Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 921
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К 1970 г. Япония вышла на второе после США место в капиталистическом мире по объему промышленного производства.
Выявившаяся в ходе мировых экономических кризисов середины 70-х — начала 80-х годов уязвимость японской экономики вследствие необеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами показала необходимость структурной перестройки экономики. В 80-х годах приоритетное развитие получили наукоемкие отрасли промышлен-ности: электроника, производство компьютеров, телекоммуникацион-ного и контрольно-измерительного оборудования, средств автомати-зации, новых материалов, биотехнологии. Покупка патентов и лицензий отошла на второй план по сравнению с финансированием научных и технических исследований. По уровню производительности труда Япония в 1991 г. обогнала западноевропейские страны и поднялась до 90% уровня США.
Однако в начале 90-х годов произошло замедление темпов экономического развития. Производство промышленной продукции оставалось на прежнем уровне, но сократился экспорт, упала производительность труда, выросла безработица. В этих условиях правительство Японии было вынуждено пересмотреть цели и задачи общегосударственного плана социально-экономического развития. С конца 1995 г. в экономике наметились признаки оживления, однако в конце 90-х годов она вновь пережила период застоя.
Чтобы вывести экономику из состояния депрессии и приспособить ее к новым условиям, руководство страны приступило к проведению
реформ по либерализации экономики. Началось сокращение роли государства в регулировании экономики. В 2004 г. был принят трехлетний план реформы регулирования и раскрытия возможностей для частного предпринимательства. Реформа в области трудовых отношений была призвана заменить традиционную систему пожиз-ненного найма американской контрактной системой найма рабочей силы. Осуществлялся перевод производственных мощностей японской обрабатывающей промышленности за границу, где создавались совместные предприятия. И если свои производственные мощности японские компании предпочитали размещать в странах Азии, обладающих емким внутренним рынком и относительно дешевой рабочей силой, то свои научные центры они размещали в развитых
Со второй половины 50-х годов в стране начался экономический подъем, получивший название японское “экономическое чудо”. Одной из причин подъема экономики стало массовое обновление основного капитала. Другими причинами явились наличие высококвалифицированной рабочей силы, низкий уровень заработной платы при высокой производительности труда. Росту промышленного производства способствовало также расширение внутреннего рынка, вызванное последствиями аграрной реформы и ростом доходов городского населения в результате упорной стачечной борьбы. Важную роль играл также низкий уровень военных расходов Японии.
Характерной чертой экономического развития страны стало заимствование иностранных научно-технических достижений. Япония импортировала новейшую технику и перешла к закупке патентов и лицензий на технологии, экономя средства на научно-технических исследованиях. Государство, со своей стороны, оказывало странах, стремясь использовать их научно-технический потенциал. Возрос приток иностранных инвестиций в Японию.
Реформы вывели японскую экономику из депрессии (начался рост ВВП), но породили ряд проблем, в частности, рост индивидуализма и имущественной дифференциации, немыслимых в некогда однородном и сплоченном японском обществе. Однако отказ от проведения реформ может привести к утрате Японией своих лидирующих позиций в азиатской экономике. В последнее десятилетие экономика Японии значительно уступала по темпам роста своим ближайшим соседям — Китаю, Южной Корее и Тайваню.
Мировой экономический кризис 2008—2009 гг. серьезно ударил по ориентированной на экспорт экономике Японии. И лишь благо-даря многомиллиардным правительственным вливаниям удалось вернуть экономику к росту.
Япония сохраняет свои позиции в качестве второй после США экономической державы мира. На мировом рынке она по-прежнему является одним из основных поставщиков продукции сложных науко-емких отраслей промышленности и современных конструкционных материалов. Япония занимает четвертое место по объему внешней торговли и является крупнейшим кредитором и членом наиболее влиятельных международных организаций, таких как ВТО, МВФ, Всемирный банк.
Внутриполитическое развитие в 1952—2010 гг. В 50-х годах окончательно оформилась политическая система Японии, основанная на многопартийной парламентской демократии с сохранением импе-ратора в качестве главы государства. В 1955 г. в результате объеди-нения Либеральной и Демократической партий была создана
Либерально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интересы консервативных политических сил страны. Имея большинство в парламенте, ЛДП формировала правительство Японии.
К середине 60-х годов внутриполитическая ситуация в Японии приобрела тот вид, который сохранялся до начала 90-х годов. Самой влиятельной из политических партий была ЛДП, которая фактически обладала монополией на власть в стране. Ее главным противником являлась Социалистическая партия Японии (СПЯ), левее которой находилась Коммунистическая партия. Большую группу составляли промежуточные между ЛДП и СПЯ партии. Однако в начале 90-х годов авторитет ЛДП начал падать. Это явилось в значительной степени следствием крупного скандала, связанного с коррупцией в высших партийных кругах, и введения потребительского налога, вызвавшего недовольство среди населения. В 1993 г. произошел раскол ЛДП. Вышедшие из партии члены образовали партию “Новая пар-тия — инициатива”, которая стала опираться на представителей бюрократического аппарата. Раскол привел к ослаблению позиций ЛДП. В результате в 1993 г. ЛДП потерпела поражение на выборах в парламент и лишилась большинства в палате представителей. Поскольку правительство Японии формируется парламентом, поражение ЛДП привело к созданию коалиционного правительства. В стране сложилась принципиально новая политическая ситуация, при которой у власти находилось многопартийное правительство и существовала реальная возможность прихода к власти оппозиционных партий.
Новая политическая ситуация получила название эпоха коалиционных правительств, для которой было характерно создание парламентских и прави-тельственных коалиций, участие ЛДП почти во всех правительствах и постоянное увеличение ее представительства в парламенте, нестабиль-ность в лагере оппозиции, попытки создания единой мощной правой партии, падение популярности левых партий, создание сопоставимой с ЛДП по представительству в парламенте Демократической партии Японии.
Демократическая партия Японии (ДПЯ ) была образована в 1996 г. Она объединила молодых политиков либерального толка и, опираясь на средние городские слои, стала претендовать на роль лидера оппозиционных сил центристского направления. В 1998 г. ДПЯ, сплотив вокруг себя небольшие партии и парламентские группы, образовала оппозиционный парламентский блок. На выборах в парламент 2003—2004 гг. ДПЯ смогла потеснить ЛДП, увеличив число мандатов в обеих палатах парламента.
Другой крупной политической силой в стране стала Либеральная партия Японии, которая объединила депутатов неоконсервативного и националистического направлений.
Значительную роль во внутриполитической жизни страны играют организации частных предпринимателей. Так, Федерация экономи-ческих организаций объединяет практически все основные группы японского делового мира. Заметное влияние на общественно-полити-ческие процессы в стране оказывают профсоюзы. Конфедерация профсоюзов, созданная в 1989 г., выступила за формирование новой политической силы на базе социал-демократического движения, кото-рая могла бы составить альтернативу ЛДП.
До 2009 г. у власти в Японии находились коалиционные прави-тельства, в которых ЛДП играла доминирующую роль. Однако на выборах в нижнюю палату парламента 30 августа 2009 г. ЛДП потерпела сокрушительное поражение. Оппозиционная ДПЯ, одержав убедительную победу на выборах, сформировала правительство, во главе которого встал один из основателей ДПЯ, ее председатель с 1999 г. Юкио Хатояма.
Однако правительству Ю. Хатоямы не удалось выполнить своих предвыборных обещаний: провести широкие социальные и эконо-мические реформы, установить в рамках военно-политического союза с США более равноправные отношения. Позиции власти подорвали также коррупционные скандалы. Ее популярность среди населения страны стала стремительно падать, и чтобы сохранить влияние ДПЯ на избирателей, правительство Ю. Хатоямы 4 июня 2010 г. ушло в отставку. Новое правительство возглавил новый председатель ДПЯ Наото Кан. Он заявил, что продолжит реализацию концепции формирования восточноазиат-ского сообщества, будет добиваться децентра-лизации административной системы в Японии и совершенствования государствен-ной службы.
Однако на выборах в верхнюю палату парламента 11 июля 2010 г. ДПЯ не удалось получить большинства голосов избирателей.
Внешняя политика. С приобретением суверенитета Япония предприняла шаги, Н. Кан направленные на улучшение своего внешнеполитического положения. Японское руководство начало переговоры с лидерами Советского Союза, результатом которых стало подписание в 1956 г. совместной декларации СССР и Японии, провозгласившей восстановление мира между двумя странами и заложившей основу для нормализации взаимоотношений. СССР поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН, и в декабре 1956 г. она стала членом этой организации.
В 60-х годах внешняя политика Японии активизировалась, хотя по-прежнему следовала в фарватере внешнеполитического курса США.
В стране находилось множество военных объектов США, занимавших немало плодородных земель и затруднявших жизнь мирного населения. В Японии росло движение против американо-японского договора 1951 г. В этих условиях в 1960 г. США и Япония заключили новый договор, придававший американо-японским военно-полити-ческим отношениям характер военного союза, который с 1970 г. автоматически продлевается.
В 60-х годах Япония стала уделять больше внимания расширению связей со странами Азии в целях создания благоприятных возмож-ностей для экономической экспансии японских монополий. В 1966 г. Япония вошла в число соучредителей политического блока Азиатско-Тихоокеанский совет, куда вступили также Тайвань, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Австралия и Новая Зеландия.
С 1975 г. Япония стала постоянным участником ежегодных встреч глав наиболее развитых капиталистических стран мира (“Большой семерки”).
Основной доктриной внешней политики Японии по-прежнему остается концепция целесообразности союза с США. Вместе с тем на-чался переход японо-американских союзнических отношений в новое качество — от младшего партнера к равному. В 1996 г. США и Япония подписали декларацию, в которой говорилось, что американо-японское военное сотрудничество наряду с защитой территории Японии отнападения извне ставит своей целью совместные действия по ликви-дации конфликтов, возникающих в сопредельных с Японией районах Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1997 г. США и Япония подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, целью которого является определение более широкого военного сотрудничества обоих государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Премьер-министр Японии Н. Кан подчеркнул, что отношения с США остаются “краеугольным камнем японской дипломатии”.
Важным вопросом во внешней политике Японии являются ее отно-шения с Российской Федерацией — правопреемницей СССР. Мирный договор между двумя странами так и не подписан из-за проблемы “северных территорий”. Япония требует возвращения ей четырех Южно-Курильских островов и отказывается от предложения России заключить договор о мире, дружбе и сотрудничестве между двумя странами.
В последние годы Япония активизировала свою политику в Централь-ной Азии. Дипломатические отношения между Японией и Республикой Казахстан были установлены в 1992 г. Начало деловых связей между двумя странами было положено в 1994 г. в рамках официального визита Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Токио. Большое место в двусторонних отношениях отводится экономическому сотрудничеству. Товарооборот между двумя странами в 2008 г. достиг 1,7 млрд. долларов.
Новый импульс двусторонним отношениям придал визит Н. А. Назар-баева в Японию в 2008 г., в ходе которого были достигнуты договорен-ности о сотрудничестве в области атомной энергетики, увеличении японских инвестиций и использовании японских технологий в Казахстане.
Большое внимание Япония уделяет налаживанию связей с Китаем, в котором видит перспективный емкий рынок для своих товаров, источник энергоносителей и других видов сырья.
Япония намерена играть более активную роль в мировой политике. Подтверждением этому являются ее попытки занять место постоян-ного члена Совета Безопасности ООН. Важнейшей внешнеполитической задачей Японии является приведение в соответствие ее экономической мощи с политическим влиянием в мире.
В последнее время наметились существенные изменения в между-народном положении и внешней политике Японии. Впервые после окончания Второй мировой войны Япония заявила о желании иметь собственную военную политику и полноценную армию, ее не устраи-вает военная доктрина, основанная только на самообороне. Прави-тельство планирует внесение изменений в статью 9 Конституции, что позволит вооруженным силам Японии участвовать в международных конфликтах с правом применения оружия. После успешного испы-тания Северной Кореей ядерного оружия в октябре 2006 г. консерва-тивные силы Японии получили дополнительный аргумент в пользу изменения статьи 9 Конституции и создания полноценных воору-женных сил.
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
Раскол Кореи. В ходе Второй мировой войны союзные державы договорились о восстановлении независимости Кореи. В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией. Американские войска высадились на юге Кореи в сентябре 1945 г. В соответствии с решениями союзников было установлено, что 38-я параллель станет разграничительной линией между советскими и американскими войсками, прибывшими для пленения и разоружения японских вооруженных сил на территории Корейского полуострова.