Файл: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.1 Содержание понятия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в процессе изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента

Заключение

Список литературы


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Канашский педагогический колледж»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-ТВОРЧЕСКОМ РИСОВАНИИ 5-6 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ РИСОВАНИИ

Дипломная работа

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании

ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса

Выполнила студентка ___курса

заочного отделения
ФИО
Руководитель ФИО

Канаш, 2023 г

СОДЕРЖАНИЕ


Глава I. Педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании 8

1.1 Содержание понятия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании 8

1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве 18

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в процессе изобразительной деятельности 24

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 32

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста 32

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте 40

2.3 Развитие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию 44

Глава 3. Экспериментальное исследование 50

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 50

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента 55

Заключение 65

Список литературы 69


Введение
Актуальность темы. Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании -
одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.

Проблема развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании способность переноса знаний и умений в новые условия. Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.

Проблема развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.



Так, Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании на занятиях по сюжетному рисованию детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста.

Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.

Объект изучения: развитие детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Предмет исследования: возможности занятий по сюжетному рисованию в развитии детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: Эффективным средством развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование. Эффективность сюжетного рисования обусловлена следующими её специфическими особенностями:

вариативностью способов создания рисунка;


поиском выразительных средств в передаче образов изображения;

возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков).

Наиболее эффективно развитие детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании на занятиях по сюжетному рисованию будет проходить через использование нетрадиционных техник рисования.

Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте.

Исходя из цели, гипотезы, и, учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:

  1. Выявить сущность понятия «детское творчество», его содержание, этапы формирования.

  2. Рассмотреть и выделить особенности развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

  3. Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте

  4. Разработать комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста, и экспериментально апробировать их эффективность.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;

  • исследование образовательных программ и изучение учебной документации в дошкольном учреждении;

  • изучение педагогического опыта;

  • прямое наблюдение за деятельностью детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании;

диагностические методы:

  • беседы с детьми;

  • беседы с педагогом (воспитателем);

  • статистическая и графическая обработка данных.


Структура дипломной работы состоит из 3 глав, 8 пунктов, заключения и списка использованных источников

детское творчество сюжетное рисование