причем уровень индексации обгонял официальную инфляцию в среднем на 1—1,5 процентного пункта. К 2019 году размер материнского капитала вырос до 453 026 рублей. С 2020 года условия программы изменились. Государство начало выплачивать капитал за первого ребенка, а за второго и последующих детей — доплату при условии, что первый родился или был усыновлен не раньше 1января 2020 года. В 2023 году выплата за первого ребенка составляет 586 946 рублей 83 копейки, за второго и последующего — 188 681 рублей 53 копейки. Если первый ребенок родился до 2020 года, а второй — после, то после рождения второго выплачивают полную сумму — 775 628 рублей 25 копейки.
С момента введения программы выплат уже более 12,5 миллионов семей получили свои пособия. Большинство участников решили потратить полученные средства на улучшение своих жилищных условий. Оплата образования для детей оказалась вторым по популярности способом использования материнского капитала. Кроме того, значительное количество семей выбрали возможность оформления ежемесячных выплат на своих детей. Всего лишь около 0,01% получивших материнский капитал воспользовались им для социальной адаптации детей с инвалидностью, например, для приобретения специального образовательного оборудования, игр, функциональных кресел или для оплаты услуг чтеца-секретаря для слабослышащих.
Система предоставляет право на получение материнского (семейного) капитала только один раз для каждой семьи. Размер материнского (семейного) капитала не изменяется ежегодно, и это не требует получения нового сертификата. Заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала рассматриваются в течение одного месяца, а сами выплаты осуществляются в течение десяти дней после одобрения. Главным органом, ответственным за регулирование процесса получения материнского (семейного) капитала, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. В настоящее время основные меры социальной и материальной поддержки многодетных семей сосредоточены на региональном уровне и зависят от возможностей областных бюджетов, демографической ситуации и других специфических условий в каждом регионе.
Глава 3. Правовые проблемы реализации права на социальное обеспечение семей с детьми в современной России и пути их разрешения
3.1 Регулирование социальной защиты со стороны закона
Актуальность исследования заключается в том, что в современных социально-демографических условиях России институты семьи, материнства и детства получают все большую общественную значимость. Однако система социальной защиты семей, материнства и детства в нашей стране нуждается в улучшении. Особенно недостаточно разработана нормативно-правовая база социального обеспечения семей, имеющих детей.
В связи с этим возникает потребность в создании адекватной системы социальной защиты, прежде всего, на федеральном уровне. Социальная политика России в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ. В статье 38 Конституции указывается, что государство обеспечивает защиту материнства, детства и семьи. В Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляется приоритетная роль государственной политики в интересах детей и объявляется поддержка семей для обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав и подготовки к полноценной жизни в обществе.
Согласно части 2 статьи 39 Конституции РФ, социальные пособия устанавливаются законом. Предоставление социальных пособий семьям с детьми регулируется несколькими федеральными законами, а именно: Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Национальная стратегия действий в интересах детей на период с 2012 по 2017 год, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761, отмечает необходимость срочных мер для улучшения положения и защиты детей в интересах будущего страны. Это касается также социального обеспечения. Стратегия и Конституция РФ подчеркивают важность принятия решений и действий в отношении каждого ребенка, который нуждается в определенных благополучных условиях. Необходимо отметить, что данное требование не допускает установления приоритета получения социальных благ в зависимости от финансовых возможностей страны или региона. Однако в федеральном законодательстве о социальном обеспечении наблюдаются как положительные изменения, так и тенденция к снижению гарантий социальной защищенности детей, так как ответственность за социальное обеспечение ребенка перекладывается с федерального на региональный уровень.
Согласно Конституции РФ, регулирование отношений в сфере социального обеспечения является совместной компетенцией Российской Федерации и ее субъектов. При реализации права на регулирование данных отношений субъекты РФ принимают собственные законы и другие нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать федеральные стандарты социального обеспечения.
Социальное обеспечение семей с детьми претерпело значительные изменения в современный период, особенно в отношении системы управления и финансирования. Эти изменения обусловлены новым подходом законодателя к вопросам разделения полномочий в области социальной защиты между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. В настоящее время Российская Федерация гарантирует выплаты семьям с детьми в виде пенсий, пособий по обязательному социальному страхованию, отдельных пособий на воспитание детей и других выплат семьям военнослужащих с детьми.
Социальное обслуживание семей с детьми и размеры социальных пособий, предоставляемых им, практически полностью регулируются законодательством субъектов РФ, не имея законодательных стандартов или гарантий на федеральном уровне.
Такая ситуация привела к снижению уровня социального обеспечения населения, включая семьи с детьми, в некоторых регионах РФ. Это произошло из-за ограничения видов социальных услуг и мер социальной поддержки, которые существовали в соответствии с предыдущим законодательством.
Конвенция МОТ No 102 о минимальных нормах социального обеспечения содержит важные положения, относящиеся к семьям с детьми. Она предусматривает, что каждый член Организации должен обеспечивать предоставление семейного пособия подлежащим обеспечению лицам. Также устанавливается, что семейное пособие может быть предоставлено в виде периодических выплат, предоставления детям пищи, одежды, крова, условий для отдыха или ухода на дому, либо в комбинации этих видов пособия. Общая сумма пособий должна составлять определенный процент от заработной платы или от размера прожиточного минимума, умноженного на число детей.
Однако размеры социальных пособий семьям с детьми до 16 лет различаются в разных регионах РФ. В дотационных регионах выплачиваются детские пособия минимальных размеров, например, в Республике Дагестан и Чеченской Республике. В регионах-донорах размеры выплат зависят от демографических особенностей и величины прожиточного минимума.
Таким образом, в России отсутствует единая нормативно-правовая база для социального обеспечения семей с детьми, что приводит к различиям в размерах пособий и уровне поддержки в разных регионах страны.