Файл: 1. Предмет, задачи и функции политической науки. Политология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48. Понятие и типы легитимной и легальной власти

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная
(Конституция или, например, Акт о престолонаследии).
Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении.
Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна.
Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть
(на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.
Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил:
Традиционная легитимность — основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются.
Рационально-легальная легитимность — опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером явл. современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.
Харизматическая легитимность — основанная на признании авторитета и популярности полит. деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения полит. реформ или революционного преобразования общества.
Персональная легитимность – признание власти основано на уважении полит. лидера за счет трезвой оценки людьми преимуществ данного политика, его опытности, компетентности, принципиальности и т.п.
Прагматическая (технократическая) легитимность, т.е. доверие, приобретаемое посредством экономической, военной, образовательной деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности.
Сегодня, одним из наиболее распространенных форм укрепления легальности, являются выборы и референдумы. Но, если само участие в выборах и референдумах является правом граждан на участие в отправление делами государства, то строго установленные и закрепленные в законах правила их проведения, является проявлением легальности, то есть действием в рамках закона. В первую очередь, легальность опирается на закон, обладающий высшей юридической силой, особенно, если он был принят всенародным голосованием. Говоря о Российской Федерации, то это Конституция, она содержит основы государственного строя, регулирует формирование и деятельность органов государственной власти. Кроме Конституции, легальность реализуется в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами, а также иными нормативно — правовыми актами.
Считается, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, но это не гарантирует ее легитимности.
Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.
Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.
Харизматическое господство.
Харизма — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой.
Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.
Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, которым приписывают необыкновенные свойства. Вождь- харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу»,

существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в структуру этих обществ. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Как только лидер перестает подтверждать свою исключительность, сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства.
49. Понятие социального государства.
Социальное государство— это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.
Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита неблагополучных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.
Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.
Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.
Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание
(сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.
Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.
Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности.
Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.
Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.


Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.
Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Социальное государство. Это — демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д.
50. Гражданское общество: сущность и пути формирования.
Гражданское общество - общество свободных и независимых индивидов, совокупность неполитических отношений - экономических, духовных, правовых, религиозных и т. д., - т. е. таких, где индивиды функционируют свободно и могут объединяться в различные ассоциации, чтобы отстаивать свои групповые интересы.
Сущность гражданского общества заключается в том, что оно объединяет и выражает интересы граждан их волю, запросы, свободу, и т.д. а неволю государственной власти.
Гражданское общество — это прежде всего общество за минусом государства, политических отношений.
Его структуру составляют прежде всего отношения собственности. Для его существования необходимо наличие частной собственности, т. к. именно она делает человека свободным и независимым. Частная собственность - краеугольный камень гражданского общества, вокруг него аккумулируются такие институты, как:
• предпринимательство,
• наука,
• культура,
• сфера образования,
• семья.
Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:
- формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
· появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
· возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества;
· обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.);
· создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
· формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.
51. Политическая идеология и ее структура
Политическая идеология — система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества.
Функции: 1) Ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человека в обществе;
2) Мобилизационная – организация усилий для достижения к.-л. цели;


3) Интегративная – способность идеологии доминировать над индивидуальными и групповыми интересами;
4) Амортизационная – ослабление социальной напряженности (эмоциональное состояние в
отдельной группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны, и продолжающееся в
течение длительного времени);
5) Защита интересов- отстаивает интересы определенной социальной группы, слоя, общества;
6) Когнитивная – отражение противоречий в обществе, конфликтов в нём.
Уровни политической идеологии:
1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).
2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).
3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).
Виды ПИ:
52. Политика и ее взаимосвязь с другими сферами общественной жизни
Политология – наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих её элементов: политических субъектов, институтов и сознания.
Объект – совокупность св-в, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических, иначе говоря (объект – политическая сфера общественной жизни – это сфера
государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений)
Субъект политологии – индивиды, объединённые в социальные общности.
Предметизучение политической власти, её сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в гос-ве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической власть со стороны общества.
Взаимодействие экономики и политики. Развитие производства распределения в любом обществе порождает проблемы, часть которых является политическими, т.е. не может быть решена без использования специальных политических институтов и процедур.
Источником таких проблем являются прежде всего переходы от одного типа производства к другому. Они влекут за собой изменения отношений общества с природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги. Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства – распределения посредством решения порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им политические решения могут надолго деформировать развитие производства.
Идеология и политика. Наиболее активно в любом обществе взаимодействуют идеология и политика, т.к. идеология есть совокупность различных взглядов, составляющих общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества – плюрализм.
Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. Важной ее частью являются политические идеи и концепции, а также сама политология. Все это называют политической идеологией, а содержащую ее часть сознания – политическим сознанием.


Культура
и
политика.
Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура.
Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а следовательно, и характер политики;
Право и политология. Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции.
Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой — даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами.
Религия
и
политология.
Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование
Бога
(сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь — наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства).
53.Исторические формы демократии
1)Родовая. В рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т.ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т.е. имело место аристократическое правление.
Основные признаки: 1. Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень;
2. Отсутствовали разделение управленческого и исполнительского труда, не было специализированного аппарата управления и принуждения;
3. Власть вождей и старейшин опиралась не на институты принуждения, а на традиции и моральный авторитет.
Подобная форма демократии была несовершенной и могла существовать лишь в неразвитом обществе. С развитием же производства и общественного разделения труда, с возникновением частной собственности и социального неравенства первобытная демократия, естественно, уступила место авторитарным формам правления (монархии, аристократии, олигархии или тирании).
2)
1   2   3   4   5   6   7   8   9