Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61
Приложение 2
Виды иллюстрационного материала для занятий по развитию
пространственных представлений у детей с ОВЗ
I. Пространственные представления
1. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ НАБОРНОЕ ПОЛОТНО С СЕРИЕЙ
ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК
Вопросы для закрепления пространственных предлогов:
• Назови предмет, который находится слева от …(цветка, квадрата и т.п.)?
• Что находится между… (яблоком и брюками, кругом и треугольником и т.п.)?
• Какая картинка расположена над… (тарелкой, овалом и т.п.)
• ? И т.д.
2. ОТРАБОТКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА
3. ЛАБИРИНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ («Найди домик», «Клад» и др.)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 (схема лица)
1.Что находится надо лбом?
2. Что находится над глазами?
3. Что находится над щечками?
4. Что находится над носом?
5. Что находится надо ртом?
6. Что находится над подбородком?
7. Что находится под глазами?
8. Что находится под подбородком?
9. Что выше: щеки или брови?
10. Что ниже: нос или подбородок?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (схема тела)
1. Что находится над локтем?
2. Что находится под запястьем?
3. Что у тебя выше, чем локоть?
4. Что находится ниже, чем локоть?

62 5. Что находится под коленом?
6. Что находится ниже голени?
7. Что находится выше бедер?
8. Что находится выше ступни?
9. Что выше: колено или голень?
10. Что ниже: бедро или голень?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 (понятия «ближе – дальше»)
1.Что ближе (относительно тела) к запястью?
2. Что ближе (относительно тела) к ладони?
3. Положите желтую карточку дальше от вас, чем красную, но ближе, чем белую.
4. Расположите фигуры на парте следующим образом: ближе всех от вас – квадрат, дальше всех – треугольник, между ними – круг.
5. Что в классе ближе всего к вам?
6. Что дальше всего от вас?
7. Что ближе к вам: доска или стол?
8. Что дальше: дверь или стол?
8. Нарисуйте дом перед деревом.
9. Нарисуйте дерево перед домом.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 (горизонталь – вертикаль)
1. Какие слова на доске написаны горизонтально?
2. Какие слова на доске написаны вертикально?
3. Что в комнате расположено горизонтально?
4. Что в комнате расположено вертикально?
5. Что находится перед тобой?
6. Что находится за тобой?
7. Опишите расположение фигур.
8. Подчеркни слова, обозначающие предметы, расположенные вертикально: стул, дерево, окно, подоконник, зеркало, тетрадь, доска, картина.


63 9. Подчеркни слова, обозначающие предметы, расположенные горизонтально: доска, штора, ковер, люстра, скамейка, книга, карандаш, шкаф.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 (работа с понятиями «выше», «ниже», между»)
Задание: нарисовать дом, в котором живут следующие животные:
- на первом этаже – волк,
- на втором этаже - заяц,
- на третьем этаже - ежик,
- на четвертом - лягушка, - на пятом - мышка,
- на шестом – медведь.
Ответьте на вопросы:
1. Кто живет выше лягушки, но ниже медведя?
2. Кто живет ниже лягушки?
3. Кто живет ниже ежика, но выше волка?
4. Кто живет ниже зайца?
5. Кто живет выше всех?
6. Какой этаж находится выше 3-го, но ниже 5-го и кто там живет?
7. Какой этаж находится между 4-м и 6-м и кто там живет?
8. Какой этаж дома – последний?
9. Какой этаж находится выше 1-го, но ниже 3-го и кто там живет?
10. Назови животное, которое живет на 5-м этаже.
II. Временные представления
Для детей с отклонениями в развитии необходимо использовать разнообразные наглядные пособия. Иллюстративный материал для занятий по развитию временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
1. Напиши день недели, который наступает после вторника.
2. Какой день недели находится между средой и пятницей?
3. Какой день недели наступает после четверга?
4. Первый день после выходного дня?

64 5. Если сегодня – понедельник, то завтра?
6. Что раньше – суббота или воскресенье?
7. Что позже – вторник или четверг?
8. Какой день приходится на середину недели?
9. Какие 2 дня недели следуют за пятницей?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
1. В году __________времени года.
2. В году __________месяцев.
3. В неделе __________дней.
4. Части суток __________________________________________________
5. Если сегодня пятница, какой день был вчера _____________________
6. Если завтра будет вторник, какой день недели сегодня _____________
7. Саша во вторник ходит в бассейн, в пятницу – в хор, в субботу – на танцы.
Какие дни у него свободные?______________________________
_____________________________________________________________
8. Если сегодня вторник, какой день недели был позавчера?____________
9. Если сегодня среда, какой день недели будет послезавтра?
10. Напиши все летние месяцы _____________________________________
11. Первый месяц зимы – это ______________________________________
12. Последний месяц лета – это ____________________________________
13. Февраль – это месяц (напиши время года)_________________________
14. Перечисли все месяцы года _____________________________________


65
Приложение 3
Практические задания
1.Нарисовать 4 круга (для детей с нарушением мелкой моторики – обвести шаблоны). Разделить круги на части в соответствии с количеством:
- времен года (4 части)
- частей в сутках (4 части) - дней в неделе (7 частей) - месяцев в году (12 частей).
2. Нарисовать дерево в соответствии с временем года (зимой, весной, летом, осенью).
3. Расставить сюжетные картинки последовательно (по временам года).
4.Раскрасить картинки по инструкции (яблоко под бананом, грушу слева от апельсина; игрушку на полке выше пирамидки и т.д.).
5. Игра «Ветрянка» (ставить точки на шаблоне, на котором нарисовано лицо человека, в соответствии с инструкцией: под глазами, над бровями и т.д.).
6. Игра «Мой день» (в соответствии с частью суток описать, чем занимался – последовательно).
7. Нарисовать любимое время года.
8. Нарисовать план комнаты, дорогу в школу.
9. Игры «Сюрприз» «Клад» (опираясь на план группы найти «сюрприз» («клад»)
(игрушку).
В этом же разделе можно использовать методики «Разрезные картинки» и
«Кубики Кооса». «Разрезные картинки» дают возможность для исследования особенностей координатных представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка). «Кубики Кооса», помимо координатных представлений, позволяют провести анализ и метрических представлений (по тому, как изменено количество используемых кубиков, по количеству, которое используется в тестовом узоре).
Следует отметить, что в образном плане все пространственные параметры
(топологические, координаторные, метрические) можно проанализировать при копировании ребенком фигуры человечка, домика, при рисовании стола с четырьмя ножками. Такие задания традиционно используются в нейропсихологическом обследовании.

66
1   2   3   4   5   6   7

Стандартные пробы Хеда

67

68
Приложение №4
1. Методика «Различение правой, левой стороны» (предлагается с 6 лет).
Оборудование: Рисунок с изображением трех детей в разной позиции (вид сзади и вид спереди). В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамида. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в правой руке.
Цели исследования: Выявление ориентировки в схеме тела. Умение определять правую и левую сторону на себе, у собеседника, на картинке. Обучаемость.
Процедура проведения: Перед тем как показать ребенку рисунок, его просят поднять левую, правую руку, показать правую, левую ногу. Затем, поставив ребенка напротив себя, спрашивают: «Где у меня правая рука?» Если ребенок показывает неверно, объясняют, после чего опять спрашивают: «Где у меня левая рука?» и т.д.
Эта часть задания носит игровой характер. После указанных упражнений перед ребенком кладут рисунок. Сначала работа идет с изображением в верхней части рисунка, так как ребенку в этой части рисунка легче определить стороны, а затем в нижней части, но в этом случае необходима перешифровка.
Инструкция: «Посмотри: нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?». «В какой руке у мальчика флажок?» и т.д. По ходу выполнения задания оказывается помощь.
Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием проявляют явную заинтересованность игровым характером задания. К 6 годам дети различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Однако перешифровка (перенос) на собеседника и особенно на изображение на картинке у большинства детей оказываются несформированными, а потому вызывают трудности. Тем не менее в процессе упражнений дети 6 лет и старше начинают осуществлять этот перенос.
Дети умственно отсталые в б лет не различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Даже при специальном обучении они путают правую и левую руки.
Сделать перенос на собеседника не могут. Задание на рисунке не выполняют, не понимают способа переноса. Обучение неэффективно.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. У них также наблюдаются трудности в определении правой, левой стороны. По количеству ошибочных действий они ближе к умственно отсталым детям. Но дети с задержкой психического развития лучше используют помощь. Более адекватной является их реакция на свои ошибки. Они пытаются понять способ переноса при определении левой или правой стороны. Выше результаты обучения.


69
2. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Цель исследования: Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

70
Процедура проведения: Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.
Инструкция: Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию.
Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку.
Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо.
Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо.
Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх.
Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом).
Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо.
Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».