Файл: 1. Предмет, задачи и функции политической науки. Политология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19. Демократия в России. Исторические традиции и перспективы (НЕ НАШЛИ).
Демократия -- политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.
Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии.
Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В
Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и
- правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом
(отставка).
Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина. По мнению отдельных ученых - юристов к числу полупрезидентских республик относится и современная
Россия
22. Монархия. Виды монархий.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении
Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно
(царь, король, император, шах);
• наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
• монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
• юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.
Виды монархий по объему ограничений
•
Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время
Саудовская Аравия, Оман, Катар).
•
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—
1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания,
Дания, Швеция).
•
Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
•
Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
По традиционному устройству
•
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
•
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.
•
Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности[5].
•
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
•
Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего
Демократия -- политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.
Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии.
Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В
Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и
общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.
2 вариант ответа (НЕ ФАКТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО)
Демократия является одним из ключевых понятий политической системы России. Исторически,
Россия прошла через несколько этапов развития демократических институтов, начиная от первых попыток введения конституционных реформ в 19 веке, до попыток создания многопартийной демократической системы в начале 1990-х годов.
Однако, с начала 2000-х годов в России наблюдается ограничение демократических свобод и прав, что вызывает обеспокоенность внутри страны и за ее пределами. В настоящее время Россия относится к странам с ограниченной демократией, что связано с ограничением прав журналистов и оппозиционных политиков, ограничением свободы собраний, выступлений и других проявлений гражданской активности.
Тем не менее, существуют определенные перспективы на развитие демократических институтов в
России, так как гражданское общество начинает активно проявлять себя и выступать за защиту своих прав и свобод. Также важным фактором для развития демократии является политическая воля и реформы со стороны государства.
Одним из возможных путей для развития демократии в России может стать укрепление и развитие гражданского общества, увеличение прозрачности и открытости государственных институтов, а также повышение уровня образования и информированности граждан.
20. Понятие «государство». Научные теории происхождения государств.
Государство — политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители
– Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец
(патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители
– Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление
Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс,
Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами.
Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф.
Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; патримониальная – государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители
– Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
2 вариант ответа (НЕ ФАКТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО)
Демократия является одним из ключевых понятий политической системы России. Исторически,
Россия прошла через несколько этапов развития демократических институтов, начиная от первых попыток введения конституционных реформ в 19 веке, до попыток создания многопартийной демократической системы в начале 1990-х годов.
Однако, с начала 2000-х годов в России наблюдается ограничение демократических свобод и прав, что вызывает обеспокоенность внутри страны и за ее пределами. В настоящее время Россия относится к странам с ограниченной демократией, что связано с ограничением прав журналистов и оппозиционных политиков, ограничением свободы собраний, выступлений и других проявлений гражданской активности.
Тем не менее, существуют определенные перспективы на развитие демократических институтов в
России, так как гражданское общество начинает активно проявлять себя и выступать за защиту своих прав и свобод. Также важным фактором для развития демократии является политическая воля и реформы со стороны государства.
Одним из возможных путей для развития демократии в России может стать укрепление и развитие гражданского общества, увеличение прозрачности и открытости государственных институтов, а также повышение уровня образования и информированности граждан.
20. Понятие «государство». Научные теории происхождения государств.
Государство — политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители
– Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец
(патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители
– Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление
Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс,
Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами.
Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф.
Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; патримониальная – государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители
– Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
ирригационная – государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
Значение теорий происхождения государства
1) позволяют проанализировать причины и условия возникновения гос-ва
2) глубже понять социальную природу гос-ва, его характерные черты, особенности и сущность
3) определить свойственные ему функции
4) определить роль гос-ва в жизни общества
5) выявить тенденции развития гос-ва
21. Виды и типы государств. Республика. Виды республик.
Тип государства - совокупность наиболее общих и устойчивых свойств, присущих гоcударству, на определенном этапе его исторического развития. Тип указывает на сущность государства, позволяет понять тип организации гос. власти в определенный исторический период.
основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. Данная типология имеет свое познавательное значение, но в наши дни не может быть признана исчерпывающе объективной и полной. В реальной жизни государства различных социально-исторических типов имеют множество своих конкретных модификаций. Выделяют и переходные типы государства.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.
Основные виды республик: парламентская; президентская; смешанная (парламентско-президентская).
Парламентская республика характеризуется тем, что в системе государственной власти ведущую роль играет законодательный орган, т.е. парламент. К ее признакам относятся следующие:
- парламент – важнейший из органов государственной власти;
- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
- правительство ответственно перед парламентом;
- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
- в парламентских республиках предусмотрена должность президента, избираемого, как правило, парламентом, а не населением;
- президент наделен определенными властными полномочиями, но осуществлять их может, как правило, с согласия правительства.
К парламентским республикам в современном мире относятся – Венгрия, Германия, Италия,
Молдова, Чехия, Эстония, Греция и др.
Президентская республика характеризуется сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – Президента. Это проявляется в том, что президент:
- избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
- имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
- соединяет полномочия главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
- при определенном парламентом контроле формирует правительство, ответственное перед ним;
- наделен полномочиями, позволяющими контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.);
- выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом ее единства.
Типичный пример президентской республики – США.
Смешанная
(парламентско-президентская) форма правления отличается определенным сочетанием полномочий президента и парламента. К ее основным признакам относятся:
- в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;
- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;
- наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;
- и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;
Значение теорий происхождения государства
1) позволяют проанализировать причины и условия возникновения гос-ва
2) глубже понять социальную природу гос-ва, его характерные черты, особенности и сущность
3) определить свойственные ему функции
4) определить роль гос-ва в жизни общества
5) выявить тенденции развития гос-ва
21. Виды и типы государств. Республика. Виды республик.
Тип государства - совокупность наиболее общих и устойчивых свойств, присущих гоcударству, на определенном этапе его исторического развития. Тип указывает на сущность государства, позволяет понять тип организации гос. власти в определенный исторический период.
основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. Данная типология имеет свое познавательное значение, но в наши дни не может быть признана исчерпывающе объективной и полной. В реальной жизни государства различных социально-исторических типов имеют множество своих конкретных модификаций. Выделяют и переходные типы государства.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.
Основные виды республик: парламентская; президентская; смешанная (парламентско-президентская).
Парламентская республика характеризуется тем, что в системе государственной власти ведущую роль играет законодательный орган, т.е. парламент. К ее признакам относятся следующие:
- парламент – важнейший из органов государственной власти;
- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
- правительство ответственно перед парламентом;
- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
- в парламентских республиках предусмотрена должность президента, избираемого, как правило, парламентом, а не населением;
- президент наделен определенными властными полномочиями, но осуществлять их может, как правило, с согласия правительства.
К парламентским республикам в современном мире относятся – Венгрия, Германия, Италия,
Молдова, Чехия, Эстония, Греция и др.
Президентская республика характеризуется сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – Президента. Это проявляется в том, что президент:
- избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
- имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
- соединяет полномочия главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
- при определенном парламентом контроле формирует правительство, ответственное перед ним;
- наделен полномочиями, позволяющими контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.);
- выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом ее единства.
Типичный пример президентской республики – США.
Смешанная
(парламентско-президентская) форма правления отличается определенным сочетанием полномочий президента и парламента. К ее основным признакам относятся:
- в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;
- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;
- наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;
- и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;
- правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом
(отставка).
Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина. По мнению отдельных ученых - юристов к числу полупрезидентских республик относится и современная
Россия
22. Монархия. Виды монархий.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении
Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно
(царь, король, император, шах);
• наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
• монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
• юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.
Виды монархий по объему ограничений
•
Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время
Саудовская Аравия, Оман, Катар).
•
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—
1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания,
Дания, Швеция).
•
Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
•
Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
По традиционному устройству
•
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
•
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.
•
Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности[5].
•
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
•
Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего
сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
•
Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
•
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан), исламскую (Саудовская Аравия) и буддистскую (Бутан до 2008 года) и др. теократическую монархию.
•
Выборная монархия — монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой.
23. Государственное устройство. Унитарное государство, федерация, конфедерация.
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.
Различают следующие формы государственного устройства: унитарное гос.во, федерация, конфедерация.
24. Понятие «политический режим». Особенности политических режимов.
Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
Особенности политического режима:
объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер отношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, пути формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Выделяют следующие разновидности политических режимов:
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы
•
Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
•
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан), исламскую (Саудовская Аравия) и буддистскую (Бутан до 2008 года) и др. теократическую монархию.
•
Выборная монархия — монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой.
23. Государственное устройство. Унитарное государство, федерация, конфедерация.
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.
Различают следующие формы государственного устройства: унитарное гос.во, федерация, конфедерация.
24. Понятие «политический режим». Особенности политических режимов.
Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
Особенности политического режима:
объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер отношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, пути формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Выделяют следующие разновидности политических режимов:
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы
принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается.
Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.
Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии,
Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы
(Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.
Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии,
Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы
(Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
1 2 3 4 5 6 7 8 9