Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Коррекционно-развивающая программа
педагога-психолога для детей с ОВЗ
«Развитиеространственно-временных представлений
у детей с ОВЗ»
Составитель:
Шилина Оксана Анатольевна педагог-психолог высшей квалификационной категории
Здание №13
Москва
2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Пояснительная записка……………………………………………….……..3 1.2 Календарно-тематический план ………….. ..……………….…………......7 1.3 Коррекционно-развивающие занятия………………………..…………....10 1.4 Условия реализации программы…….……….………..…………..…….....37 1.5 Перечень литературно-методического обеспечения………………….….14
3
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Программа «Формирование пространственно- временных представлений у детей дошкольного возраста» является коррекционно- развивающей психолого-педагогической, рекомендуемой к реализации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе, детьми с ограниченными возможностями здоровья); направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и д.р.
Коррекционно-развивающая программа разработана на основе программы Н.Я.
Семаго «Методика формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста». В зависимости от индивидуальных особенностей детей в структуру занятий также включаются игры или упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, зрительно- моторной координации, слухоречевой памяти, произвольного внимания, логического мышления. Актуальность программы заключается в возможности оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с обозначенными трудностями в формировании высших психических функций, актуального интеллектуального развития и является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
В исследованиях многих ученых, в частности А.В. Семенович, Н.Я.Семаго делается вывод о том, пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственновременных представлений в онтогенезе лежит в основе дальнейшего формирования высших психических функций (далее ВПФ), а также эмоциональной жизни ребенка.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно- временных и квазипространственных представлений влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Соответственно, при специальной помощи, при коррекции пространственных представлений в интеллектуальном развитий детей происходят положительные изменения. Нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представлений вне развития произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы.
4
Цель программы – развитие пространственных и пространственно-временных представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.
Задачи:
- Развивать пространственные представления о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно- топологические представления);
- Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
- Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
- Развивать квазипространственные представления;
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Продолжительность программы.
Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия 20-30 минут.
Предлагаемая программа может служить основой для организации образовательной деятельности с детьми, имеющими разный уровень сформированности пространственных представлений и «зону ближайшего развития». В данном случае педагог-психолог адаптирует программу с учетом особых образовательных потребностей ребенка:
•
сокращает или дополняет отдельные части программы,
•
увеличивает количество занятий по наиболее трудным темам.
Программа может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах. В рамках групповой работы с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) численность группы - 2-4 чел. Желательна однородность состава участников по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту.
При индивидуальной работе занятия строятся с учетом уровня
актуального развития ребенка
Участниками программы могут быть:
5
Обучающиеся по программе дошкольного общего образования (в том числе, адаптированной для детей с ОВЗ) при отклоняющемся развитии (парциальная несформированность ВПФ, тотальное недоразвитие, «мягкие» варианты искаженного развития, дисгармоничное развитие), имеющие трудности в обучении, связанные с недостаточной сформированностью пространственных и пространственно-временных представлений.
Обучающиеся, имеющие отклоняющееся развитие, лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, так как от уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Несформированность пространственных представлений в дальнейшем, при обучении в школе может проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико- грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Научные, методологические и методические основания программы
.
Данная программа построена на основе возрастного, культурно- исторического и структурно-системного подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка, которые были разработаны Л.С. Выготским,
А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным. Основные идеи, являющиеся методологическими основаниями программы:
- психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определённым возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
6
- состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причём последней отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребёнка уровнем его актуального развития;
- среда является источником развития ребёнка;
- одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных возрастных особенностей обучение является движущей силой развития ребёнка, или «обучение ведёт за собой развитие», но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребёнка;
- психика ребёнка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого;
- психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;
- психика человека - феномен культурного происхождения;
- активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития ребёнка.
Теоретической базой программы также стали:
Нейропсихологический подход. В рамках этого подхода А.В.
Семенович делает вывод о том, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка.
идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М. М. Семаго, которая позволяет построить онтогенетически адекватную и эффективную развивающую работу с ребенком.
взгляды Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на формирование пространственных представлений у детей.
Программа строится на следующих принципах:
•
принцип «нормативности».Учет уровней в структуре пространственных представлений дает возможность более точного определения уровня их сформированности и «зоны ближайшего развития» для ребенка.
•
принцип доступности. Посильность заданий обеспечит их успешное выполнение, что непременно принесет удовлетворение ребенку, а, следовательно, будет формировать положительное отношение к учебной деятельности, что чрезвычайно важно.
7
•
Принцип вербализации. Работа над каждым уровнем предполагает обязательную вербализацию всех представлений.
•
Принцип системности. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических представлений (пространство языка), наиболее поздно усваиваемых ребенком.
•
Принцип полимодальности. Развивающий эффект достигается за счет привлечения к выполнению задания максимально возможного числа анализаторов
(зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.
Структура пространственных представлений.
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.
Подуровнями являются:
— ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), — напряжение-расслабление;
— ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость);
— ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сыростисухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п.), а также от взаимодействия со взрослыми.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних
объектов и тела (по отношению к собственному телу).
Подуровнями являются:
представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие:
- топологические представления (о нахождении того или иного предмета), - координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны»), - метрические представления (о дальности нахождения предмета);
представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.
Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития — закону основной оси (8): сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».
8
Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).
Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.
У ребенка вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном (иногда параллельно) появляется возможность вербализации представлений второго уровня. Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана. Проявление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.
Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка).
Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.
Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития. Временной фактор («временной вектор», по А.В. Семенович) играет значительную роль, определяя стиль мышления и собственно когнитивное развитие ребенка.
Основные
этапы
формирования пространственных и
квазипространственных представлений по А.В.Семенович:
1. Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема
тела.
2. Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней - освоение внешнего пространства.
3. Переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
4. Конструирование и копирование, упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.
5. Формирование «квазипространственных» представлений. Начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями.
9
Планируемые результаты: после прохождения курса коррекционно - развивающих занятий у детей формируются основные пространственные представления в соответствии с возможностями здоровья:
• о собственном теле, по вертикальной оси.
• о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения
«вертикальной организации» пространства тела
• о собственном теле по горизонтальной оси.
• об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.
• о схеме тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.
• сформируется ориентация и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
• совершенствуется зрительное восприятие
, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление.
Система оценки достижений. Результативность проведенной коррекционно- развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики по методике Семаго: первичная психодиагностика (начало программы), итоговая психодиагностика (конец программы). Психодиагностика проводится в индивидуальной форме.
2. Тематический план коррекционно-развивающих занятий
«Формирование пространственно-временных представлений»
10
Этап
Цель этапа
Наименование занятий
(1 раз в неделю)
Форма контроля
Кол-во
часов в
неделю
1 этап
Цель:
1. Развитие мышления и пространственно й ориентировки.
2. Формирования умения ориентироваться в собственном теле.
Занятие 1.
Наблюдение.
Беседа с детьми в конце занятия, обобщение пройденного материала.
Психологическая диагностика по методике Семаго: первичная психодиагнос- тика, итоговая психодиагнос- тика.
1
Занятие 2.
1 1
Занятие 3.
1
Занятие 4.
1
Занятие 5.
Занятие 6.
1
Цель:
1.Формирование представлений о собственном теле, по вертикальной оси.
2.Формирование взаиморасполож ения объектов по отношению к телу с точки зрения
«вертикальной организации» пространства тела
Занятие 7.
1. Разминка
2.Мое лицо.
3. Художник.
1
Занятие 8.
1. Разминка.
2. Мое лицо по вертикальной оси: «выше», «ниже».
3. Веселая зарядка.
1
Занятие 9.
1. Разминка.
2. Мое лицо по вертикальной оси: «между», «над» и «под».
3. Карта сокровищ.
1 1
Занятие 10.
1. Разминка
2. Мое лицо: «выше», «ниже»,
«между», «над» и «под».
3. Веселые клоуны.
Занятие 11.
1. Разминка
2. Мое тело.
2. «Засели домик».
1