Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Занятие 12.
1.Разминка.
2. Мое тело по вертикальной оси: «выше», «ниже».
3. Футбол.
1
Занятие 13.
1. Разминка.
2. Мое тело по вертикальной оси: «между», «над» и «под».
3. Пчелка.
1
Занятие 14.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты по вертикальной оси: «выше»,
«ниже».
3. «Разложи предметы».
1
Занятие 15.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты по вертикальной оси «между», «над» и под».
3. «Займи поле».
1
Занятие 16.
1. Разминка.
2. Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «выше»,
«ниже».
3. Лабиринт.
1
Занятие 17.
1. Разминка.
2. Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «между»,
«над» и «под».
3. Комментатор.
1
Занятие 18.
1. Разминка.
2. Мое тело по вертикальной оси: «выше», «ниже»,
«между», «над» и под».
1
12 3. Зашифрованное послание
2 этап Цель:
1.Формирование представлений о собственном теле по горизонтальной оси.
2.Формирование представления об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотноше- ния объектов с точки зрения
«горизонтально й организации» пространства.
Занятие 19.
1.
Разминка.
2. Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...».
3. Гонки.
1
Занятие 20.
1. Разминка.
2. Мое тело по горизонтальной оси: «перед», «за».
3. Танки.
1
Занятие 21.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...».
3. Отражения.
1
Занятие 22.
1. Разминка.
2. Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «между»,
«над» и «под», «выше»,
«ниже».
3. Муха
1
Занятие 23.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси:
«перед», «за».
3. Рисунки из Зазеркалья.
1
Занятие 24.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты в горизонтальной плоскости «сбоку»:
(«ближе чем...», «дальше чем...»).
3. Золотой ключик.
1
13
Занятие 24.
1. Разминка.
2. Взаимоотношение внешних объектов между собой по горизонтальной оси «ближе к...», «дальше от...», «перед»,
«за».
3. Загадочные слова.
1
Занятие 26.
1. Разминка.
2. Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...», «перед»,
«за», «сбоку»: («ближе чем...».
3. Овечка.
1 3 этап Цель:
1.Совершенство вание схемы тела с упором на «право –
левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.
2.Формировани е ориентации и анализа взаиморасполо- жения объектов в пространстве с точки зрения
«сторонности» по отношению к собственному телу.
Занятие 27.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты: «слева»,
«справа», «правее»,
«левее».
3. Разрезные буквы.
1
Занятие 28.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты:
Дальше –правее, дальше- левее.
3. Переводчик, или Слова из
Зазеркалья.
1
Занятие 29.
1. Разминка
2. Мое тело и другие объекты: «слева от..»,
«справа от..».
3. Путешествие по азбуке.
1
Занятие 30.
1. Разминка
2. Мое тело и другие объекты:
« левее, чем...», «правее, чем...».
3. Школа.
1
Занятие 31.
1. Разминка.
1
14 2. Мое тело и другие объекты
«сзади».
3. Пространственная раскраска.
Занятие 32.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты в пространстве: «Строители».
3. Лесной праздник.
1
Занятие 33.
1. Разминка.
2. Мое тело и другие объекты: «слева»,
«справа», «правее»,
«левее».
3. Двенадцать месяцев.
1 1
Занятие 34.
Итоговая диагностика
1.3 Структура коррекционно-развивающих занятий.
Каждое занятие в программе имеет опреледеленную структуру:
15 1) Разминка.
2) Игровой этап в ходе которого также происходит овладение собственно пространственными представлениями различного уровня - от иерархически более простых и ранних до наиболее поздно формирующихся в онтогенезе
(обязательный в ходе каждого занятия, адекватный как уровню развития детей, так и возрасту, с опорой на ведущий тип мотивации).
3) Игры или упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти, мыслительных процессов, зрительномоторной координации.
4) Релаксация. Завершающий этап, чаще всего творческий, когда детям необходимо самим создавать какие-либо произведения — будь то космические конструкции из лего-материала или сочинение рассказа с заданными параметрами.
Методы, используемые при реализации программы:
Программа состоит из трех блоков:
1 Блок - диагностический (методика Семаго)
− первичная диагностика;
− итоговая диагностика.
2 Блок - коррекционно-развивающий:
1 Раздел - формирование собственно пространственных представлений
1 этап – формирование представлений о собственном лице, теле по вертикальной оси.
2 этап – формирование представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.
3 этап – совершенствование схемы тела с упором на «право-левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка, последующая ориентация на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
2 Раздел - формирование квазипространственных представлений (может быть использован в качестве развивающего направления работы).
3 Блок - просветительский − индивидуальные консультации родителей.
Требования к условиям материально-технического обеспечения:
• занятия проводятся в условиях кабинета психолога на (наличие стульев и столов по количеству участников)
16
• магнитная доска, фланелеграф, зеркало, конструктор «Лего», конструктор
«Строитель», бумага для рисования, цветные и простые карандаши
• «Демонстрационный материал «Формирование пространственно - временных представлений у детей дошкольного возраста» Н.Я. Семаго.
• «Демонстрационный материал «Изучаем пространство с нейропсихологом»
А.В. Сунцова.
Показания и противопоказания к проведению программы:
В качестве развивающей данная программа может быть эффективно использована при работе с детьми старшего школьного возраста с «условно нормативными развитием».Кроме того, данная программа успешно может быть использована при работе с детьми (как дошкольного, так и младшего школьного возрастов) с обоими вариантами задержанного развития, а также трудно переоценить эффективность ее использования для работы с детьми дошкольного возраста с дефицитарным развитием.
В качестве коррекционнойпрограмма ФПВП используется как основная при следующих типах отклоняющегося развития:
• парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального, вербально-логического типа;
• парциальная несформированность ВПФ смешанного типа;
• тотальное недоразвитие всех типов
(в случае аффективно-неустойчивого типа только после работы, направленной на формирование произвольной регуляции деятельности, медикаментозного вмешательства);
• дефицитарное развитие у детей младшего школьного возраста;
• «мягкие» варианты искаженного развития преимущественно эмоционально- аффективной сферы;
• дисгармоничное развитие, осложненное парциальной несформированностью смешанного типа.
Противопоказания к использованию программы ФПВП
Нецелесообразно использовать программу в работе с детьми с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы (пусть даже имеющих «пробелы» в развитии пространственных представлений), поскольку это может привести к провоцированию новой сферы сверхценных увлечений и интересов, еще более искажая тем самым всю структуру психического развития ребенка.
Система и критерии оценки достижений планируемых результатов.
17
Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы оценивается с помощью психологической диагностики по методике Н.Я. Семаго
«Сформированность пространственно-временных представлений у детей»
(первичная, промежуточная, итоговая психодиагностика). Психодиагностика проводится в индивидуальной форме. С помощью психодиагностики будет оцениваться уровень овладения ребенком основными пространственными представлениями (количественная оценка). Данные психодиагностики заносятся в индивидуальный бланк. Заполняется диагностическая карта (приложение 1).
Планирование занятий осуществляется в соответствии с результатами диагностики.
Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия в соответствии с логикой формирования пространственно-временных представлений. По итогам заключительной диагностики отслеживаются результаты проведенной работы и вносятся коррективы в программу занятий.
Обследуются такие параметры:
1. Пространственные представления о собственном теле.
(Анализ сформированности представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела):
в отношении собственного лица (анализ частей лица и их расположение на
лице по отношению друг к другу)
Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что у тебя над глазами, под глазами, под носом, над носом, надо лбом, под губами.
А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха». «Достань левой рукой правое ухо», «Достань правой рукой правое ухо».
по отношению к телу в целом (анализ расположения частей собственного
тела)
Инструкция: «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями».
по отношению к руке (анализ положения рук относительно собственного
тела и частей рук относительно друг друга)
Инструкция: «Что выше: плечо или локоть? Плечо или ладонь? Ладонь или запястье?
2. Пространственные представления о взаимоотношении объектов в
пространстве.
(Анализ взаиморасположения объектов в пространстве): взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;
взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);
18
взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.
Оценивается и возможность вербализации пространственных представлений.
Материал для исследования: коробка и карандаш.
Последовательность исследования: а) карандаш помещается на коробку.
Инструкция А: «Вот видишь, карандаш находится на коробке
(показывается). А как сказать, где находится карандаш сейчас? (карандаш помещается над коробкой).
Инструкция Б: «А так?» (карандаш помещается под коробкой на некотором расстоянии от ее дна). б) карандаш помещается между ребенком и коробкой.
Инструкция В: «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?» в) карандаш помещается справа или слева от коробки.
Инструкция Г: «Как сказать, где находится карандаш?».
3. Особенности координатных и метрических представлений ребенка
(взаиморасположение частей рисунка).
Методики: «Разрезные картинки»; «Кубики Кооса».
4. Вербализация пространственных представлений.
Последовательность анализа:
анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень);
анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Оценивается: правильное владение ребенком такими предлогами и понятиями как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от.
Материал для исследования: картинка с изображением полки с игрушками, картинка с изображением горизонтально и в пространстве расположенных разноцветных геометрических фигур, сюжетная картинка «Звери идут в школу».
5. Лингвистические представления (пространство языка).
Анализируются:
возможность словообразования, в том числе формирование сравнительных степеней прилагательных;
подбор антонимов;
понимание и формирование пассивных и других сложных речевых (лексико- грамматических) конструкций;
понимание и формирование пространственно-временных и причинноследственных речевых конструкций.
19
Оценивается: понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными
(в том числе пространственновременными и причинно-следственными).
Последовательность исследования:
Формирование сравнительных степеней прилагательных.
Инструкция: «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще…»,
«Стул жесткий, а стол еще …», «Стол гладкий, а стекло еще …?»
Подбор слов-антонимов:
Инструкция: «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка…?», «Карандаш короткий, а линейка…?»
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных речевых конструкций.
Методика исследования: ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе. Ребенок должен показать на листе то изображение, которое соответствует услышанной фразе.
Инструкция: «Покажи, где: мамина дочка…, дочкина мама. Хозяин коровы…, корова хозяина». «Покажи: скатертью накрыта клеенка…, мальчик спасен девочкой…, книгой накрыта газета…».
Оценивается правильное понимание сложных речевых конструкций, предъявляемых устно: «Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?», «Пароходом перевезен самолет, кто кого вез?».
Исследуется возможность правильно продолжить сложную речевую конструкцию:
«Перед тем как придти домой мальчик…», «Вместо того, чтобы надеть сапоги, я…»,
«Из-за того, что было жарко, девочка…» и т.п.
6. Анализ усвоения и правильного воспроизведения автоматизированных временных
рядов.
Оценка сформированности «временных» рядов производится как в ситуации их последовательного воспроизведения, так и «вразбивку».
В первом случае ребенка просят перечислить последовательность времен года, месяцев, дней недели.
Во втором случае ребенок должен ответить на вопросы: «Перед осенью бывает…», «После зимы наступает…», «Перед средой бывает…», «После пятницы наступает…» и т.п.
Анализируется:
четкость перечисления;
наличие пропусков во временных рядах;
нарушение их последовательности.
20
1. Освоение телесного пространства
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее
естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом
человека системой ориентации является схема тела.
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом
внешних
опор, маркеров («сено — солома»), которые заставили бы его буквально: убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной
тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца.
Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные, пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с
определенным движением
, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и
«влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» — приседание. Здесь же закрепляются понятия
«дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу
здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу
названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.
4. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
1 занятие. «Моё тело»