Файл: 1. Предмет, задачи и функции политической науки. Политология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.
Принцип разделения властей – это организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему издержек и противовесов.
Самой высокой степенью власти обладают судебная власть, поскольку суд – это арбитр в спорах о праве. Над законодательной, исполнительной и судебной властью стоит Президент.
Законодательная власть - Федеральное собрание и оно делится на Государственную думу и Совет федераций.
Исполнительная власть - Правительство, Председатель правительства, его заместители,
Министры.
Судебная власть – Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд.
Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:
- законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными
(представительными) органами
(Федеральным
Собранием
РФ и законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов РФ);
- исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;
- между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;
- судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;
- ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;
- споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры
Конституционным Судом РФ.
38. Роль силовых структур в современной российской политической системе.
В демократичном режиме: силовые структуры следят за порядком, чётким и неукоризненным выполнением закона любым гражданином этой страны, вне зависимости статуса и положения, которым обладает данный человек.
2 вариант ответа.
Силовые структуры, такие как полиция, военные и спецслужбы, играют важную роль в современной российской политической системе. Они
обеспечивают безопасность государства, защищают его территориальную целостность и осуществляют контроль за соблюдением законов и правил в обществе.
В России силовые структуры имеют значительное влияние на политический процесс. Они часто используются для подавления оппозиционных движений и демонстраций, а также для обеспечения
Международный терроризм-Особенность современного терроризма
– использование террористическими организациями специфических черт современного общества:
• значительное влияние на власть общественного мнения
• развитие средств массовой информации, ориентированных на отражение сенсаций
• привычка большинства людей развитых стран к спокойной жизни в достатке.
В наше время действия террористов направлены на то, чтобы люди перестали поддерживать государство, которое не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.
Угрозы локальных войн-Существует опасность перерастания локальных конфликтов в глобальные, потому что в урегулировании этих конфликтов сильные развитые страны могут принимать позиции разных сторон.
Опасность ядерной войны-Существует опасность, что в ходе военных действия будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций.
Социально-экономические проблемы: экономическая отсталость, проблема издержек глобализации, демографическая проблема, продовольственная, проблема ресурсов, экологическая, проблема разоружения
42. Глобализация и регионализм. Единство и противоречие процессов.
Глобализация подразумевает рост взаимосвязанности между различными частями земного шара, и она может достигаться не только через систему международных отношений, но и через регионализацию. Процесс регионализации может рассматриваться как инструмент сохранения региональной идентичности в условиях глобализации.
Противоречие заключается в том, что современная международная система, создавшая условия для развития процесса глобализации, под его воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.
43. Политические центры современного мира.
Современные ведущие центры силы – Европейский Союз, США, Индия, Китай, Россия и Япония.
По оценкам международных экспертов на них приходится 75% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 80% мировых расходов на оборону. Помимо шести основных мировых центров силы, существует множество региональных: в Латинской Америке – Бразилия (а также Аргентина,
Венесуэла, Мексика и Чили), в Африке – Нигерия и Южно- Африканская Республика, на Ближнем
Востоке – Египет, Израиль, Иран и Саудовская Аравия, в Южной Азии – Пакистан, в Восточной Азии и Океании – Австралия, Индонезия и Южная Корея.
44. Правовое государство и его сущность.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Сущность правового государства состоит в том, что законы, принятые на его территории, распространяются на всё население. Нормам права подчиняются все области жизнедеятельности.
Этические, моральные, религиозные догмы в таком обществе не являются определяющими.
Власть в правовом государстве действует в соответствии с принятыми законами. Не допускается ущемление прав и свобод отдельной личности. Каждый член общества наделяется равными возможностями.
Сущность правового государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой
-Процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям.
Существует два наиболее общих пути примирения сторон:
1) Мирное разрешение конфликта: а) достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; б) соглашение, основанное на взаимных уступках; в) истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; г) обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
2) Примирение на основе принуждения, в основе которого: а) явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; б) изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; в) уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
47. Власть: субъект, объект, ресурсы и методы осуществления.
Политическая власть или государственная власть (власть государственная или политическая) — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из личных, общественных, общенациональных или общегосударственных задач.
Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект осуществляет власть через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там
К субъектам политической власти относятся:
— социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;
— государство;
— политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой
«теневой кабинет»);
— правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
— групповое и индивидуальное лидерство;
— личная власть;
— отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
— толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
Принцип разделения властей – это организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему издержек и противовесов.
Самой высокой степенью власти обладают судебная власть, поскольку суд – это арбитр в спорах о праве. Над законодательной, исполнительной и судебной властью стоит Президент.
Законодательная власть - Федеральное собрание и оно делится на Государственную думу и Совет федераций.
Исполнительная власть - Правительство, Председатель правительства, его заместители,
Министры.
Судебная власть – Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд.
Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:
- законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными
(представительными) органами
(Федеральным
Собранием
РФ и законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов РФ);
- исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;
- между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;
- судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;
- ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;
- споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры
Конституционным Судом РФ.
38. Роль силовых структур в современной российской политической системе.
В демократичном режиме: силовые структуры следят за порядком, чётким и неукоризненным выполнением закона любым гражданином этой страны, вне зависимости статуса и положения, которым обладает данный человек.
2 вариант ответа.
Силовые структуры, такие как полиция, военные и спецслужбы, играют важную роль в современной российской политической системе. Они
обеспечивают безопасность государства, защищают его территориальную целостность и осуществляют контроль за соблюдением законов и правил в обществе.
В России силовые структуры имеют значительное влияние на политический процесс. Они часто используются для подавления оппозиционных движений и демонстраций, а также для обеспечения
проведения выборов. Однако, вместе с тем, они являются одним из главных инструментов борьбы с преступностью и терроризмом.
Силовые структуры имеют свои органы управления, которые назначаются высшими государственными должностными лицами, такими как президент и правительство. Они подчинены законам и правилам, установленным в России, и должны действовать только в рамках своих полномочий.
Таким образом, роль силовых структур в современной российской политической системе заключается в обеспечении безопасности государства и общества, контроле за соблюдением законов и правил, а также в борьбе с преступностью и терроризмом. Однако, в силу своего влияния на политический процесс, силовые структуры также могут использоваться для подавления оппозиции и ограничения гражданских свобод и прав.
39. Основные политические группы в современной России.
Список зарегистрированных политических партий
1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3. Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России
4. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
5. Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА
ПРАВДУ»
6. Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА»
7. Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС)
8. Политическая партия "Демократическая партия России"
9. Политическая партия "ПАРТИЯ ПРОГРЕССА"
10. Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
2 вариант ответа (НЕ ФАКТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО)
Основные политические группы в современной России:
Власть — это группа людей, которые управляют страной, принимают решения и реализуют политику. В России эта группа состоит из правительства, президента и парламента.
Оппозиция — это группа людей и партий, которые выступают против власти и предлагают альтернативную политику. В России оппозиционные группы включают ЛДПР, КПРФ, Яблоко и другие.
Бизнес — это группа людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью и имеют влияние на экономику страны. В России влиятельные бизнесмены могут влиять на политические решения через свои связи с властью.
СМИ — это группа журналистов и медиакомпаний, которые создают новости и влияют на общественное мнение. В России многие СМИ контролируются правительством и могут служить для пропаганды официальной политики.
Основные мировые политические процессы:
Глобализация — это процесс, который приводит к все большей взаимозависимости и интеграции международного сообщества в экономическом, политическом и культурном смысле.
Демократизация — это процесс, который приводит к распространению демократических ценностей, включая свободу слова, права человека и гражданские свободы.
Региональные конфликты — это конфликты, которые возникают в разных частях мира и могут влиять на мировую политику. Примерами таких конфликтов являются боевые действия на Ближнем
Востоке и в Африке.
Терроризм — это угроза безопасности, которая охватывает многие части мира и может привести к изменению политических процессов.
40. Основные мировые политические процессы.
Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.
Конституирование, образование политической системы;
•
Воспроизведение компонентов и признаков данной системы;
•
Принятие и выполнение политико-управленческих решений;
•
Контроль функционирования и направления развития политической системы.
41. Глобальные политические и социально-экономические проблемы.
Силовые структуры имеют свои органы управления, которые назначаются высшими государственными должностными лицами, такими как президент и правительство. Они подчинены законам и правилам, установленным в России, и должны действовать только в рамках своих полномочий.
Таким образом, роль силовых структур в современной российской политической системе заключается в обеспечении безопасности государства и общества, контроле за соблюдением законов и правил, а также в борьбе с преступностью и терроризмом. Однако, в силу своего влияния на политический процесс, силовые структуры также могут использоваться для подавления оппозиции и ограничения гражданских свобод и прав.
39. Основные политические группы в современной России.
Список зарегистрированных политических партий
1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3. Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России
4. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
5. Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА
ПРАВДУ»
6. Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА»
7. Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС)
8. Политическая партия "Демократическая партия России"
9. Политическая партия "ПАРТИЯ ПРОГРЕССА"
10. Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
2 вариант ответа (НЕ ФАКТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО)
Основные политические группы в современной России:
Власть — это группа людей, которые управляют страной, принимают решения и реализуют политику. В России эта группа состоит из правительства, президента и парламента.
Оппозиция — это группа людей и партий, которые выступают против власти и предлагают альтернативную политику. В России оппозиционные группы включают ЛДПР, КПРФ, Яблоко и другие.
Бизнес — это группа людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью и имеют влияние на экономику страны. В России влиятельные бизнесмены могут влиять на политические решения через свои связи с властью.
СМИ — это группа журналистов и медиакомпаний, которые создают новости и влияют на общественное мнение. В России многие СМИ контролируются правительством и могут служить для пропаганды официальной политики.
Основные мировые политические процессы:
Глобализация — это процесс, который приводит к все большей взаимозависимости и интеграции международного сообщества в экономическом, политическом и культурном смысле.
Демократизация — это процесс, который приводит к распространению демократических ценностей, включая свободу слова, права человека и гражданские свободы.
Региональные конфликты — это конфликты, которые возникают в разных частях мира и могут влиять на мировую политику. Примерами таких конфликтов являются боевые действия на Ближнем
Востоке и в Африке.
Терроризм — это угроза безопасности, которая охватывает многие части мира и может привести к изменению политических процессов.
40. Основные мировые политические процессы.
Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.
Конституирование, образование политической системы;
•
Воспроизведение компонентов и признаков данной системы;
•
Принятие и выполнение политико-управленческих решений;
•
Контроль функционирования и направления развития политической системы.
41. Глобальные политические и социально-экономические проблемы.
Международный терроризм-Особенность современного терроризма
– использование террористическими организациями специфических черт современного общества:
• значительное влияние на власть общественного мнения
• развитие средств массовой информации, ориентированных на отражение сенсаций
• привычка большинства людей развитых стран к спокойной жизни в достатке.
В наше время действия террористов направлены на то, чтобы люди перестали поддерживать государство, которое не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.
Угрозы локальных войн-Существует опасность перерастания локальных конфликтов в глобальные, потому что в урегулировании этих конфликтов сильные развитые страны могут принимать позиции разных сторон.
Опасность ядерной войны-Существует опасность, что в ходе военных действия будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций.
Социально-экономические проблемы: экономическая отсталость, проблема издержек глобализации, демографическая проблема, продовольственная, проблема ресурсов, экологическая, проблема разоружения
42. Глобализация и регионализм. Единство и противоречие процессов.
Глобализация подразумевает рост взаимосвязанности между различными частями земного шара, и она может достигаться не только через систему международных отношений, но и через регионализацию. Процесс регионализации может рассматриваться как инструмент сохранения региональной идентичности в условиях глобализации.
Противоречие заключается в том, что современная международная система, создавшая условия для развития процесса глобализации, под его воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.
43. Политические центры современного мира.
Современные ведущие центры силы – Европейский Союз, США, Индия, Китай, Россия и Япония.
По оценкам международных экспертов на них приходится 75% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 80% мировых расходов на оборону. Помимо шести основных мировых центров силы, существует множество региональных: в Латинской Америке – Бразилия (а также Аргентина,
Венесуэла, Мексика и Чили), в Африке – Нигерия и Южно- Африканская Республика, на Ближнем
Востоке – Египет, Израиль, Иран и Саудовская Аравия, в Южной Азии – Пакистан, в Восточной Азии и Океании – Австралия, Индонезия и Южная Корея.
44. Правовое государство и его сущность.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Сущность правового государства состоит в том, что законы, принятые на его территории, распространяются на всё население. Нормам права подчиняются все области жизнедеятельности.
Этические, моральные, религиозные догмы в таком обществе не являются определяющими.
Власть в правовом государстве действует в соответствии с принятыми законами. Не допускается ущемление прав и свобод отдельной личности. Каждый член общества наделяется равными возможностями.
Сущность правового государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой
принцип: разрешено все, что не запрещено законом. Иными словами, права человека как личности никем не могут быть ущемлены и считаются наивысшей ценностью.
45. Политика как общественное явление.
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики.
Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. Да и в буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к государству».
Политика – сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие. По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; но направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности
– на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру – на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.
Политика – это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.
Сущность политики как социального явления следующим образом:
«Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».
Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.
По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.
По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.
По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.
Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группа.
46.Политический конфликт, причины возникновения, методы разрешения
Политический конфликт – столкновение противоположных сторон, обусловленное проявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Причины политических конфликтов:
-Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов
-Расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий или политических явлений.
-Теория «человеческих потребностей» (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.): конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей личности.
-Неадекватное восприятие, как собственных интересов, так и позиций соперников.
45. Политика как общественное явление.
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики.
Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. Да и в буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к государству».
Политика – сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие. По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; но направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности
– на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру – на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.
Политика – это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.
Сущность политики как социального явления следующим образом:
«Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».
Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.
По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.
По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.
По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.
Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группа.
46.Политический конфликт, причины возникновения, методы разрешения
Политический конфликт – столкновение противоположных сторон, обусловленное проявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Причины политических конфликтов:
-Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов
-Расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий или политических явлений.
-Теория «человеческих потребностей» (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.): конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей личности.
-Неадекватное восприятие, как собственных интересов, так и позиций соперников.
-Процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям.
Существует два наиболее общих пути примирения сторон:
1) Мирное разрешение конфликта: а) достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; б) соглашение, основанное на взаимных уступках; в) истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; г) обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
2) Примирение на основе принуждения, в основе которого: а) явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; б) изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; в) уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
47. Власть: субъект, объект, ресурсы и методы осуществления.
Политическая власть или государственная власть (власть государственная или политическая) — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из личных, общественных, общенациональных или общегосударственных задач.
Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект осуществляет власть через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там
К субъектам политической власти относятся:
— социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;
— государство;
— политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой
«теневой кабинет»);
— правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
— групповое и индивидуальное лидерство;
— личная власть;
— отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
— толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9