Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 896
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значительный опыт взаимного экономического сотрудничества с приграничными областями Казахстана накоплен в Оренбургской области, а также Павлодарской области Казахстана с приграничными областями России. В настоящее время 18% Оренбургского экспорта и более 40% импорта приходятся на Казахстан.
Наиболее крупным внешнеторговым партнером Республики Башкортостан, Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Иркутской, Омской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей является Павлодарская область Казахстана.
* * *
В целом перед Казахстаном во взаимной торговле с Россией стоит ряд перспективных задач, решение которых будет определенным образом влиять на общую экономическую ситуацию в стране.
Одной из важных задач является изменение торгового сальдо Казахстана с РФ из отрицательного в положительное. Кроме того, желательно постепенное изменение структуры товарооборота в выгодном для РК направлении.
Исходя из интересов двух государств, целесообразно в ближайшей перспективе рассмотреть комплекс мер по укреплению связей приграничных регионов. Необходимость создания правовой основы развития приграничных регионов не вызывает сомнений. На наш взгляд, необходимо ускорить разработку определяющих законов. В их числе Законы "О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий РК", "О свободных экономических зонах", "О приграничной торговле". Следует также ускорить ратификацию четырехстороннего Соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.
Очевидным также является наличие потенциальных и взаимовыгодных возможностей России и Казахстана в плане использования оптимальных форм специализации, концентрации производственного и финансового капитала, использования эффективных финансовых инструментов, организации оптимальных товарных, финансовых и транспортных потоков. В этой связи особую актуальность в развитии казахстанско-российских связей приобрели проблемы синхронизации законодательной и нормативной базы стран. Было бы целесообразно осуществить поэтапный переход на взимание НДС по месту назначения в казахстанско-российской торговле, начав его с машин, оборудования, транспортных средств.
Не менее важной представляется скоординированная маркетинговая стратегия Казахстана и России на международных рынках, где вполне возможно сохранение и укрепление общих позиций. Приоритетным направлением представляется совершенствование организационных форм деятельности казахстанских и российских товаропроизводителей на мировых рынках. Ими могут стать картельные соглашения.
Одним из важных инструментов укрепления двусторонних связей могло бы стать создание условие для расширения контактов между предприятиями, создание совместных предприятий. По официальным данным (2000 г.) в республике активно работают 220 совместных российско-казахстанских предприятий и 88 предприятий со 100-процентным российским капиталом. Большинство СП в республике, в том числе и российско-казахстанские СП, имеют торгово-посредническую направленность. Однако в отличие от других государств российско-казахстанские СП производственной направленности охватывают значительно более широкий спектр сфер деятельности - от добычи и переработки природных ресурсов до продукции высокой степени переработки, что в определенной мере подтверждает эффективность работы российско-казахстанских СП. Вместе с тем российско-казахстанские СП пока еще не играют той роли, которую они могли бы играть в развитии торгово-экономического сотрудничества. Поэтому в этом направлении целесообразна активная поддержка со стороны государственных структур.
2) Сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сфере.
Данное направление сотрудничества между двумя странами является одним из перспективных.
Структура казахстанского экспорта нефти по странам в 2001 году характеризуется снижением доли поставок в страны СНГ (17%) и расширением географии экспорта нефти в страны дальнего зарубежья (83%) (диаграмма 5).
Показатели экспорта нефтепродуктов в 2001 году существенно изменились по сравнению с 2000 годом. Наряду с экспортом Казахстан осуществляет импорт нефтепродуктов. Причем, 98% всего ввозимого объема нефтепродуктов приходится на Российскую Федерацию.
Снижение акцизных ставок на импортируемый бензин с 80 до 31 Евро за тонну в 2001 г. и падение в последнее время мировых цен на нефть способствовало увеличению поставок российской нефти на внутреннюю переработку. Экспорт нефтепродуктов в страны СНГ стал более привлекательным для России, чем поставка нефти на мировой рынок, поскольку, например, в Казахстане цены на те же виды нефтепродуктов значительно выше российских.
Казахстан более чем на 50% зависит от России в отношении поставок сырой нефти на свои НПЗ. Шымкент и Павлодар получают западносибирскую нефть по трубопроводу из Омска. Павлодарский НПЗ на 100% зависит от западносибирской нефти. Шымкент обычно работает на 75% на западносибирском и на 25% на сырье Кумкольского месторождения. Сегодня зависимость от западносибирской нефти Шымкентского "Оргсинтеза" снижена наполовину за счет использования актюбинской нефти, транспортируемой железнодорожным транспортом с запада Казахстана. Из-за снижения добычи нефти на западносибирских месторождениях, непрохождения проплат и взаимной задолженности вопрос обеспечения нефтью Павлодарского и Шымкентского НПЗ не раз приобретал критический характер, а коэффициент использования мощностей этих предприятий часто опускался ниже 0,5.
К основным проблемам Павлодарского НПЗ относится его технологическая зависимость от России: производственный цикл предприятия рассчитан на потребление западносибирской нефти с низким содержанием серы и парафина. Перспективы флагмана казахстанской нефтепереработки осложняет его соседство с российскими заводами-конкурентами: Омским, Орским, Уфимским, Волгоградским нефтеперерабатывающими предприятиями (являясь вертикально-интегрированными, они имеют стабильный доступ к сырой нефти, к тому же по льготным ценам), которые могли бы при желании полностью удовлетворить потребности северного Казахстана в нефтепродуктах.
* * *
В нефтегазовой отрасли сотрудничество развивается также по линии совместной разработки казахстанских месторождений. Россия в проектах по недропользованию на территории Республики Казахстан, как можно видеть из диаграммы 6, занимает четвертое место и составляет 6%. Российские инвестиции в минерально-сырьевом комплексе (МСК) Казахстана составили в 2000 году 32,2 млн. долларов, в том числе в разведку углеводородного сырья (УВС) 3,5 млн. долларов, в добычу твердых полезных ископаемых (ТПИ) - 28,7 млн. долларов.
Инвестиции в УВС представлены двумя российскими инвесторами - АНК "Башнефть" и ОАО "ЛУКОЙЛ". В нефтяной отрасли Казахстана компания "ЛУКОЙЛ" представлена в таких крупных проектах, как Тенгиз и Карачаганак. Кроме того, "ЛУКОЙЛ" готов расширять свое присутствие в Казахстане, вести не только разработку готовых месторождений, но и разведочные работы.
Большую заинтересованность по отношению к Казахстану выражает крупная нефтяная российская компания "ЮКОС", которая получила участок для разработок в Северо-Казахстанской области.
Диаграмма 6
В сфере ТПИ Казахстана российские инвесторы представлены такими крупными компаниями, как РАО ЕЭС (83,9%), ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (10,6%) и НПК "Инвестор" (3,8%).
Казахстанские предприятия также проявляют интерес к российским проектам. Так, "Казахойл" ("Казмунайгаз") ведет переговоры о совместных разработках в Томской области, на месторождении "Комсомольское" в Астраханской области. У казахстанских нефтяников есть намерения разрабатывать месторождения в Архангельской области.
С 2000 года энергосистема Казахстана работает в параллельном режиме с ЕЭС России и объединенной энергосистемой стран Центральной Азии.
Параллельная работа энергосистем значительно повысила качество электрической энергии и надежность электроснабжения потребителей Казахстана, Центральной Азии и Российской Федерации, а также позволила оперативно осуществлять перетоки и транзит электрической энергии и мощности, более рационально использовать энергетические мощности электрических станций. Энергосистема Казахстана и РАО "ЕЭС России" призвана подстраховывать друг друга в случае аварийных ситуаций.
* * *
В целом сотрудничество Казахстана и России в топливно-энергетической сфере имеет заметные перспективы.
Весьма перспективным является проект передачи постоянного тока Экибастуз - Тамбов напряжением 1500 кВ. Этот проект открывает возможность транспорта электроэнергии сибирских электростанций и Экибастузского ТЭКа в центральные районы России и в страны Европы.
В целях обеспечения взаимоприемлемого единого налогового режима торговли электроэнергией, энергетическим оборудованием целесообразно осуществить переход стран при взимании косвенных налогов на принцип "страны назначения". В этой связи для повышения эффективности параллельной работы энергосистем важно упрощение таможенных процедур при перемещении электрической энергии через таможенную границу.
Важнейшим фактором развития энергического рынка является углубление сотрудничества в области научных исследований и разработок передовых технологий в производстве энергетического, электротехнического оборудования. В настоящее время все виды оборудования для электростанций производятся в России, Беларуси (Ленинградский металлический завод, Электросила, Белэнергомаш, Уралэлектротяжмаш, Сибэнергмаш и др.). С распадом Союза значительно ухудшились хозяйственные связи между производителями и потребителями энергетического оборудования, что негативно отражается на техническом состоянии энергетических комплексов страны. По этому вопросу целесообразно приятие конкретных мер на уровне Правительства.
3) Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций.
Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций - одна из наиболее перспективных областей развития двусторонних отношений между Казахстаном и Россией. Оба государства в контексте развития транспортного сотрудничества имеют друг для друга стратегическое значение, поскольку помимо широкой национальной транспортной сети занимают определяющее географического положение.
Казахстан и Россия тесно связаны транспортными коммуникациями. В этой связи Казахстан чувствительно реагирует на какие-либо изменения по тарифам по грузовым перевозкам по территории России.
Один из ключевых здесь вопросов транспортировка нефти и газа через территорию России.
В целом транспортировка каспийской нефти и в целом нефти - это одна из важнейших сторон российско-казахстанского сотрудничества. Прежде всего это увеличение пропускной способности нефтепровода Атырау-Самара до 15 миллионов тонн нефти в год. Ввод в эксплуатацию КТК обеспечивает экспорт казахстанской нефти на долгосрочную перспективу.
В период с 1995 и до 1999 года Россия предоставляла Казахстану такую квоту, которая не позволяла казахстанским экспортерам задействовать трубопровод Атырау-Самара на полную мощность (при его годовой пропускной способности в 10,5 млн. тонн нефти). И только в 1999 году трубопровод был загружен почти на 100%. Было подписано соглашение об увеличении квоты на транзит нефти в дальнее зарубежье сначала до 5 млн. тонн (23 декабря 1998 года), а затем (25 февраля 1999 года) до 7,5 млн. тонн (квота в ближнее зарубежье осталась прежней - 3,5 млн. тонн). Это решение инициировало появление проекта реконструкции и модернизации трубопровода Атырау-Самара для увеличения пропускной способности сначала до 12 млн. тонн, затем - до 15 млн. тонн.
Этот проект, разработанный транспортными компаниями обеих стран - российской "Транснефтью" и казахстанской "Казахойл", выгоден для обеих сторон. Для "Транснефть" транспортировка казахстанской нефти по своим трубопроводам при том, что для полного использования их мощностей не хватает 20 млн. тонн, приносит дополнительную прибыль.
В настоящее время реализован первый этап реконструкции трубопровода Атырау-Самара - его пропускная способность поднята до 12 млн. тонн. Благодаря этому и была достигнута договоренность с Россией об увеличении транзитной квоты в 2000 году.
Для Казахстана увеличение пропускной способности трубопровода Атырау-Самара и экспорта нефти через Россию открывает перспективный рынок сбыта, каким является Европа. По системе нефтепроводов "Дружба" казахстанская нефть сможет поступать в Германию, Польшу, Венгрию, Словению, Чехию и Словакию, где существует стабильный спрос на нефть. По прогнозам экспертов, к 2010 году Центральная и Восточная Европа будет импортировать порядка 80 млн. тонн нефти в год. В настоящее время более половины объемов импортируемой нефти в этом регионе составляют поставки из стран СНГ, главным образом - из России (51%). Расширив экспортные возможности в этом направлении, Казахстан может стать одним из крупнейших поставщиков углеводородного сырья в европейские страны.
Совместными усилиями Казахстана и России введен в строй Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК). Общая протяженность трубопровода составляет 1580 км, первоначальная пропускная способность 28 млн. тонн/год. При этом для достижения максимальной пропускной способности - 67 млн. тонн нефти в год (из них 45 млн. тонн - для казахстанских нефтепроизводителей), следует лишь увеличивать возможности насосных станций, что планируется провести в четыре этапа. Идет строительство трубопровода до Атырау, который соединит Карачаганак с КТК и позволит первоначально перекачивать до 7 млн. тонн нефти, а в будущем - до 11 млн. тонн.