Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 919

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разделение Кореи на две части планировалось как временное.

Оно обозначало зоны ответственности за нормализацию жизни гражданского населения и подготовку его к самоуправлению страной. Однако начало “холодной войны” привело к превращению Корейского полуострова в арену соперничества США и СССР и закреплению раскола страны. СССР стремился опереться на народно-демократическое дви-жение в Корее, поставив во главе его коммунистов. США сделали ставку на проамерикански настроенного эмигрантского политика Ли Сын Мана.

В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы в Нацио-нальное собрание, принявшее название государства — Республика Корея (РК), Конституцию, провозгласившую суверенитет РК на всей территории Кореи, и избравшее президентом страны Ли Сын Мана.

В качестве ответного шага на Севере в августе 1948 г. прошли выборы в Верховное народное собрание Кореи. Выборам был придан всекорейский характер путем участия в них представителей Южной Кореи. Первая сессия Верховного народного собрания провозгласила 9 сентября 1948 г. создание Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР).

Война в Корее 1950—1953 гг. Появление двух корейских госу-дарств, каждое из которых провозглашало себя единственно законным и претендующим на всю территорию Кореи, создало предпосылки для конфронтации между ними. Обе стороны готовились к вооруженному противоборству.

25 июня 1950 г. КНДР первой начала военные действия, захватила столицу Южной Кореи Сеул и продолжила продвижение на юг. Это привело к вмешательству в конфликт США, которым удалось провести через Совет Безопасности ООН резолюцию, обвинившую КНДР в неспровоцированной агрессии против Республики Кореи. Затем Совет Безопасности принял резолюцию об оказании военной помощи Южной Корее со стороны государств — членов ООН. На базе резолюции было создано Объединенное командование для ведения войны в Корее.

Межкорейский конфликт приобрел международный характер. Боевые действия проходили с переменным успехом. Поначалу удача сопутствовала армии КНДР, но в сентябре 1950 г. США высадили в Корее крупный морской десант и переломили ситуацию, захватив почти всю территорию Северной Кореи и выйдя на корейско-китайскую границу. Это привело к вмешательству в войну Китая. Помощь КНДР оказывал и СССР. Советские авиационные и зенитные соединения ликвидировали господство в воздухе американской авиации.

К концу 1950 г. американо-южнокорейские войска отступили за 38-ю параллель. Дальнейшие боевые действия показали тщетность попыток обеих сторон добиться победы в этой войне. 27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее. В плане достижения политических целей для КНДР и Республики Кореи война закончилась безрезультатно.


Социально-экономическое развитие. Война и разрыв традиционных хозяйственных связей с севером полуострова вызвали глубокий экономический кризис в Южной Корее. Объем промышленного производства сокращался, в городах росла безработица. Еще в 1950 г. правительство Республики Корея начало проводить земельную реформу. У помещиков выкупались излишки земли (свыше 3 тыс. га), которые распределялись среди крестьян. Это привело к смягчению социальных противоречий в деревне, привлечению части крестьянства на сторону правительства. Государство пыталось привлечь капиталы помещиков и зажиточных крестьян в сферу предпринимательства. Целью властей стало преодоление экономической отсталости Южной Кореи, налаживание эффективного хозяйственного механизма. Одним из путей для достижения этой цели стало усиление регулирующей роли государства, составление долгосрочных программ планирования, первая из которых была принята на 1962—1966 гг.

Учитывая социальную структуру общества, в котором преобладало крестьянство, государство первоначально основное внимание уделяло

аграрному сектору. Оно стало предоставлять низкопроцентные кредиты крестьянским хозяйствам, взяло на себя часть долговых обязательств крестьян. Однако эти меры не принесли существенного улучшения в экономической ситуации в целом. Затем были предприняты неудачные попытки ускорить развитие промышленности за счет внутренних ресурсов, имевших ограниченные размеры, и получения финансовой помощи от США.

В середине 60-х годов правительство перешло к политике индустриализации через экспорт, приняв специальные меры для развития экспортных производств, привлечения иностранного капитала в виде коммерческих займов и инвестиций, контроля со стороны государства за эффективным использованием получаемых средств.

Правительство разработало и внедрило налоговую систему, способствующую максимальной мобилизации внутренних финансовых ресурсов. Оно отслеживало использование поступавших в страну валютных средств в производственных целях, ввело льготы для предприятий, создаваемых на передовой технологической базе и ориентированных на выпуск экспортной продукции. Регулирующая роль государства проявлялась и в том, что на каждом этапе развития оно определяло приоритетные отрасли производства и законодатель-ными и кредитно-финансовыми мерами обеспечивало их ускоренное развитие. Государство создало несколько индустриальных зон с улучшенной инфраструктурой, в которых частные предприниматели на льготных условиях могли создавать предприятия по производству электроники, электротехники, промышленного оборудования.



Другим фактором, способствовавшим быстрому экономическому росту, стала высокая квалификация рабочей силы при низкой заработной плате, что обеспечило дешевизну южнокорейских товаров и помогло им пробиться на рынки развитых стран. Формирующийся рабочий класс не имел опыта борьбы за свои права, забастовки в 1960— 1970 гг. были запрещены, государство брало на себя урегулирование трудовых конфликтов.

С середины 60-х годов Южная Корея делает резкий рывок в своем экономическом развитии за счет расширения сначала легкой, а затем

и тяжелой промышленности, приобщения к новым технологиям, совершенствования сферы услуг и торговли. Постепенно меняется социальный состав населения за счет оттока сельских жителей в предлагающие новые рабочие места города. Под воздействием требований растущей промышленности совершенствуется и расширяется система среднего и высшего образования.

Экспортная модель развития привела Южную Корею к глубокой втянутости в систему международных хозяйственных связей, поэтому мировой экономический кризис середины 70-х годов остро ощущался в стране.

В 80-х годах продолжался рост экономики, сопровождавшийся структурными изменениями в промышленности и внешней торговле.

Ежегодный рост производства составил в среднем 8,5%. В экспорте резко возросла доля технически сложных изделий, в основном продук-ции тяжелой промышленности. Южная Корея стала признанным экспортером большегрузных судов, электроники и электротехники, вооружения, автомобилей. Это сопровождалось соответствующими достижениями в развитии внутренней инфраструктуры, науки, культуры, здравоохранения. Хотя по-прежнему рост промышленности достигался в значительной степени за счет замораживания заработной платы, а борьба за свои права рабочим, ИТР, служащим была практически запрещена, регулирующая роль государства заставляла предпринимателей делать отчисления в социальную сферу, чтобы сглаживать возникающие конфликты.

Южная Корея вышла на передовые позиции по выпуску электро-ники, автомобилей, других изделий, обладавших высокой конкуренто-способностью. Корею начали называть одним из четырех “драконов” новых индустриальных стран наряду с Сингапуром, Тайванем и Гонконгом.

В 1988—1990 гг. произошло ослабление ряда запретов, включая такие как запрещение проведения организованных протестов на производстве. Усилилась борьба наемных рабочих и служащих за свои права, прежде всего за увеличение оплаты труда. Было снято искусственное сдерживание роста заработной платы, вследствие чего произошло быстрое увеличение доходов значительной части населения. Это, в свою очередь, стимулировало внутренний спрос и открыло новые возможности для развития экономики.


90-е годы закрепили за Южной Кореей одно из ведущих мест среди

новых индустриальных стран.

Республика Корея занимает одно из первых мест в мире по производству судов, стали, легковых автомобилей, выпуску продукции электроники и электротехники. Южнокорейские корпорации постепенно становятся все более серьезными конкурентами ведущим компаниям Запада. 11 фирм из Южной Кореи вошли в список 500 ведущих корпораций, а 4 компании — “Хендэ”, “Самсунг электроникс”, “Дэу” и “LG Electronics” — в число 100 крупнейших корпораций мира.

Однако в условиях мирового экономического кризиса 2008— 2009 гг. в экономике страны наблюдалось снижение темпов роста экспорта на ключевых направлениях: в нефтехимии, машиностроении, произ-водстве автомобильных запчастей. Сегодня Республика Корея занимает 10-е место в мире по объему ВВП, 4-е — по валютным запасам, 5-е — по производству автомобилей.

Главными составляющими успешной экономической политики страны остаются всемерное поощрение экспорта и стимулирование притока иностранных инвестиций. Предусматриваются структурные реформы в промышленности, финансовой сфере и в области трудовых отношений.

Внутриполитическое развитие. В 1952 г. Ли Сын Ман вновь был избран президентом Республики Корея. По его инициативе в 1954 г. были внесены поправки в Конституцию, предоставившие президенту неограни-ченные права и урезавшие полномочия парламента и премьер-министра. Были введены законы о безопасности государства, регистрации политических партий, упорядочении печати, контроле за проведением демонстраций, открывшие широкие возможности для произвола властей.

На волне недовольства политикой руководства страны в 1955 г. возникла крупная оппозиционная Демократическая партия и еще несколько партий. Однако в условиях грубой фальсификации результатов президентских выборов 1956 г. они не смогли противо-действовать победе Ли Сын Мана.

В 1958 г. Ли Сын Ман издал новый Закон о государственной безопасности, позволивший ему разогнать все оппозиционные партии, кроме Демократической. Установленный им авторитарный режим сопровождался ростом коррупции, беззакония и произвола, вызывав-шими массовое недовольство всех слоев общества. Поэтому, когда после выборов 1960 г., проходивших в обстановке грубых подтасовок при подсчете голосов, Ли Сын Ман был объявлен президентом, в стране начались массовые демонстрации с требованием пересмотра итогов выборов. Основными участниками антиправительственных выступ-лений стали студенты. Ли Сын Ман решил силой подавить протесты и ввел в Сеул войска, открывшие огонь по демонстрантам. В ответ в городе вспыхнуло восстание против президента. Армия отказалась при-менить оружие, и столица перешла в руки восставших. На экстрен-ном заседании парламента была принята резолюция об отставке президента и проведении новых выборов. 27 апреля 1960 г. Ли Сын Ман подписал заявление об отречении от власти и покинул страну. В стране было создано переходное правительство.


В июне 1960 г. парламент утвердил поправки к Конституции, вводившие процедуру избрания президента парламентом. Южная Корея стала парламентской республикой. Президент наделялся функциями главы государства, но не имел более исполнительной власти.

На выборах в парламент 1960 г. победила Демократическая партия, президентом был избран видный деятель прежней оппозиции Юн Бо Сон.

Экономическое положение страны продолжало оставаться тяжелым. Возросли антиправительственные настроения в армии, недовольной решением правительства сократить вооруженные силы

и достигнуть договоренностей с КНДР.

В ночь с 15 на 16 мая 1961 г. в стране произошел государственный военный переворот, во главе которого встал генерал-майор Пак Чжон Хи. Был создан Высший совет государственной реконструкции(ВСГР), который ввел военное положение, распустил Национальное собрание, партии и общественные организации, запретил проведение митингов и демонстраций, закрыл многие издания.

Период 1960-х — 1980-х годов характеризовался военной формой правления.

6 июня 1961г. был опубликован Закон о чрезвычайных мероприя-тиях по реконструкции государства, заменивший Конституцию. Верховным органом правления становился ВСГР, получивший всю полноту власти. В декабре 1962 г. военные провели референдум по новой Конституции, укрепившей режим личной власти президента. Он получал самые широкие полномочия: право назначать правительство и премьер-министра, заключать и ратифицировать международные договоры, объявлять войну и заключать мир, быть верховным главнокомандующим. Президент избирался на четыре года из числа кандидатов, выдвинутых политическими партиями, членами которых они являлись. Конституция позволяла занимать президентский пост не более двух сроков подряд.

Для участия в выборах военные в 1963 г. создали Демократическую республиканскую партию (ДРП ), которая выдвинула своим канди-датом Пак Чжон Хи, накануне ушедшего с военной службы. На выбо-рах 1963 г. Пак Чжон Хи победил. Вскоре прошли выборы в Национальное собрание, в которых победила ДРП. Страна вернулась к конституционной форме правления.

Успехи социально-экономического развития страны в 60-х годах укрепили позиции власти. В результате на президентских и парламент-ских выборах 1967 г. победу вновь одержали Пак Чжон Хи и ДРП.