Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 959

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны (1972 г.)

(Извлечение)

Статья I

1.Каждая из Сторон обязуется ограничить системы противоракетной обороны (ПРО) и принять другие меры в соответствии с положением настоящего договора.

2.Каждая из Сторон обязуется не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено настоящим Договором1...

Вопросы:

1.Назовите особенности политического курса Дж. Кеннеди.

2.Расскажите о деятельности республиканской администрации в 80-х годах. На-зовите основные черты экономической политики Р. Рейгана.

3.Дайте оценку политике Б. Клинтона и Дж. Буша-младшего.

4.Какие новые задачи в области внутренней и внешней политики намечены ад-министрацией Б. Обамы?

5.Заполните таблицу.

Внутренняя и внешняя политика США


Президент

Партийная

Годы

Внутриполити-

Внешнеполити-




принадлежность

президентства

ческий курс

ческий курс
































США



Президент (правящая партия)

Время управления

Основное содержание политики

1

Г.Трумэн (демократ)

1945-1952гг

«Холодная война», шпиономания. Продолжение реформ «нового курса» (конверсия военной промышленности, Солдатский билль о правах, расширение системы социального обеспечения). Идея о «государстве всеобщего благоденствия»

2

Д.Эйзенхауэр (республиканец)

1952-1960гг

Ослабление «холодной войны».Уменьшение налогов. Вкушение плодов государства благоденствия. Движение за гражданские права негров (лидер –Мартин Лютер Кинг)

3

Д.Кеннеди (демократ)

1960-1963гг

Меры по стимулированию экономического роста. Высадка американцев на Луну

4

Л.Джонсон (демократ)

1963-1969гг

Ставит задачу - ликвидация бедности в США(меры по получению всеми образования). Движения за гражданские права. Вьетнамская война и протест молодежи

5

Р.Никсон (республиканец)

1969-1974гг

Спад массового движения. Вывод войск из Вьетнама. Экономический кризис. Расширение государственного регулирования(контроль цен). Компрометация республиканцев «уотергейтским делом»

6

Д.Картер (демократ)

1976-1980гг

Общество убедилось в безуспешности государственного регулирования

7

Р.Рейган (демократ)

1981-1988гг

Сокращение государственного вмешательства в экономику, осуществление плана перевооружения. Безработица увеличилась, но экономический подъем. Конец «холодной войны»

8

Д.Буш (республиканец)

1988-1992гг

Продолжение политики Р.Рейгана

9

Б.Клинтон (демократ)

1992-2001гг

Реформа здравоохранения. Дальнейшее развитие государства благоденствия. Рост влияния на мировые дела

10

Д.Буш (младший) (республиканец)

2001-2009гг

 11 сентября 2001 года в США произошла серия крупных терактов, в ответ на которые Буш объявил глобальную «войну против терроризма». В том же году США вторглись в Афганистан, в 2003 году — в Ирак. В дополнение к вопросам национальной безопасности, Буш провёл ряд реформ в области здравоохранения,  образования и социального обеспечения, серьёзно сократил налоги. В декабре 2007 года США вступили в крупнейшую со времён Второй мировой войны рецессию,что вынудило президентскую администрацию активней вмешиваться в экономику, претворяя комплекс мер для стимулирования её роста

11

Б.Обама (демократ)

2009-по настоящее время

Отказываясь от политики силы и права сильного, США тем не менее стремятся сохранить и упрочить статус лидера глобализации. Внешнеполитическая платформа Обамы построена в постмодернистской логике – она рассматривает глобализированный мир как мир глобальных сетей, чья устойчивость держится не на балансе сил, а на балансе интересов. Обама, скорее всего, будет ориентироваться на гибкую, полицентричную конструкцию мироустройства. Ее отличие от многополярного формата (на котором обычно настаивают Россия и Китай) состоит в том, что сетевое пространство подвержено постоянной реконфигурации. Обама напрямую призвал нацию к технологическому лидерству – еще весной, в разгар кризиса. Он не только обещал вовлечь ученых во всех сферы управления и не только намерен выделять на цели исследований беспрецедентные бюджетные суммы (более 3 процентов от ВВП, или около 440 миллиардов долларов, что несопоставимо, скажем, с российскими планами – 2 миллиарда долларов к 2010 году), но и четко расставил приоритеты – в пользу развития фундаментальных наук и нового поколения инженеров. Внешняя политика, военные действия.

В апреле 2009 года смягчены санкции против Кубы[21], в январе и мае 2011 года упрощён визовый режим и расширены возможности денежных переводов на Кубу[22][23].

В октябре 2009 года Обаме была присуждена Нобелевская премия мира

В декабре 2009 года объявлено о решении увеличить на 30 тысяч контингент американских войск в Афганистане.[24]

В апреле 2010 года подписан договор с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений (в декабре одобрен Сенатом).

В мае 2010 года принят закон, требующий от ГосДепа подробной информации о свободе печати в ежегодных докладах о правах человека в странах мира (en:Daniel Pearl Freedom of the Press Act).

В сентябре 2010 года объявлено о прекращении боевой операции войск США в Ираке; впрочем, около 50 000 американских военнослужащих остались в стране.[25]

По мнению Роберта Кагана, "администрация фактически вернулась к клинтоновской формуле "незаменимая страна", что Соединенные Штаты – действительно ключевой игрок и что они имеют возможность занимать это место"[26].

С марта 2011 года США участвуют в силовой операции группы стран в Ливии.

Весной 2011 года в Пакистане уничтожен Усама бен Ладен.

В октябре 2011 года объявлено о выводе к концу года войск США из Ирака[27], а в декабре проведена церемония формального завершения операции войск США[28].






Тема 2.6.Страны Западной и Южной Европы в 1945-2000 гг.

Политическая борьба консерваторов и либералов в Великобритании. «Тэтчеризм». Политика временного режима де Голля во Франции. Четвертая республика. Пятая республика. Майские события 1968 года во Франции. Президентские выборы 1981 г. Внутренняя, внешняя политика Ф. Миттерана. Правительство Жак Ширак. Политическая, экономическая развития ФРГ. Неоконсерватизм в Германии. Особенности развития Италии. Политика левоцентристского блока «Оливковое дерево». Правительство Р.Проди.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Политика правительства Великобритании в первые послевоенные годы. 5 июля 1945 г. в Великобритании состоялись внеочередные парламентские выборы. Лейбористы сформулировали свои программные установки. Они выступали за государственное регулирование экономики и национализацию некоторых отраслей промышленности. Лейбористы обещали установление демократического социализма, проведение важных социальных реформ и сохранение дружеских отношений с СССР.

В отличие от лейбористов консерваторы не предлагали ничего конкретного. Основной упор они делали на популярность своего лидера У. Черчилля. Однако его имя связывали с войной. Но война закончилась, и англичане ждали перемен. Лейбористы оказались гибче и лучше подготовлены к выборам. Этим объяснялась их победа на выборах. Главой правительства стал лидер Лейбористской партии Клемент Эттли.

Придя к власти, лейбористы объявили проведение национализации Английского банка, угольной промышленности, электроэнергетики, газовой промышленности, внутреннего транспорта и средств связи.

Был создан значительный государственный сектор. Бывшим собственникам выдавалась крупная компенсация за национализированные предприятия. Свою акцию лейбористы выдавали как социалистическую меру. В действительности же их деятельность не имела ничего общего с социализмом. Эти отрасли были отданы под контроль буржуазного государства и обновлялись с помощью государственных средств.

Были увеличены пособия по безработице, введена система бесплатного здравоохранения, началось жилищное строительство.

Внешняя политика лейбористов проходила в русле политики США. Правительство К. Эттли выступило за создание блока НАТО. Мощный подъем национально-освободительной борьбы в Британской империи вынудил лейбористское правительсвто предоставить незави-симость Индии, Бирме и Цейлону.


Эра правления консерваторов. Псевдосоциалистическая риторика лейбористов, расходящаяся с действительностью, привела к резкому снижению их авторитета. На парламентских выборах 1950 г. лейбо-ристы получили незначительное большинство голосов избирателей. Положение лейбористского правительства стало крайне неустойчивым. Позиция же консерваторов значительно усилилась. Помимо этого к осени 1951 г. в стране стали обнаруживаться кризисные явления в области финансов, продовольствия и топлива. В сложившихся условиях лейбористы распустили парламент и 25 октября 1951 г. провели

досрочные выборы, которые принесли победу Консервативной партии. Сформировал и возглавил правительство У. Черчилль. Начался период правления консерваторов. Он вошел в историю под названием “13 впустую растраченных лет”.

Придя к власти, консерваторы денационализировали сталелитей-ную промышленность и автодорожный транспорт. В разработанной консерваторами программе финансового оздоровления экономики предусматривалось сокращение импорта продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на продукты питания и сокращению производства товаров широкого потребления. Политика консерваторов носила предельно жесткий характер, поскольку осуществлялась за счет сокращения средств на социальные нужды и развитие гражданских отраслей промышленности. Курс консерваторов тяжело отразился на жизненном уровне трудящихся Англии. С 1953 по 1959 г. стоимость жизни возросла на 20%.

Правление консерваторов совпало с периодом распада колониальной системы Великобритании. В 50-х — начале 60-х годов независимость провозгласили практически все британские колонии.

Возвращение лейбористов. Лейбористы одержали победу на парламентских выборах и в 1964 г. возвратились к власти. Главой нового кабинета стал лидер лейбористов Гарольд Вильсон. Лейбористы вновь обещали “обновление и возрождение Англии” на базе национализации и планирования хозяйства. Правление лейбористов совпало с экономическим оживлением в стране,что связывалось с их политикой. В 1964 г. безработица в стране упала до самого низкого уровня за предшествовавшие три года. Лейбористы провели ряд мероприятий социального характера. Были увеличены суммы пособий по безработице, пенсии вдовам, ассигнования на университетское образование, расширено жилищное строительство, велась ликвидация трущоб, строительство больниц и школ. Все это способствовало росту авторитета лейбористского правительства. В такой обстановке в 1966 г. лейбористы пошли на досрочные выборы и одержали победу.


В 1967 г. разразился политический кризис в Северной Ирландии.

В том же году активисты католического движения создали Северо-Ирландскую ассоциацию борьбы за гражданские права. Осенью 1968 г. эта организация провела серию митингов в защиту прав католического населения. Ответом на это была активизация протестан-тов. Между двумя религиозными группировками начались столкновения, что в 1969 г. привело к вводу в на территорию Северной Ирлан-дии дополнительного контингента английских войск. Однако разрешить конфликт так и не удалось. Северная Ирландия оказалась на грани гражданской войны.

Правительство Эдварда Хита. На состоявшихся в 1970 г. парламентских выборах победу одержала Консервативная партия. Новое правительство возглавил Эдвард Хит. Он принадлежал к поколению так называемых новых консерваторов, которые выступали за сосуществование государственного и частного секторов, отстаивая идею смешанной модели экономики. В августе 1971 г. консерваторы приняли Закон об отношениях в промышленности, который фактически ставил под контроль рабочее

и профсоюзное движение, поскольку обязывал профсоюзы регистри-роваться в государственных органах. Незарегистрированные профсоюзы лишались юридической защиты в случае предъявления им предпринимателями судебных исков. Ответом на это было выступление рабочих судоверфей на р. Клайд. Следующим крупным выступлением, обострившим политическую ситуацию в Англии, была забастовка английских шахтеров в ноябре 1973 г. В ответ на это правительство Хита объявило о введении в стране чрезвычайного положения, что усугубило политическую обстановку.

В период правления консерваторов политический кризис в Северной Ирландии вступил в новую фазу. С 1972 г. там был введен режим прямого правления Англии с применением чрезвычайного законодательства. Однако эти меры еще более обострили политическую ситуацию в Ольстере. Британский контингент войск стал рассматриваться католической частью ирландцев как оккупационный, что усилило террористическую деятельность Ирландской республиканской армии (ИРА).

Во внешней политике консерваторы демонстрировали свою приверженность укреплению НАТО. Важной внешнеполитической задачей они считали присоединение к Общему рынку, что и произошло 1 января 1973 г.

Серьезное внимание консерваторы уделяли партнерству с США, а также поддержанию традиционных связей со странами Содружества Наций.