Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно –
Расслабление приятно!
11.«Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. - сидя на полу.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем
(легко поднять и уронить расслабленную кисть).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
12.«Олени». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
1   2   3   4   5   6   7

13.«Загораем». Цель: расслабление мышц ног. И.п. -лёжа.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.
14. «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. И.п. - стоя.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
15. «Кораблик». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. И.п. - стоя.
Стало палубу качать!
Ноги к палубе прижать!

55
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. После обучения расслаблению мышц ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени,
А теперь немного лени...
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Развитие произвольного внимания
Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях создается эмоциональный настрой, соревновательный дух.
Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен как можно быстрее переключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Развитию навыков быстрого переключения способствуют упражнения на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается не один, а два и более условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнить.
1. «Нос - пол - потолок». Детям дается задание «Показывай то, что я буду называть». Сначала педагог называет и показывает то, что называет, затем называет один предмет, а показывает другой. Вариант этой игры «Не вижу, а слышу», «Не слышу, а вижу». Возможно вместо слов «Нос, пол, потолок» вводить любые слова, например названия частей тела, названия частей одежды, название слов - глаголов и т.д.
2.«Пожалуйста!». Необходимо произносит разные просьбы, а дети выполняют просьбу, если в неё включено слово «Пожалуйста!».
Например, «Поднимите руки. Поднимите руки, пожалуйста!».
3.«Что нового». Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.
Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
4.«Летает - не летает». Педагог называет разные предметы, среди них называются предметы которые летают. Если предмет летает, то играющие встают и поднимают руки, если не летает - дети приседают.
Сначала педагог называет и показывает пра вильно, затем называет предмет, а показывает движение оши бочно.


56
5.«Стоп-упражнения».
Детям предлагается свободно дви гаться, выполнять любые движения под музыку. Делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри - отомри», «1, 2, 3 - замри» и др.
6.«Условный
сигнал».
Выполняя какое-либо действие
(дви гательные упражнения, рисование, обсуждение и т.д.).
Услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), поднятая рука - замереть, прекратить выполнять действие) ребенок должен
(по предварительной договоренности) посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате, встать и пробежать по кругу и т.д.
7. «Условные сигналы». Перед занятием детям задаются условные сигналы.
Например, один хлопок - присесть. Два хлопка - лечь; три хлопка - встать. Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание. Условные сигналы могут быть слуховые (разнохарактерная мелодия, разные инструменты - колокольчик, свисток, бубен).
Зрительные
(игра
«Разноцветные ладошки»). Тактильные (кого заденут по спине - остановись; по руке - присядь).
Вариант упражнения. Дети выполняют однуопределенную деятельность, например, чертят в одну сторонуполоски, по одному сигналу они начинают рисовать круги, а если звучит другой сигнал, они рисуют квадраты. Выполняется не- сколько раз, сигналы варьируются в любой последовательности.
8.«Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок,свисток, колокольчик и другие) все останавливаются и делают три хлопка и поварачиваются кругом, затем продолжают своедвижение.
9.«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один ваш хлопок они должны присесть на корточки (произнести «звезда»), на два - сделать «ласточку» (произнести «гроздь»), на три - встать с поднятыми вверх прямыми руками (произнести «крендель»).
10.«Четыре стихии». Вы договариваетесь с детьми, что, если прозвучит слово «земля», они должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею).На слово «вода» - вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать «водопад» и т.п.). На слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, сказать «саламандра»).
1 1 . «Запретная цифра». Ребенок по порядку называет числа.
Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5». Вместо называния запретного числа ребенок должен хлопнуть в ладоши.
Аналогично можно построить упражнение с запретным движением.
12.«Запретное движение».
13.«Да - нет - не говорить, черное, белое - не называть».
Ребенку задаются вопросы, которые провоцируют запретный ответ.


57
14. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названные животные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий про должает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры.
Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт.
15.«Послушай тишину». По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и при слушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу
(или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
16.«Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из условных сигналов, первый ребенок поднимает вверх (вправо, влево) правую руку, услышав второй сигнал, руку поднимает стоящий за ним. Когда все дети выполнят это задание, они начинают в прямом или обратном порядке поднимать левую руку.
17.«Счет». Дети идут по кругу под музыку или без неё и считают до 4. Проговаривая цифры на каждый четвертый счет, дети хлопают в ладоши (топают, прыгают...). 1,2,3,4 (хлопок), 1,
2, 3 (хлопок). Усложнение - начинают хлопать с 4, затем на 3, на
2, на 1. 1, 2, 3, 4 (хлопок), 1, 2, 3 (хлопок), 4, 1, 2 (хлопок), 3, 4, 1
(хлопок), 2, 3, 4.
18.«Колпак мой треугольный». Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в круге. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». По второму кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово
«мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.


58
5. Литературно-методического обеспечение
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. Генезис, 2017.
3. Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л.Б.
Халиловой.М.: Экономика, 1997.
4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред.
Семаго М.М., М.: АРКТИ, 1999.
5. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология,
№1., 2000.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ,
2000.
7. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998.
8. Сунцова

59
Приложение №1.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия, имя ________________________________________________
Возраст________________
Пространственные представления о собственном теле:
Анализ частей лица и их расположение
Анализ расположения частей тела
Анализ положения рук относительно тела
Над глазами
Под глазами
Под носом
Надо ртом
Под губами
Надо лбом
Сбоку от носа, от уха
Проба Хэда
Над плечами
Над шеей
Под шеей Под коленями
Сбоку от тела
Что выше: плечо или локоть?
Локоть или кисть?
Плечо или ладонь?
Запястье или кисть?
Пространственные представления о
взаимоотношении
объектов в
пространстве:
Над
Под
Между
Спереди
Слева
Справа
Координатные и метрические представления
Разрезные картинки
Кубики Кооса
2-х сост.
4-х сост.
6-ти сост.
А В
С 1 2
3 4
Вербализация пространственных представлений выше ниже на д по д слев а справ а леве е праве е ближ е дальш е сверх у сниз у
Посл
Пред
- посл в на пере д за следующий за предыдущий
Лингвистические представления
Сравнение
Антонимы
Сложные речевые конструкции

60
Длинный –
Жесткий –
Гладкий
Кислый
Сладкий-
Твердый – Короткий
– Толстый-
Сильный –
Дочкина мама
Мамина дочка
Хозяин коровы Корова хозяина
Скатертью накрыта клеенка
Клеенкой накрыта скатерть
Мальчик спасен девочкой
Книгой накрыта газета
Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?
Пароходом перевезен самолет, кто кого вез?
Временные представления
Времена года
Дни недели
Месяцы
Части суток
1.тип
2.тип
1.тип
2 2.тип
1 тип
2 тип
1 тип
2 тип