Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты населения в Российской Федерации
1.1 Система социальной защиты населения, её элементы и принципы построения в России
1.2 Нормативно-правовая база в области социальной защиты населения в Российской Федерации
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов социального обеспечения семей с детьми в России
2.1 Государственные пособия семей с детьми в Российской Федерации
2.2 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
3.1 Регулирование социальной защиты со стороны закона
3.2 Сравнение пособий для семей с детьми в разных регионах России
3.3 Примеры правовых проблем в реализации права на социальное обеспечение семей с детьми
В социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре основных направления, которые основываются на соответствующих нормативно-правовых актах.
Первое направление – это социальная защита детей, детства и отрочества, она ориентирована на обеспечение условий жизни и развития детей, предоставляющая возможность всем детям, вне зависимости от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия и доступного образования.
Второе направление – это социальная защита трудоспособного населения, призванная обеспечивать баланс прав, интересов граждан, обязанностей, когда человек может в полной мере воплощать способность к экономической самостоятельности.
Третье направление – это социальная защита нетрудоспособных граждан, нацеленная на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Нельзя, чтобы кто-либо из них ощущал себя человеком, обременяющим близких и общество. Каждый человек должен как можно дольше сохранять свое желание и возможность жить в семье. Участвовать в экономическом, культурном, политическом развитии общества, пользоваться всеми его благами и приумножать их.
Четвертое направление – это социальная защита семьи, обеспечивающая эффективную профилактику социальных рисков.
Организация реализации данных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в Российской Федерации. [29, c.212]
Социальная защита населения строится на следующих классических принципах:
-
адресность мероприятий предусматривает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, то есть отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума; -
дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества; -
комплексность социальной помощи предполагает возможность предоставления одновременно несколько ее видов; -
динамичность оказания социальной защиты понимается как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума; -
ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения подразумевает недопущение социального иждивенчества; -
доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи предполагают прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи, проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации;
-
всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков; -
социальное партнерство подразумевает солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты; -
эффективность социальной защиты означает, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки; -
широкое участие благотворительных и общественных организаций подразумевает их вклад в развитие форм и видов социальной помощи;
-
взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения должно осуществляться на основе социального партнерства.[14, c.31]
Таким образом, социальная защиты граждан является одной из задач социальной политики, одним из инструментов, с помощью которого осуществляется ее реализация. Её действие направлено на оказание каждому гражданину социальных гарантий и возможностей для реализации его прав на уровень жизни, необходимый для осуществления, развития личности и воспроизводства. Также система социальной защиты населения базируется на принципах, которые позволяют ей наиболее полно и эффективно реализовывать все свои функции.
1.2 Нормативно-правовая база в области социальной защиты населения в Российской Федерации
Главным источником социального обеспечения семей, имеющих детей, являются нормативные акты, которые классифицируются по видам, органам, их издавшим и уровням.
Существует два уровня этой законодательной системы:
-
федеральный уровень; -
региональный уровень.
Федеральное законодательство определяет основные формы материальной поддержки, основания для их предоставления, а также размеры и порядок выплаты.
Законодательство субъектов же устанавливает дополнительные меры поддержки граждан, имеющих детей, при этом основываясь на возможностях бюджетов субъектов РФ.
В РФ, согласно ст. 7 ч. 2, также осуществляется обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Также, ст. 38 ч. 1, гласит о том, что Конституцией РФ предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государство.
Из этого вытекает, что, согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ, предусмотрены условия предоставления социального обеспечения для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Система органов социальной защиты населения стала обладать прочной законодательной базой с 1995 года. На ее основе производится правовое регламентирование в сфере социального обслуживания населения. Основной ее частью являются Федеральные законы. [1, с.1]
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Его положения устанавливают:
-
юридические, экономические и организационные основы предоставления социального обслуживания населения; -
полномочия федеральных государственных органов и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере; -
права и обязанности, которые возлагаются на представителей социального обслуживания; -
права и обязанности, которые принадлежат получателям социальных услуг.
Действие приведенного Федерального закона распространяется на все население Российской Федерации, включая его граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны, беженцев, юридических лиц вне зависимости от варианты их организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют социальное обслуживание граждан. [60, с.1]
Среди федеральных законов выделяются такие законы, как:
-
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства; [2, с.1]
Суть данного закона заключается в обеспечении социальной поддержки семей, имеющих детей, путем предоставления государственных пособий. Закон устанавливает правовую базу для реализации мер государственной поддержки семей, включая материальную помощь и другие виды пособий.
Закон определяет категории граждан, имеющих право на получение государственных пособий. К ним относятся родители (в том числе одинокие), опекуны, попечители, лица, осуществляющие усыновление или опеку над ребенком, а также иные категории граждан, определенные законом.
Он устанавливает различные виды государственных пособий, включая ежемесячные пособия на ребенка, единовременные пособия по различным основаниям (рождение, усыновление, сиротство и др.), а также другие пособия, направленные на поддержку семей с детьми.
Основные принципы закона включают равноправие и недискриминацию граждан в получении государственных пособий, гарантированность их выплаты, а также установление ответственности за незаконное получение пособий.
Федеральный закон № 81-ФЗ имеет большое значение для социальной защиты семей с детьми в Российской Федерации. Он обеспечивает государственную поддержку родителей и граждан, воспитывающих детей, и способствует улучшению материального положения семей, создавая условия для благоприятного развития детей и обеспечения их прав.
-
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; [61, с.1]
Суть данного закона заключается в том, что он обеспечивает социальную защиту граждан, временно неспособных работать из-за заболевания, травмы или других обстоятельств, а также женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам.
Закон устанавливает правила и условия для получения пособий по обязательному социальному страхованию. Граждане, платившие обязательные страховые взносы, имеют право на получение пособий при временной нетрудоспособности или в связи с материнством.
Федеральный закон № 255-ФЗ определяет размеры пособий, порядок и сроки их выплаты. В случае временной нетрудоспособности гражданам выплачивается пособие в размере определенного процента от заработка, а при отпуске по беременности и родам - фиксированное пособие.
Закон также регулирует процедуру предоставления пособий, включая необходимую документацию и процедуру обращения за получением пособий. Он также устанавливает права и обязанности страхователей и страховщиков в рамках обязательного социального страхования.
Система обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, урегулированная данным законом, играет важную роль в обеспечении социальной защиты граждан в Российской Федерации. Она предоставляет гарантированную финансовую поддержку гражданам в случае временной нетрудоспособности и обеспечивает материальную поддержку женщинам в период беременности и после родов.
-
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования; [62, с.1]
Суть данного закона заключается в создании механизма социальной защиты граждан путем формирования специального фонда на основе обязательных страховых взносов. Закон устанавливает правила и процедуры обязательного социального страхования, а также определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основные принципы, заложенные в Федеральном законе № 165-ФЗ, включают следующее:
Закон устанавливает обязанность для определенных категорий лиц вносить обязательные страховые взносы для получения социальной защиты в случае возникновения страхового случая.