Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 903

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономическая ситуация в стране продолжает оставаться довольно сложной. За чертой бедности в Азербайджане находится 24% населения. Социальная ситуация осложняется наличием в стране 700 тыс. беженцев.

90-е годы ХХ в. стали для Азербайджана временем политической нестабильности. На президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Народного фронта Азербайджана Абульфаз Эльчибей. Став президентом, он выступил против членства Азербайджана в СНГ, за сближение с Турцией и расширение связей с иранскими азербайджанцами.

Решения А. Эльчибея в области внутренней и внешней политики поставили республику на грань экономического хаоса, гражданской войны и вызвали массовое недовольство населения страны.

Сложившейся ситуацией решили воспользоваться политические противники Эльчибея. В июне 1993 г. в Гяндже под руководством полковника С. Гусейнова был поднят военный мятеж. Власть в Баку перешла к Гейдару Алиеву — президенту Нахичеванской автономной республики, бывшему первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана. С. Гусейнов получил пост премьер-министра. В августе 1993 г. в стране прошел референдум, который отстранил от власти А. Эльчибея. В октябре 1993 г. президентом Азербайджана был избран Г. Алиев.

Осенью 1994 г. и весной 1995 г. С. Гусейновым и братьями Ровшаном и Махиром Джавадовыми были предприняты попытки государственного переворота. Причиной было недовольство заключением перемирия в Нагорном Карабахе. Однако обе попытки были подавлены властями.

В октябре 1998 г. Г. Алиев был вновь избран президентом страны.

В августе 2003 г. на пост премьер-министра Азербайджана был назначен сын Г. Алиева Ильхам. На прошедших в октябре 2003 г. президентских выборах И. Алиев получил 76,8% голосов избирателей и стал президентом страны. За время правления Г. и И. Алиевых в Азербайджане была достигнута политическая стабильность.
По политической структуре страны СНГ имеют президентскую форму правления. Сегодня этот статус изменили Украина и Молдова, в которых установилась парламентская форма правления.

ИЗ УСТАВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

22 января 1993 г.

Статья 1

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.


Статья 2

Целями Содружества являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях…;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Раздел II. Членство

Статья 7

Государствами — учредителями Содружества являются государства, под-писавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. к моменту принятия настоящего Устава.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Статья 9

Государство-член вправе выйти из Содружества.

1.Расскажите об образовании Содружества Независимых Государств.

2.Что представляет собой структура СНГ?

3.Какой характер носят экономические и военно-политические отношения между странами СНГ?

4.Заполните таблицу.


Страна

Социально-экономическое развитие

Политическое развитие










Азербайджан







Армения
















Беларусь
















Грузия
















Кыргызстан







Молдова
















Таджикистан
















Туркменистан







Узбекистан







Украина











Тема 2.13. Российская Федерация 1991-2015 гг.

Россия на пути либерального реформаторства. Правительство Е.Т. Гайдара и его политика. Конституция 1993 г. Обострение межнациональных конфликтов на Северном Кавказе. Война в Чечне. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие России во второй половине 90-х годов. Отставка Б.Н. Ельцина. Приоритеты внутренней и внешней политики Д А. Медведева, В.В. Путина. Вхождение Республики Крым в состав России.

Тема: «Российская Федерация в 1991-2015гг»

Экономические реформы в России в 1990-¬е годы

В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу, разработанную группой молодых реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром (программа «Шоковой терапии»). Главная цель будущих реформ – скорейший переход к рыночной экономике, основанной на принципах монетаризма. Основными пунктами программы Гайдара стали либерализация цен – освобождение цен от государственного регулирования, и приватизация – передача государственной собственности в частные руки. 1 января 1992 г. – проведена либерализация цен. В условиях спада производства и тотального дефицита она привела к стремительному подорожанию промышленных и продовольственных товаров. К 1997 г. цены на продовольствие выросли в сравнении с 1990 г. в 10 тыс. раз. С I октября 1992 г. началась приватизация, автором программы которой стал А.Б. Чубайс. Каждому гражданину РСФСР был выдан приватизационный чек («ваучер», «ваучерная приватизация»), дававший право на получение части государственной собственности. Владельцы теневых капиталов сумели в короткий срок скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния – сформировался слой финансовой олигархии. Позднее, 1 июля 1994 г., начнется второй – денежный – этап приватизации.

Значение политики «Шоковой терапии»:

1. В России сложился рынок продовольственных и промышленных товаров.

2. Массовое обнищание население из-¬за обесценивания зарплат и банковских вкладов.

3. Пика своего развития достигает «черный рынок». Результатом этого становятся криминализация общества и сокращение налоговых поступлений в бюджет. Возникает огромный бюджетный дефицит, резко сокращается государственное финансирование производства и культуры.


4. Подорожание природных ресурсов, энергоносителей, электроэнергии приводит к углублению экономического кризиса. Возникает «кризис неплатежей» ¬ предприятия оказываются не в состоянии расплатиться с поставщиками. В особенно бедственном положении оказались оборонные предприятия, зависевшие от практически свернутых госзаказов.

5. Не выдержав конкуренции с иностранными производителями, практически гибнет слаборазвитая отечественная легкая промышленность. Страну наводняют дешевые и не всегда качественные импортные товары.

6. В тяжелейшем положении оказалась учреждения бюджетной сферы, прежде всего научные, образовательные и медицинские. Лишенные государственного финансирования, они влачили жалкое существование или просто ликвидировались. Их сотрудники были поставлены на грань выживания.

7. Начинается отток рабочей силы из сфер производства, науки образования в торговлю. В итоге производство и духовная сфера безвозвратно теряют тысячи уникальных специалистов. Это приводит к еще большему падению производства.

8. Возникает такое явление как «утечка мозгов», т.е. массовый переезд высоко квалифицированных специалистов, в первую очередь молодых ученых, за границу.

Отсутствие обещанной Гайдаром макроэкономической стабилизации означало провал его реформ. В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР отправил Гайдара в отставку с поста исполняющего обязанности главы правительства и утвердил в должности премьер¬министра В.С. Черномырдина. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить:

1. новыми международными кредитами;

2. привлечением денежных средств населения через сформировавшуюся огромную банковскую систему и государственные займы (ГКО);

3. прекращением выплат зарплат бюджетникам. Одновременно, это позволяло замедлить темпы инфляции. Долго такое положение сохраняться не могло, так как долг государства перед собственном населением и иностранными кредиторами становился хроническим. Проведенная 2 января 1998 г. денежная реформа (деноминация) лишь смягчила надвигающийся экономический кризис. В марте 1998 г. Черномырдин был отправлен в отставку. Его место занял С.В. Кириенко. 17 августа 1998 г. разразился мощный экономический кризис, который привел к краху национальной валюты. Сократился импорт, в результате чего вновь возник дефицит на ряд товаров. Был ликвидирован молодой российский «средний класс». В сентябре 1998 г. главой кабинета министров стал Е.М. Примаков, который провозгласил курс «опоры на собственные силы». Сокращение импорта объективно способствовало поддержке отечественных производителей. Был подготовлен сбалансированный бюджет на 1999 г. Однако внешний долг РФ 02.10.2016 Российская Федерация в 1991¬2015 годах http://ege¬history.ru/23.php 3/12 был так велик, что страна оказалась на грани полного банкротства (дефолта). О либеральных реформах старались уже не вспоминать. Единственными российскими товарами для экспорта стали нефть, газ и оружие. В июне 1999 г. Примаков был заменен С.В. Степашиным, которого, в августе того же года сменил В.В. Путин. Серьезных последствий для экономики эти перемещения не имели. В январе 2000 г. председателем правительства стал М. Касьянов, которого в марте 2004 г. сменил М. Фрадков. В мае 2008 года правительство возглавил В.В. Путин. После избрания в 2000 году В.В. Путина Президентом РФ началось постепенное оживление экономики. Наметился экономический рост. Однако по¬прежнему сохранялась зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей, что усугубило экономическое положение страны в связи с начавшимся в 2008 году мировым экономическим кризисом. Скорейший вывод экономики страны из кризисного состояния стал важнейшей задачей Д.А. Медведева, избранного в марте 2008 года президентом. С необходимостью вывода экономики из затяжного экономического кризиса столкнулся и избранный на пост президента в 2012 году Владимир Путин. Председателем правительства РФ стал Дмитрий Медведев. 7 мая 2012 года, в день своего вступления в должность, президент подписал ряд указов («Майские указы»), направленных на развитие в разных сферах общественно¬ политической и экономической жизни. Главной целью этих указов было и остается повышение уровня жизни население и решение демографической проблемы. В настоящее время продолжается постепенный рост российской экономики, которому в некоторой степени препятствуют и продолжающийся экономический кризис, и антироссийские санкции, введенные рядом западных государств. В качестве ответных мер руководством страны были введены ограничения на импорт некоторых товаров из этих государств. В свою очередь, эта мера породила необходимость импортозамещения товаров на российском рынке. Изменившаяся международная ситуация заставила правительство и президента интенсивно выстраивать партнерские отношения не только со странами Европы и США, но и с ведущими государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Особенно интенсивно эти отношения развиваются в рамках БРИКС. Сегодня все более реальным становятся проекты создания единой валюты этой организации и "нового Шелкового пути".