Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 960

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Президентство Дж. Картера характеризуется острой стачечной борьбой. Наиболее крупными выступлениями были стачки горняков и железнодорожников в 1977—1978 гг.

Внешняя политика Картера носила зигзагоообразный характер. Ряд мероприятий имели позитивное значение. Это прежде всего подписание в 1979 г. в Вене советско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Несмот-ря на отказ американского сената ратифицировать этот договор, его основные положения соблюдались обеими сторонами.

В декабре 1979 г. США убедили своих западноевропейских парт-неров в необходимости размещения в ряде стран Западной Европы американских ракет средней дальности.

Наиболее серьезным внешнеполитическим провалом Дж. Картера была попытка освободить американских заложников, захваченных в Иране. В апреле 1980 г. по распоряжению президента в Тегеран был направлен воздушный десант для их освобождения. Однако американ-ский самолет был сбит иранскими ПВО.

Неудачи Картера во внешней и внутренней политике вызывали в его адрес резкую критику со стороны общественности.

Деятельность республиканской администрации Рейгана — Буша.

На состоявшихся в 1980 г. президентских выборах победу одержал кандидат от Республиканской партии Рональд Рейган.

Рейган Рональд Уильсон (1911—2004)

Родился в Тампико (штат Иллинойс) в семье торговца, выходца из Ирландии. Окончив школу и гуманитарный колледж Юрика, принадлежащий религиозной организации “Учение Христа”, стал спортивным комментатором радиостанции в Давенпорте (штат Айова). После ее слияния с Национальной радио-вещательной корпорацией передавал новости для всей страны. Был услышан представителем кинокомпании “Уорнер бразерс”, которому понравился хорошо постав-ленный баритон диктора. После удачных кинопроб Рейган стал сниматься в кино. В 1938 г. вступил в Гильдию киноактеров, в 1947 г. стал ее председателем. Во время Второй мировой войны служил в армии, но из-за плохого зрения в военных действиях не участвовал.

Демобилизовавшись в звании капитана, занялся политикой. В период маккартизма участвовал в “охоте на ведьм”, подвергая травле голливудских звезд, заподозренных в симпатиях к коммунизму. В 50—60-х годах Рейган — ведущий телевизионных программ. В годы вьетнамской войны занимал крайне агрессивную позицию, требуя эскалации насилия и предоставления полной свободы действий американским военачальникам. В 1965 г. был избран губернатором штата Калифорния и находился на этом посту два срока. В 1980 г. избран президентом США, в 1984 г. переизбран на второй срок.


С приходом к власти Р. Рейгана в стране начался неоконсервативный поворот. Социально-экономическая политика пришедших к власти республиканцев получила название рейганомика. Сущность этой политики сводилась к резкому сокращению расходов на социальные нужды, доведение до минимума вмешательства государства в экономическую жизнь общества, снижение налогов на корпорации.

Характерной чертой экономической политики Рейгана была поддержка частного бизнеса, бюджетные сокращения всех ведомств, кроме Пентагона, уменьшение федеральных расходов и социальная политика, ориентированная на средний класс. Оказались значитель-но урезанными программы медицинского страхования престарелых, продовольственных талонов, был отменен гарантированный минимум пособий наиболее нуждающимся, 3 млн. школьников лишились бесплатных завтраков, снизились выплаты из бюджета на пособия по безработице и инвалидности, государственные ссуды студентам.

Показательным мероприятием рейганомики явилась налоговая реформа. Ее необходимость объяснялась высвобождением средств для капиталовложений в экономику. Фактически же она явилась перекладыванием налогового бремени с корпораций на трудящихся. Доля налогов с корпораций в общей сумме бюджетных поступлений федерального правительства сократилась вдвое. Проводя жесткий курс, Рейгану удалось обуздать инфляцию, остановить экономический спад и сдержать рабочее движение.

Внешняя политика Р. Рейгана была направлена на усиление конфронтации между США и СССР. Он объявил Советский Союз “империей зла”. В 1983 г. Рейган провозгласил программу Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), целью которой было создание военного превосходства над СССР.

В 1984 г. Рейган был переизбран на второй срок. В период его второго президентства во внутренней политике проводились те же мероприятия, что и прежде. Но рейганомика давала не только положительные результаты. В стране возникает астрономический рост дефицита бюджета. Государственный долг перевалил за 2 трлн. долларов. К осени 1985 г. США впервые за многие десятилетия превращаются из страны-кредитора в страну-должника. Наблюдается резкое обнищание масс: если до прихода республиканцев в Белый дом 24 млн. американцев имели доход ниже черты бедности, то в 1985 г. их число составило 35 млн.

Во внешней политике Р. Рейган пытался продолжить прежний курс. Начался новый виток гонки вооружений. Между тем изменения в СССР привели к пересмотру США своей стратегии. Начинается сближение между двумя странами. Было положено начало ядерному разоружению. Это значительно подняло авторитет республиканской администрации, что, безусловно, отразилось на предстоящих президентских выборах.



На выборах 1988 г. кандидат от Республиканской партии вице-президент Джордж Буш одержал победу.

Республиканская администрация предприняла шаги по модернизации промышленного производства. Начали внедряться новые технологии. Это, с одной стороны, вело к оздоровлению производства, но, с другой, приводило к сокращению рабочих мест и увеличению безработицы. В период президентства Дж. Буша наблюдался рост численности временно работающих и не полностью занятых рабочих и служащих. По инициативе Дж. Буша стала разрабатываться программа поддержки малых предприятий с помощью гибкой системы налоговых льгот. Однако реализовать ее так и не удалось.

Во внешней политике расширялись контакты с Канадой. Особое внимание уделялось отношениям с Японией. Были урегулированы противоречия между двумя странами в торгово-экономической, финансовой и военных областях. Продолжалось расширение контактов с советским лидером М. С. Горбачевым. С ним состоялось несколько встреч, которые, согласно официальной версии, были направлены на дальнейшую консолидацию двух стран и преодоление последствий “холодной войны”. Но вместе с тем США не отказывались от претензий на мировую гегемонию и в начале 90-х годов заявили о своих намерениях установить новый мировой порядок.

США в 90-х годах ХХ — начале XXI в. В 1992 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на них одержал кандидат от Демократической партии Билл Клинтон. Ему удалось стабилизи-ровать экономику, снизить инфляцию, сократить безработицу. Все это обеспечило Клинтону переизбрание в 1996 г. на новый срок.

Администрация Б. Клинтона вкладывала инвестиции в социальные программы, что привело к сокращению безработицы. Было создано 20 млн. рабочих мест. Демократическая администрация внесла изменения в налоговую систему. Для малообеспеченных работающих семей предусматривались налоговые льготы, для мелкого бизнеса — солидные кредиты. Был опубликован Билль о борьбе с преступностью, предусматривавший ограничения в приобретении огнестрельного оружия. Б. Клинтон предложил реформировать систему медицинского обслуживания, чтобы каждый американец мог получать медицинскую помощь. За время пребывания у власти демократы смогли почти в два раза снизить темпы инфляции.

Во внешней политике Б. Клинтон стремился укрепить за США роль мирового лидера.

В 2000 г. на президентских выборах победу одержал республиканец Джордж Буш-младший. Основное внимание республиканцы сконцентрировали на налоговой реформе, которая должна была еще более увеличить прибыли состоятельных граждан. Однако теракты 11 сентября 2001 г. дали повод Дж. Бушу провозгласить в качестве приоритета борьбу с международным терроризмом. Под это понятие стали подпадать целые страны, провозглашенные Бушем “осью зла”. В целях борьбы с терроризмом США ввели войска в Афганистан

и развязали войну с Ираком под предлогом ликвидации оружия массо-вого уничтожения (которое так и не было обнаружено). В 2004 г. Дж. Буш был переизбран на второй срок. C именем Буша-младшего отождествляется спад в американской экономике, проведение второй войны против Ирака, свержение режима С. Хусейна.
Внутренняя политика Буша вызывала все большее недовольство среди американцев. Об этом свидетельствовали выборы в конгресс, прошедшие 7 ноября 2006 г., на которых демократы одержали убедительную победу.

C начала 2008 г. в США началась предвыборная гонка за президентское кресло. Она развернулась между кандидатом в президенты от Демократической партии Бараком Обамой и его соперником республиканцем Дж. Маккейном. Главной темой дебатовв ходе президентской кампании стала стремительно ухудшающаяся экономическая обстановка в стране, связанная с набирающим обороты финансовым кризисом. На состоявшихся в ноябре 2008 г. президентских выборах победу одержал Барак Обама.

Первые шаги новой администрации были направлены на преодоление финансово-экономического кризиса и восстановление позиций американской экономики на мировой арене. Для решения намеченных задач предполагалось выделить значительные средства. В феврале 2009 г. Конгрессом США был принят закон, предусматри-вающий выделение ассигнований на налоговые льготы и различные инвестиционные проекты в сумме 787 млрд. долларов. Подобного участия со стороны государства, направленного на преодоление кризиса и стимулирование экономики, США не знали cо времен Ф. Рузвельта. План Обамы предусматривал целый ряд налоговых льгот для населения, которые должны были охватить 98% всех занятых граждан. Стимуляционный проект Обамы был направлен на социальные, образовательные, научные и оздоровительные программы. Он предполагал модернизацию морских и речных портов, систем водо-снабжения, строительство и реконструкцию 10 тыс. школ, универси-тетских зданий и сооружений. На развитие здравоохранения пла-нировалось затратить 150 млрд. долларов. Предполагается, что реали-зация намеченных мер будет способствовать тому, что к середине 2011 г. в США будет создано 3,5 млн. рабочих мест.

Первые шаги Б. Обамы на посту президента США показали, что основным внешнеполитическим лозунгом новой администрации на ближайшее будущее должно стать вовлечение максимального числа стран в решение международных проблем. Так, Обама выразил готовность к восстановлению отношений с Россией и признал необходимость учитывать ее интересы. Он также выступил за восстановление диалога с такими странами, как Иран и Сирия, которых адми нистрация Буша причисляла к “оси зла”. В целом Обама и на международной арене пытался использовать тот имидж, который позволил ему завоевать симпатии амери-канских избирателей. Он стремился показать, что Америка изменилась (или готова изме-ниться), с “эрой Буша” покончено, а это озна-чает как сближение и
готовность идти на компромисс со старыми, традиционными союз-никами, так и готовность к диалогу и сотруд-ничеству с другими странами.
Б. Обама Практические шаги нового американского

президента свидетельствовали, что он был


искренен. В апреле 2009 г. Обама принимал участие во встрече в верхах Организации американских государств. В марте 2010 г. Москву посетила государственный секретарь США Хиллари Клинтон. Она встречалась с российским президентом Д. А. Медведевым и премьер-министром В. В. Путиным. В ходе встречи обсуждались важные вопросы, касающиеся двусторонних экономических отношений и стратегических наступательных вооружений. По большинству обсуждаемых проблем участники переговоров пришли к обоюдному согласию. В 2010 г. начался вывод американских войск из Ирака, который планируется завершить к концу 2011 г.
Американо-казахстанские отношения. После распада Советского Союза США стали обращать пристальное внимание на образовавшиеся центральноазиатские государства. Среди них особое место было отведено Казахстану. Это объясняется прежде всего политической стабильностью в республике и продуманной, взвешенной политикой казахстанского руководства. Между США и Республикой Казахстан налаживаются двусторонние отношения.

Важное значение в истории американо-казахстанских отношений имело подписание в феврале 1994 г. Хартии о демократическом партнерстве, которая определила факт установления равноправных дружественных отношений между Казахстаном и США.

Ход дальнейшего развития двусторонних отношений подтвердил правильность выбранного пути. В ноябре 1997 г. Н. А. Назарбаев совершил визит в США, в ходе которого состоялась встреча с американским президентом. Стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в развитии экономических отношений друг с другом. На этой основе была подписана Программа экономического партнерства.

В декабре 1999 г. Н. А. Назарбаев нанес новый визит в США. Казахстанский президент провел ряд встреч с представителями политической и деловой элиты США. Американская сторона подтвердила свою заинтересованность в развитии дальнейшего сотрудничества с Казахстаном.

Последние события свидетельствуют о начале нового этапа в амери-кано-казахстанских отношениях. Подтверждением тому является визит в Казахстан в мае 2006 г. вице-президента США Дика Чейни и его встреча с президентом РК Н. А. Назарбаевым. Развитию дальнейшего американо-казахстанского сотрудничества способствовал и сентябрь-ский визит 2006 г. Н. А. Назарбаева в США.