Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов.
Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается).
Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий.

72
2. Методика исследования развития временных представлений Р.Ф.
Галлямовой
Серия I.
Цель: Исследованиезнания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
Оценка:
Соответствует норме: все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
Ниже нормы: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность –
1 балл.
Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
Оценка:
Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Задание 3: «Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
Оценка:
Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Серия II.
Цель: Выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра.
Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели.


73
Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».
Оценка:
Соответствует норме: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно – 3 балла.
Ниже нормы: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен – 2 балла.
Низкий: не знает названий дни недели и их последовательности.
Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».
Оценка:
Соответствует норме: все выполнено правильно – 3 балла;
Ниже нормы: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла;
Низкий: ребенок не справился с заданием – 1 балл.
Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?»
Оценка:
Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла;
Ниже нормы: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя – 2 балла.
Низкий: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.
Серия III.
Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.
Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».
Оценка:
Соответствует норме: Все выполнено правильно, ответы обоснованы – 3 балла.
Ниже нормы: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы– 2 балла.
Низкий – нет ни одного правильного ответа – 1 балл.

74
Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День
Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник
«прошел» в свой месяц».
Оценка:
Соответствует норме: все выполнено правильно - 3 балла.
Ниже нормы: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.
Низкий: более половины ответов не верны – 1 балл.
Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев.
(Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
Оценка:
Соответствует норме: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.
Ниже нормы: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
Низкий: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Серия IV.
Цель: Выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов.
Материал: модель календаря, песочные часы (1 мин), модель циферблата, счетные палочки (10 штук).
Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года?
Месяц? День недели?»
Оценка:
Соответствует норме: ответы правильные – 3 балла.
Ниже нормы: ответы даны правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла.
Низкий: ответ не дан или дан неправильно – 1 балл.
Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, чтобы на них было
5 часов 30 минут».
Оценка:
Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла.
Ниже нормы: Ребенок не ответил на 1 вопрос – 2 балла.
Низкий: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно – 1 балл.


75
Результаты оформляются в таблицу.
№ Ф.И Серия I
Серия II Серия III Серия
IV итого уровень
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2
Итоговый уровень сформированности временных представлений определяется по следующим критериям:
33 - 30 баллов – уровень соответствует норме;
29 – 21 - ниже нормы;
20 и ниже – низкий уровень.
Уровни сформированности представлений о времени и его измерении:
Уровень, соответствующий норме:
1) знает и называет части суток;
2) знает название дней недели их последовательность;
3) определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
4) определяет время с помощью механических и песочных часов;
5) ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
6) знает из каких месяцев состоит то или иное время года;
7) умеет определять время года по цикличности природных явлений.
Уровень ниже нормы:
1) затрудняется в назывании частей суток;
2) затрудняется в назывании дней недели их последовательность;
3) затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
4) определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя;
5) путает названия и последовательность месяцев года;
6) путает из каких месяцев состоит то или иное время года;
7) затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений.
Низкий уровень:
1) не знает и называет части суток;
2) не знает название дней недели их последовательность;
3) не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;

76 4) не определяет время с помощью механических и песочных часов;
5) не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
6) не знает из каких месяцев состоит то или иное время года;
7) не умеет определять время года по цикличности природных явлений.
Приложение №5
Колечко.
Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно (8-10 повторений)
Цепочка
Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Потом, колечки правой и левой руки соединить вместе, получается цепочка из колечек.
Ухо-нос.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1- 2 минуты. Дыхание произвольное.


77
Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук.
Совмещать с движениями языка влево, вправо (8-10 повторений)
Лезгинка.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево.
Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений
Замок.
Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.
Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.